из опыта работы. Интегрированный урок «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века».
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века».
Урок литературы в 6 классе
Тема урока: Пейзажная лирика
Цели урока:
1. Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов.
2. Раскрыть образность русского языка, его художественные средства, помогающие увидеть своеобразие стихотворения.
3. Учить выражать свои чувства, переживания во время анализа и выразительного чтения стихотворений.
4. Прививать любовь к русской поэзии, воспевающей красоту родной природы.
Оборудование урока:
1. Портреты А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова.
2. Репродукции картин русских художников — пейзажистов.
3. Рисунки учащихся к стихам.
4. Музыка: «Времена года» Чайковского
5. Песня на стихи Н.Рубцова «В горнице».
6. Фотографии, рисунки родных мест, где прошли детские годы поэтов
7. Таблица: «Художественные средства языка».
Подготовительная работа к уроку:
1. Класс делится на 3 группы, каждая из которых готовит презентацию своего поэта.
2. Внутри группы распределяются роли: литературовед — готовит рассказ о поэте, артист — выразительно читает стихотворение наизусть, критик — рассказывает о выразительности языка стихотворения (заранее готовятся листки бумаги (5 х 15), на которых написаны эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и другие художественные средства языка), художник — рисует иллюстрацию к стихотворению (это могут сделать и другие члены группы) и комментирует её, каждый член группы выступает и в роли критика —готовит выступление о своих впечатлениях, вызванных после прочтения стихотворения.
Экскурсовод — выбирается один — он проводит экскурсию по импровизированной галерее и знакомит учащихся с детскими рисунками.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- Удивительный мир природы оказывает на человека огромное влияние. Для поэта — это источник вдохновения и миропонимания. Сегодня на уроке мы поговорим об изображении родной природы в стихотворениях русских поэтов ХХ века. Каждая группа учащихся представит на нашем уроке — презентации своего поэта: литературоведы расскажут о самом художнике слова, артисты прочитают стихи поэта, художники попытаются изобразить услышанное на холсте бумаги, а критики, в роли которых вы все выступите, попробуют высказать свое мнение о чувствах и переживаниях лирического героя, о художественных средствах языка произведения, его композиции, позволяющих увидеть своеобразие стихотворения. Итак, мы начинаем поэтическую презентацию.
1 группа учащихся представляет стихи А.А.Блока
1. Слово о поэте:
Литературовед:
- Александр Александрович Блок — один из великих русских поэтов конца 19 начала ХХ века. Он родился в 1880 году в Петербурга в семье юриста. Профессора Варшавского университета А.А. Блока и А.А.Бекетовой, дочери известного учёного — ботаника А.Н.Бекетова, ректора Петербургского университета. Будущий поэт провёл своё детство в атмосфере дедовского дома, профессорской культуры в усадьбе Бекетовых Шахмотово, в Клинском уезде Московской губернии. Имение находилось в удивительно красивом месте, в «благоуханной глуши», в «красивых уютах» - так впоследствии назовёт сам поэт Шахмотово. Поэт с юных лет полюбил родной уголок, его живописную природу и, когда станет взрослым, будет каждый год приезжать летом в дом деда (показываются фотографии, рисунки окрестностей Шахмотова).
2. Выразительное чтение стихотворения А.Блока «Летний вечер»
Артист: читает стихотворение А.Блока «Летний вечер»(звучит музыка — «Времена года» П.И.Чайковского — «Лето»)
З. Анализ стихотворения - беседа по следующим вопросам: (в разговор вступают критики)
- Какой пейзаж рисует Блок в своём стихотворении? Докажите это примерами из текста. (Поэт показывает пейзаж позднего лета — «сжатая рожь», «некошеная межа», «песня жницы», «последние лучи заката».
- Какова композиция стихотворения? (Стихотворение состоит из трёх четверостиший, или трёх катренов).
- Какие художественные приёмы использует автор, чтобы оживить картину? (В первом катрене автор использует необычный эпитет «дремотой розовой», который означает умиротворённость, мечтательность, покой.
Во втором катрене сочетание «красный диск луны» обозначает не столько цвет луны, сколько ощущение тревоги дня. Глаголы действия, сменяющие покой на стремительность (лучи «лежат», песня «замирает», «забудь, «умчись». Предложения в последнем катрене повелевают совершить действия (листки с написанными худ, средствами языка вывешиваются в таблицу)
- Что чувствует лирический герой, каково его состояние? (В последнем четверостишии автор показывает лирического героя в состоянии тревоги, душа его стремится к чему — то прекрасному, но к чему — герой не знает)
- Как картины природы в первых двух четверостишиях соотносятся с образом лирического героя? (Пейзаж помогает понять героя, видно, что он грустит, тоскует).
