Из опыта работы. Интегрированные уроки преподавателя информатики
методическая разработка (информатика и икт) по теме
Предлагаемое пособие разработано преподавателем информатики Строчихиной Е.А. (на сегодняшний день - учитель математики общеобразовательной школы). В нем представлены интегрированные открытые уроки, разработанные и проведенные совместно с преподавателем литературы Шеменевой Т. С. и преподавателем физики Сериковой С. В. В пособии показаны современные возможности применения персонального компьютера и его программного обеспечения при проведении уроков теоретического обучения. Пособие предназначено для преподавателей теоретического обучения в начальных профессиональных училищах.
Надеюсь, что данный материал будет полезен всем преподавателям теоретического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strochihina_e._a._iz_opyta_raboty_prepodavatelya_inforatiki.doc | 821.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Строчихина Е. А.
Из опыта работы
Интегрированные
уроки преподавателя
информатики
г. Кореновск
2009г.
Государственное образовательное учреждениеначального профессионального образования
Профессиональное училище №25
Краснодарского края
Из опыта работы
Интегрированные уроки
Преподаватель: Строчихина Елена Александровна
г. Кореновск
2009г.
Предлагаемое пособие разработано преподавателем информатики Строчихиной Е.А. В нем представлены интегрированные открытые уроки, разработанные и проведенные совместно с преподавателем литературы Шеменевой Т. С. и преподавателем физики Сериковой С. В.. В пособии показаны современные возможности применения персонального компьютера и его программного обеспечения при проведении уроков теоретического обучения.Пособие предназначено для преподавателей теоретического обучения в начальных профессиональных училищах.
Надеюсь, что данный материал будет полезен всем преподавателям теоретического обучения.
Автор: Строчихина Е. А., преподаватель математики и информатики, ГОУ НПО ПУ №25, II категория
Рецензенты:
Цыпылова Е. Н., зам. по ООД, ГОУ НПО ПУ №25, математик, преподаватель математики, информатики и ВТ, II категория;
Куземченко М.В., зам. по УВР, ГОУ НПО ПУ №25, математик, преподаватель математики и информатики, высшая категория;
Землякова Р. Г., учитель математики СОШ №3 г. Кореновска, высшая категория.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №25
Краснодарского края. Кореновск, 2009г.
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Интеграция, на мой взгляд, – это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования. Такими компонентами могут быть различные виды знаний одного учебного предмета, обобщенные компоненты знаний межпредметного характера, обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.
Я считаю, что методологическая, образовательная, воспитывающая, развивающая функции интеграции в обучении обеспечивают существование интеграции как полноправного процесса в обучении.
Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира.
Образовательная функция интеграции заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах и закономерностях, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях и идеях мировоззренческого характера.
Воспитывающая функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.
Интеграция в обучении позволяет выполнить и развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащегося, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (мною предлагаются фрагменты двух интегрированных уроков: литературы и информатики и физики и информатики). Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или преподаватель с преподавателем специального предмета.
Формы интегрированных уроков могут быть различны. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы двух или нескольких предметов.
В 21 веке - веке всеобщей компьютеризации невозможно представить современный урок без применения персонального компьютера и его программного обеспечения. Применить ПК и его программное обеспечение на сегодняшний день можно на любых теоретических и спецпредметах, для этого можно разрабатывать свои программы и использовать уже готовые обучающие программы.
Так, на интегрированном уроке (литература + информатика) по темам: «И век серебряный как месяц молодой. Использование информационных технологий в работе с текстом» ( 2 курс), проведенном преподавателями ГОУ НПО ПУ №25 г. Кореновска: литературы – Шеменевой Т. С. и информатики – Строчихиной Е. А., учащиеся группы были разделены на 3 команды.
На этапе воспроизведения и коррекции опорных знаний и умений рекомендуем учащимся наизусть читать стихи поэтов серебряного века с их дальнейшим анализом. На этом же этапе учащиеся могут с помощью персонального компьютера выполнить набор прочитанных стихов по образцу в ТР MS Word на скорость. (Приложение 1.)
На этапе обобщения, систематизации и закрепления учебного материала учащимся рекомендуется выполнять различные практические задания.
Выполняя первое задание, учащиеся могут выразительно прочитать стихотворение М. Цветаевой, провести его анализ и заполнить предоставленную им таблицу на индивидуальных карточках. Далее один учащийся, в качестве контроля, заполнит таблицу на доске, а трое учащихся по одному из каждой команды создадут таблицу на ПК в ТР MS WORD. (Приложение 2.)
При выполнении второго задания учащимся можно предложить составить блок схему к предложенным фрагментам стихов поэтов серебряного века.
При выполнении следующего задания, преподаватель может организовать работу учащихся по карточкам в парах. Например: на карточках предоставлена программа, составленная с помощью языка программирования QBasic, где необходимо, используя знания по информатике, восстановить вопросы по литературе, а затем - ответить на них. (Приложение3.)
Весьма интересным получился интегрированный урок информатика + физика с использованием уже готовой обучающей программы по физике.
Интегрированный урок “Структура и свойства вещества. Применение ПК и его ПО” ( 1 курс) был проведен преподавателем информатики Строчихиной Е.А. и преподавателем физики Сериковой С. В.
На этапе изучения нового материала преподаватель физики объясняет новый материал о структуре и свойствах вещества, а преподаватель информатики с помощью обучающей программы демонстрирует структуру и свойства изучаемых веществ за ПК.
На этапе обобщения, систематизации и закрепления учебного материала при выполнении первого задания учащимся можно предложить по вариантам заполнить таблицу на распознавание веществ и таблицу на знание свойств веществ (Приложение 4.) При выполнении второго задания – решение задачи, учащимся необходимо выбрать правильный ответ, отметив его галочкой. (Приложение 4.) После сдачи выполненных заданий за персональный компьютер рекомендуется пригласить учащихся, чтобы выполнить эти же задачи с помощью обучающей программы. Оценки за готовые задания здесь уже выставлял ПК, или же указывает на ошибки и предлагает правильные ответы.
Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трех элементов:
знания и умения из первой предметной области,
знания и умения из второй предметной области,
интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.
Интеграцию учебных дисциплин мы строим по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции.
По моему мнению, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
РАЗРАБОТКА
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ:
« И век серебряный как месяц молодой.
Использование информационных технологий
в работе с текстом.»
Предметы: литература и информатика
Преподаватели: Строчихина Елена Александровна,
Шеменева Татьяна Сергеевна
Тема: «И век серебряный как месяц молодой. Использование информационных технологий в работе с текстом. »
Цели урока:
образовательные: закрепить и обобщить материал по теме: «И век серебряный как месяц молодой. Использование информационных технологий в работе с текстом», сформировать у учащихся общую систему знаний об объектах совместимости литературы и информационных технологий, наглядно показать практическое применение теоретических знаний;
развивающие: развивать логическое мышление учащихся и навыки работы за ПК; способствовать развитию речи, памяти, наблюдательности и самостоятельности учащихся;
воспитывающие: воспитывать ответственное отношение к предмету, формировать умение работать в группах, выслушивать друг друга, прививать интерес к изучаемы предметам;
4) методические: совершенствовать организацию учебного процесса, повышать уровень педагогического мастерства преподавателя.
Тип урока: применения знаний, умений и навыков на практике, интегрированный.
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа с использованием наглядных пособий, самостоятельная работа, практический, наглядно-образный.
Оснащение урока: персональные компьютеры, дидактический материал, доска, лист учета ответов, портреты поэтов.
Межпредметные связи: русский язык, история, физика, черчение.
Ход урока
Организационный момент
Цель: Обосновать значение изучаемой темы и цели урока, сформировать команды.
Приветствие.
Подготовка учащихся к уроку.
Проверка присутствия учащихся на уроке.
Знакомство с темой и задачами урока.