- Какие размышления возникают у вас, ребята, после прочтения стихотворения? ( Поэт пишет о том, что трудовой день с его заботами подходит к концу. Всё замирает наступает тишина. Лирический герой размышляет отдаётся чувствам, хочет умчаться от проблем навстречу ночи)
Слово учителя:
- Верно. Блоковский пейзаж выражает чувства лирического героя, его настроения. Это своеобразие пейзажной лирики было свойственно поэтам 19 века: А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, Ф.И.Тютчеву. А.А. Блок продолжает их традиции.
4. Слово художнику (учащийся представляет свою картину: что автор хотел изобразить на ней, какие использует для этого краски)
- Удалось ли нашему художнику показать настроение стихотворения?
Слово учителя:
- Совсем другую ночь рисует поэт в стихотворении «О, как безумно за окном...»
5. Выразительное чтение стихотворения <О, как безумно за окном.. .» (звучит музыка Чайковского) — слово артисту
6. Анализ стихотворения (беседу ведут критики):
- Что общего в этом и предыдущем стихотворении и что их различает? (В этих стихотворениях поэт изображает ночь. Но эти пейзажи контрастны: первый - покой летней ночи, второй — ночная осенняя бушующая буря).
- Какие образы наполняют это стихотворение? («Буря злая», «несутся тучи, «ветер воет», «холод сырой», «мрак», «ночь». Они создают впечатление хаоса и дисгармонии).
- Каковы особенности лексики и синтаксиса7 (В стихотворении очень много восклицательных предложений, что создаёт ощущение крика, отчаяния. Олицетворение вместе с глаголами, которые носят отрицательную окраску, позволяют ярко увидеть ночную бурю, её ярость — «буря ревёт, бушует», «несутся тучи», «ветер воет, замирая», эпитеты тоже выбраны неслучайно — они усиливают ощущения —ревёт «безумно ., «ужасна ночь>, «бушует, изнывая - листки с выписанными словами помещаются в таблицы).
- Почему автор выбрал именно этот эпиграф, взяв строки из трагедии У.Шекспира «Король Лир»? (Бедные, бездомные люди, попав в ночную бурю, очень несчастны, они страдают, их жаль — это созвучно с содержанием трагедии)
- Ваши впечатления о стихотворении? (Блок так ярко показал бушующий пейзаж, что кажется, что ты сам находишься в центре хаоса. Язык очень выразителен и ярок)
Слово учителя:
- А.А.Блок с этим стихотворением внёс в русскую поэзию новое ощущение действительности: сильные переживания, отчаяние, крик лирического героя — позволили отразить мироощущение человека рубежа веков.
6. Слово художнику ( обсуждение детских рисунков к стихотворению).
Вторая группа учащихся представляет стихи С.А.Есенина
1. Слово учителя:
- Имя Сергея Александровича Есенина знакомо каждому русскому человеку. Его стихи о России, её природе удивительны! Мелодичность, напевность языка, образность позволяют читателю увидеть красоту русской земли. Давайте посмотрим, как рисует природу Сергей Александрович. Слово нашим литературоведам.
2.Слово о поэте.
Литературовед:
- Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губернии в 1895 году. Белокурый мальчик рос озорным и весёлым. В три с половиной лет дядья посадили его на лошадь и пустили в галоп, кидали в реку, как щенка, чтобы научился плавать. Серёжа очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. Русская деревня, необыкновенная природа средней полосы России, народные песни, частушки, сказки оказали сильное влияние на формирование юного поэта. Стихи он начал писать с девяти лет, но сознательное творчество началось лет с шестнадцати — семнадцати. Первые стихи С.Есенина были посвящены деревне, животным, природе. Этим темам поэт не изменял никогда.
З. Слово артисту:
Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали...»
4. Анализ стихотворения (В разговор вступают критики)
- Что вы можете сказать о сюжете стихотворения? (Лирический герой приезжает в родные места и вспоминает о детстве, юности).
- Что заставляет лирического героя вспомнить о далёких годах? (Пейзаж, картины природы будят воспоминания о родине.)
- Какие художественные средства языка использует автор, чтобы описать пейзаж и состояние лирического героя? ( Назывные предложения — «Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы.», олицетворение «зарыдали... бубенцы», эпитеты «разливные», дорога неприглядная, любимая», местность «чахленькая», по интонации восклицательные предложения «Эх вы, сани! Что за сани» - всё это восхищает героя, заставляет его прослезиться, он с нежностью «...берёзке каждой «ножку рад поцеловать.» - листки с написанными худ. средствами языка помещаются в таблицу.)
- В чём особенность лирического героя? ( В лирическом герое мы узнаём самого автора: «У меня отец — крестьянин, / Ну, а я — крестьянский сын. Наплевать мне на известность! И на то, что я поэт». Герой любит свою неяркую родину, как и «всякий русский человек». Он грустит и радуется от того, что жизнь продолжается и «юность»- молодежь - будет рядом с ним.