Сообщение плана работы и системы оценки знаний учащихся на уроке.
Формирование команд.
Запись учащимися даты и темы урока в тетради.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний и умений по теме: «Серебряный век русской поэзии. Использование информационных технологий в работе с текстом.»
Цель: Активизировать знания учащихся по темам: «Поэты серебряного века. Использование алгоритма.»
Вступительное слово преподавателя.
Проверка домашнего задания:
а) выразительное чтение стихов с их дальнейшим анализом;
б) Конкурс «Кто быстрее?» (Приложение 1).
- необходимо набрать фрагменты прочитанных стихов за персональным компьютером.
Конкурса «Разминка». (Приложение 2).
- фронтальный опрос.
Обобщение, систематизация и закрепление учебного материала по теме: «Серебряный век русской поэзии. Использование информационных технологий в работе с текстом.»
Цель: Систематизировать и закрепить знания учащихся по темам: «Поэты серебряного века. Использование информационных технологий в работе с текстом».
Конкурс «Я – Цветаева» (Приложение3):
а) заполнение таблицы на индивидуальных карточках;
б) контрольное заполнение и анализ стихотворения у доски (1 учащийся);
в) создание и заполнение полученной таблицы на ПК в текстовом редакторе MS WORD.
Конкурс «Стих - алгоритм» (работа в парах по карточкам) (Приложение 4):
а) создание схемы в тетрадях;
б) контрольное изображение схем у доски.
Конкурс «Разгадай» (работа в группах по карточкам) (Приложение 5).
а) выполнение задания в тетрадях;
б) разбор задания у доски.
Заключительный этап урока
Цель: Подвести итоги урока, оценить знания учащихся по теме: «И век серебряный как месяц молодой. Использование информационных технологий в работе с текстом».
Подведение итогов.
- Заключительное слово преподавателя.
Сообщение результатов игры.
- Заключительное слово помощника.
Оценка знаний учащихся с комментарием.
Домашнее задание:
- подготовиться к тесту;
- повторить команды работы с текстом за ПК в ТР MS WORD.
РАЗРАБОТКА
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ:
« Структура и свойства вещества.
Применение персонального компьютера и его программного обеспечения.»
Предметы: физика и информатика
Преподаватели: Серикова Светлана Вениаминовна,
Строчихина Елена Александровна
Тема: «Структура и свойства вещества. Применение персонального компьютера и его программного обеспечения.»
Цели урока:
1) образовательные: изучить атомно-молекулярное строение и плотность вещества, закрепить и углубить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках, сформировать у учащихся общую систему знаний об объектах совместимости физики и информационных технологий, наглядно показать возможность изучения физического материала с помощью программного обеспечения и показать практическое применение теоретических знаний;
2) развивающие: развивать аналитическое и логическое мышление учащихся и навыки работы за ПК; способствовать развитию речи, памяти, наблюдательности и самостоятельности учащихся;
3) воспитывающие: воспитывать ответственное отношение к предмету, формировать умение работать в группах, выслушивать друг друга, прививать интерес к изучаемы предметам;
4) методические: совершенствовать организацию учебного процесса, повышать уровень педагогического мастерства преподавателя.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа с использованием наглядных пособий, самостоятельная работа, практический, наглядно-образный.
Оснащение урока: персональные компьютеры, дидактический материал, доска, обучающая программа по физике.
Межпредметные связи: химия, математика
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: Обосновать значение изучаемой темы и цели урока.
Приветствие.
Подготовка учащихся к уроку.
Проверка присутствия учащихся на уроке.
Знакомство с темой и задачами урока.
Сообщение плана работы и системы оценки знаний учащихся на уроке.
Запись учащимися даты и темы урока в тетради.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний и умений по теме: «Основные положения МКТ. Тепловое движение частиц. Масса и размер молекул. Программное обеспечение.»
Цель: Активизировать знания учащихся по темам: «Основные положения МКТ. Тепловое движение частиц. Масса и размер молекул. Программное обеспечение.»
Проверка домашнего задания:
а) фронтальный опрос. (Приложение 6);
б) работа по карточкам:
- тест по теме: «Расчет массы и количества вещества» с взаимопроверкой. (Приложение 7).
Изучение нового материала по теме: «Структура и свойства вещества. Применение персонального компьютера и его программного обеспечения.»
Цель: Изучить атомно-молекулярное строение и плотность вещества, сформировать у учащихся общую систему знаний об объектах совместимости физики и информационных технологий, наглядно показать возможность изучения физического материала с помощью программного обеспечения.
План
Слово преподавателей.
Газы:
а) объяснение нового материала;
б) демонстрация учебного материала с помощью обучающей программы (урок 1, с.3, опыт 3);
в) самостоятельная работа с учебником (с. 162, рис.131 ).
Жидкости:
а) объяснение нового материала;
б) демонстрация учебного материала с помощью обучающей программы (урок 1, с.3, опыт 2 );
в) самостоятельная работа с учебником (с.163, рис.132 ).
4. Твердые тела:
а) объяснение нового материала;
б) демонстрация примеров твердых тел (урок 1, с. 3 «Знаете ли вы?»).
в) самостоятельная работа с учебником (с.164, рис.133 ),
5. Плотность:
а) объяснение нового материала;
б) демонстрация учебного материала с помощью обучающей программы:
- записать определение плотности под диктовку обучающей программы ( урок 1, с.6, );
- записать формулу нахождения плотности (урок 1, с.7);
- слово преподавателя информатики (Пример «Проверь себя»);
- слово преподавателя физики.
IV. Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков по теме: «Структура и свойства вещества. Применение персонального компьютера и его программного обеспечения.»
Цель: Систематизировать и закрепить знания учащихся по теме: «Структура и свойства вещества. Применение персонального компьютера и его программного обеспечения.»
Фронтальный опрос. (Приложение 8).
Обобщение, систематизация и закрепление учебного материала по теме: «Структура и свойства вещества. Применение персонального компьютера и его программного обеспечения.»
Цель: Систематизировать и закрепить знания учащихся по темам: «Структура и свойства вещества. Применение персонального компьютера и его программного обеспечения».
1. Письменная работа по карточкам. (Приложение 9).
Контроль выполненных письменных заданий по карточкам (п.1) с помощью обучающей программы за ПК (4 учащихся):
а) упражнение 1 с. 13 №1,
б) упражнение 3 с. 14 №1,
в) упражнение 4 с. 15
Заключительный этап урока
Цель: Подвести итоги урока, оценить знания учащихся по теме: «Структура и свойства вещества. Применение персонального компьютера и его программного обеспечения».
Подведение итогов.
- Заключительное слово преподавателя.
Оценка знаний учащихся с комментарием. (Приложение 10).
- Слово преподавателю физики.
- Слово преподавателю информатики.
Домашнее задание с комментарием:
- § 61-62 стр. 161-165,
- выучить виды программного обеспечения п. 1.9 стр. 65
РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ТЕМЕ:
«Решение задач по теме:
«Алгоритм и его применение»
Предмет: информатика
Преподаватель: Строчихина Елена Александровна
Тема: «Решение задач по теме: «Алгоритм и его применение».
Цели урока:
1) образовательные: закрепить материал по теме: «Алгоритм и его применение», учить решать задачи, наглядно показать практическое применение теоретических знаний, подготовить к контрольной работе;
2) развивающие: развивать логическое мышление учащихся и навыки работы за ПК; способствовать развитию речи, памяти, наблюдательности и самостоятельности учащихся;
3) воспитывающие: воспитать ответственное отношение к предмету, формировать умение работать в группах, выслушивать друг друга, прививать интерес к предмету;
4) методические: совершенствовать организацию учебного процесса, повышать уровень педагогического мастерства преподавателя.
Тип урока: урок систематизации контроля знаний.
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа с использованием наглядных пособий, самостоятельная работа, практический, наглядно-образный.