- Какие слова, словосочетания вы назвали бы истинно есенинским? («разливные бубенцы», «звоны», «стынь», «звень».)
Слово учителя:
- У Есенина можно много назвать слов и словосочетаний, свойственных только его лексике. («Наплевать мне на известность, и на то, что я поэт», «с венкой» и т.д.) И самое главное, что нужно отметить, природа в стихах поэта очищает душу человека, делает его лучше, светлее, всё мелкое и плохое уходит...
«Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С.А.Есенин».
5. Слово экскурсоводу — проводится экскурсия по рисункам учащихся к стихам С.А. Есенина.
Третья группа учащихся представляет стихи Н. Рубцова
1. Слово о поэте (звучит песня «В горнице»)
Литературовед:
- Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в городке Емецке Архангельской области. Он был из поколения детей Великой Отечественной войны. Мальчик был пятым ребёнком в семье. В шесть лет умерла мать, и Колю отдали в детский дом в селе Никольском под Тотьмой. После детдома работал на заводе, мечтал о море, поэтому пошёл работать на тральщик на Балтике, служил на Северном флоте. На флоте и началась его литературная жизнь. Поэт печатался во флотской газете. На его стихи написано много известных песен. Одну из них вы только что прослушали. Будучи выходцем из глубин народа, Н.Рубцов много писал о своей судьбе, жизни, матери ещё одна тема, которая была для поэта любима, — это тема природы. Именно она помогла Н.Рубцову показать, что значит для каждого человека его родина, отеческий дом.
2. Выразительное чтение стихотворения «Звезда полей»
Слово артисту.
3. Анализ стихотворения «Звезда полей»
В разговор вступают критики:
- Стихотворение прочитано. Как вы думаете, какова его основная
тема? (Это тема Родины, тема родной природы)
- Какую картину природы рисует автор и что при этом чувствует лирический герой? (Автор показывает «заледенелую мглу, а которой звезда «смотрит в полынью», полночь, родина спит. Тишина, покой заставляют испытать лирического героя чувство нежности к своей родной земле. «Звезда полей», звезда его родины была рядом с ним в «минуты потрясений». И не только с ним. Она горит «для всех тревожных жителей земли». Лирический герой счастлив от того, что на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...».
- Какие художественные средства языка, приёмы использует автор, для того чтобы показать любовь к родной земле? ( Использованный эпитет «заледенелой», метафорические эпитеты «горит под лотом осенним», «горит под зимним серебром», олицетворения «окутал родину», звезда, «остановившись, смотрит», повторы «во мгле заледенелой», «она горит», анафора «звезда полей», многоточия .
это позволяет почувствовать образность картины природы, ее тишину, вечность, душевное волнение лирического героя, недосказаннооть1)
- Какой смысл вкладывает автор в название стихотворения?
(Природа помогает людям правильно жить, делает их существование осмысленным. «Звезда полей» - это символ родины, счастья, благополучия.)
Слово учителя:
- Образ звезды часто используется в поэзии и восходит к самым древним, мифологическим образам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звезды. Образ звезды повторяется и в стихотворении ((В горнице» Оно положено на музыку и стало песней, прозвучавшей в начале разговора о поэте.
4. Слово экскурсоводу (проводится экскурсия по рисункам учащихся к стихам Н.Рубцова)
Заключительное слово:
- Подошла к концу презентация стихов русских поэтов ХХ века о родной природе. На уроке вы говорили о судьбах поэтов, читали их стихи, рисовали свои картины к произведениям и, самое главное, вы пытались понять автора, его чувства и переживания, высказать своё мнение, свою точку зрения. Мы познакомились только с маленькой капелькой огромного моря под названием ПОЭЗИЯ.
Читайте как можно больше, «открывайте для себя «новых» поэтов, учитесь у них любить родную природу, родину, землю, на которой живёте.
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Пороша»;
2. Показать влияние природы, её врачующую силу» на человека;
Использованная литература:
1. Блок А. Избранное. Стихотворения и поэмы Краснодарское книжное издательство, 1998.
2. Егорова Н.В. В помощь школьному учителю. М., «Вако», 2005
3. Есенин С. Стихотворения. Краснодарское книжное издательство,1980
5. Литература. 6 класс. Учебник под редакцией В.Я.Коровиной.М., Просвещение, 2007.
б. Рубцов Н. Стихотворения 1953—1971. Петрозаводск, 1994.
7. Паскевич Н.Я. Уроки Мастеров слова. Учебное пособие по литературе. Краснодар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века"
Урок литературы для учащихся 6-х классов...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).
Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
План-конспект урока литературы в 6 кл "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века" (Ян Полонский, Ф.Тютчев, А.Фет и др.)...
Урок литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
Урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века» с применением компьютерных технологий....