Оснащение урока: компьютеры с программой Бейсик, карточки с заданиями, доска, карточки с тестом, карточки для ответов, лист учета, кроссворды, карточки с алгоритмами.
Межпредметные связи: математика, физика, литература, спецтехнология, изобразительное искусство.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: Обосновать значение изучаемой темы и цели урока, сформировать команды.
Приветствие.
Подготовка учащихся к уроку.
Проверка присутствия учащихся на уроке.
Знакомство с темой и задачами урока.
Сообщение плана работы и системы оценки знаний учащихся на уроке.
Формирование команд.
Запись учащимися даты и темы урока в тетради.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме: «Решение задач по теме: « Алгоритм и его применение»
Цель: Активизировать знания учащихся по теме: «Алгоритм и его применение»
Индивидуальная работа по карточкам у доски и проверка за компьютером (3 человека): «Конкурс капитанов». (Приложение 11).
Фронтальный опрос по вопросам конкурса «Разминка». (Приложение 12).
III. Обобщение, систематизация и закрепление материала по теме: «Алгоритм и его применение»
Цель: Систематизировать и закрепить знания учащихся по теме: «Алгоритм и его применение».
Беседа по вопросам на логическое мышление конкурса «Угадай». (Приложение 13, задание1).
Работа в парах по карточкам конкурса «Угадай» (Приложение 13, задание 2).
а) Запись задания в тетради.
б) Сообщение полученных результатов.
3. Практическая работа у доски и за компьютером по заданиям конкурса «Как быстрее?» (Приложение 14).
а) По 1 человеку от команды у доски, группа пишет в тетради, с последующей проверкой за компьютером.
4. Работа в группах по карточкам конкурса «Разгадай» (по 4 человека команды). (Приложение 15).
5. Письменная тестовая индивидуальная работа конкурса «Подумай». (Приложение 16).
а) Выполнение работы на специальных листках для ответов.
б) Взаимоконтроль.
6. Устная коллективная работа «Стих-загадка».
а) Группа вставляет недостающие слова. (Ответы с места). (Приложение 17).
б) Помощник заполняет лист учета и подводит итоги игры. (Приложение 10).
Заключительный этап урока
Цель: Подвести итоги по теме: «Алгоритм и его применение», оценить знания учащихся по теме и сообщить результат игры.
Подведение итогов.
- Заключительное слово преподавателя.
2. Сообщение результатов игры.
- Заключительное слово помощник).
3. Оценка знаний учащихся с комментарием.
4. Домашнее задание с комментарием:
- Выучить определения и подготовиться к контрольной работе.
Приложение 1.Конкурс «Кто быстрее?»
Задание: Угадайте автора четверостишия и наберите по образцу его на ПК в текстовом редакторе MS Word.
Команда №1
Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках
Как пышная роза сидит.
Любезная сердцу картина!
Вся в белых сквозных кружевах
Мечтает под звук клавесина…
Горит в золотистых лучах.
Команда №2
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Команда №3
Ловлю дрожащие, хладеющие руки;
Бледнеют в сумраке знакомые черты!..
Моя ты, вся моя – до завтрашней разлуки,
Мне все равно – со мной до утра ты.
Последние слова, изнемогая,
Ты шепчешь без конца, в неизреченном сне.
Приложение 2.Конкурс «Разминка»
Задание: Ответьте на вопросы.
1. Перечислите поэтов «Серебряного века». (С. Есенин, В. Маяковский, А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова)
2. Прием контраста, противопоставления явлений и контраста называется … (антитеза)
3. Перечислите основные направления поэтов «Серебряного века». (Акмеизм, футуризм, имажинизм, символизм)
4. Назовите поэта, принадлежавшего к такому литературному течению как имажинизм. (С. Есенин)
5. Что называется гиперболой? (Изобразительный прием, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия (или художественное преувеличение))
6. Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется …. (алгоритмом)
7. Форма организаций действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется. . . (ветвлением)
8. Форма организаций действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется. . . (циклом).
9. Перечислить три основных типа алгоритмов. (Линейные, разветвляющиеся, циклические)
10. Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется…(зацикливанием)
Приложение 3.
Конкурс «Я – Цветаева»
Задание: 1. Прочитайте выразительно стихотворение М. Цветаевой, выясните, кто герои этого стихотворения? Заполните предоставленную ниже таблицу, где слева укажите слова из стихотворения, относящиеся к людям, а справа – к Марине.
Обыкновенные люди | Марина |
1. |
2. |
3. |
4. |
2. Создайте полученную таблицу в ТР MS WORD
Кто создан из камня, кто создан из глины. –
А я серебрюсь и сверкаю!
Я – бренная пена морская.
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Приложение 4.
Конкурса «Алгоритм»
Задание: Прочитайте выразительно стих. Составьте алгоритмизированную схему и угадайте автора данного ниже стихотворения или его фрагмента.
Команда 1
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Команда 2
О доблестях, о подвигах, о славе
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Команда 3
Шаганэ
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я севера, что ли.
Приложение 5.
Конкурс «Угадай-ка!»
Задание: Восстановив фразу, получи вопрос и дай на него ответ
Команда 1.
10 goto 90
20 print “мыслями, речью, ”.
30 goto 80
40 print “заключающийся в том, что ”
50 print “при описании животных или неодушевленных предметов,”
60 goto 110
70 goto 130
80 print "называется”: end
90 print “Художественный прием, ”
100 goto 40
110 print “они надеются ”
120 goto 70
130 print “человеческими чувствами, ”
140 goto 20
Ответ: «Художественный прием, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, называется» олицетворение.
Команда 2.
10 goto 90
20 print “значимости ”.
30 goto 80
40 print “и выражений ”
50 print “по возрастающей”
60 goto 110
70 goto 130
80 print « - это ”: end
90 print “Расположение слов ”
100 goto 40
110 print “или”
120 goto 70
130 print “убывающей ”
140 goto 20
Ответ: “ Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости - это” градация.
Команда 3
10 goto 90
20 goto 30
30 goto 80
40 print “противоположных ”
50 print “по”
60 goto 110
70 goto 130
80 print “называется”: end
90 print “Сочетание ”
100 goto 40
110 print “значению ”
120 goto 70
130 print “слов ”
140 goto 20
Ответ: “ Сочетание противоположных по значению слов называется”оксюморон.
Приложение 6.
Вопросы.
Сформулируйте основные положения молекулярно-кинетической теории.
Дайте определение программного обеспечения.
Каков характер движения частиц внутри всех тел?
Какие виды программного обеспечения вы знаете?
Какие тела считаются макроскопическими? Микроскопическими?
Что можно делать с помощью обучающих и учебных программ?
Какова причина броуновского движения, каков его характер?
Какие инструментальные программы вы знаете?
Объясните тепловое движение.
Какие виды программного обеспечения применяются в вашей будущей профессии?
Какая изученная величина связана с весом продукта?
Приложение 7.
Проверочный тест по теме: «Расчет массы и количества вещества»
Задание: Вопросу, стоящему в левой колонке таблицы, сопоставьте правильный ответ из правой колонки таблицы, используя лишь нумерацию вопросов и ответов. (Для выполнения задания учащимся раздаются карточки ответов.)
1 | Молярная масса вещества | 1 |
2 | Относительная молекулярная масса | 2 |
3 | Число молекул любого вещества при известном количестве вещества | 3 |
4 | Количество вещества с использованием числа Авогадро | 4 |
5 | Расчет толщины слоя молекулы оливкового масла | 5 |
6 | Масса любого количества вещества | 6 |
7 | Количество вещества при известной массе вещества | 7 |
8 | Число молекул любого вещества при известной массе вещества | 8 |
9 | Масса одной молекулы воды | 9 |
10 | Постоянная Авогадро | 10 |
Ключ ответов:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | 5 | 9 | 7 | 3 | 10 | 1 | 2 | 4 | 6 | 8 |
Карточки для ответов.
Фамилия Имя _____________________группа ___________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа |
Проверил ___________________________ Оценка ________
Параметры оценивания:
10 вопросов верно – «5»,
8 - 9 вопросов верно – «4»,
6 - 7 вопросов верно – «3»,
0 - 5 вопроса верно – «2».
Приложение 8.
Вопросы.
Молекулярную структуру каких веществ вы изучили?
Дайте краткую сравнительную характеристику расположения молекул.
Дайте краткое сравнительное описание движений в твердых, жидких и газообразных веществах.
Как расходуется кинетическая энергия в твердых, жидких и газообразных веществах?
Назовите, какие продовольственные товары вы можете отнести к твердым телам?
Какие жидкие промышленные товары вы знаете?
Как газ применяется в пищевой промышленности?
Что такое плотность вещества?
Какие виды программного обеспечения были применены сегодня при изучении нового материала по физике?
Как вы считаете, какие виды программного обеспечения будут применяться в вашей будущей профессии?
Приложение 9.
Вариант 1.
Задание 1.
Распределите вещества, взятые при комнатной температуре по соответствующим группам (Вставьте необходимые цифры в соответствующий столбец)
Твердые тела | Жидкости | Газообразные тела |
Вещества:
Воск.
Золото.
Бензин.
Молоко.
Озон.
Угарный газ.
Стекло.
Масло.
Воздух.
Задание 2.
Выберите верный ответ. (Поставьте галочку).
Плотность вещества отражает:
число атомов, содержащихся в единице объема;
массу отдельного атома;
массу всех атомов данного вещества, содержащихся в единице объема;
твердость вещества.
Вариант 2.
Задание 1.
Сопоставьте свойства вещества соответствующим агрегатным состояниям. (Вставьте необходимые цифры в соответствующий столбец)
Твердое | Жидкое | Газообразное |
Свойства веществ:
Малые расстояния между молекулами.
Очень сильное взаимодействие между молекулами.
Упорядоченное расположение между молекулами.
Большие расстояния между молекулами.
Слабое взаимодействие между молекулами.
Неупорядоченное расположение молекул.
Огромное расстояние между молекулами.
Очень слабое взаимодействие между молекулами.
Хаотическое, неупорядоченное движение молекул.
Задание 2.
Выберите верный ответ. (Поставьте галочку).
Кубический кусок меди с длиной стороны 1 см имеет массу 8,95 г, такой же кубик из свинца имеет массу 11,35 г. Масса атома свинца больше массы атома меди. В каком кубе содержится больше атомов?
количество атомов невозможно сравнить, так как мы не знаем их размеров;
оба куба содержат одинаковое количество атомов;
свинцовый куб содержит больше атомов;
медный куб содержит больше атомов.
Приложение 10.
Оценка работы учащихся.
№ | Ф. И. учащегося | Опрос (прил.1) | Тест | Опрос (прил.3) | Письменная работа (прил.4) | Работа за ПК | Допол-нения | Итог |
1 | Антонова Юлия |
2 | Балабанова Ольга |
3 | Бикмашева Анастасия |
4 | Горохова Анастасия |
5 | Жорник Оксана |
6 | Иноятова Мадина |
7 | Кабыш Юрий |
8 | Кандаурова Евгения |
9 | Кастерина Мария |
10 | Киселев Григорий |
11 | Кушнаренко Яна |
12 | Литвинова Юлия |
13 | Макеева Елена |
14 | Никитина Марина |
15 | Пидоря Екатерина |
16 | Пристойная Анна |
17 | Протасова Юлия |
18 | Рябцева Анна |
19 | Рутковская Анастасия |
20 | Сергиенко Анастасия |
21 | Свистунова Ольга |
22 | Самофалова Ольга |
23 | Тарасенко Виктория |
24 | Хахуцкая Вероника |
25 | Кравченко Наталья |
Приложение 11.
Конкурс капитанов
Общее задание: В составленных программах найдите ошибки и проверьте работу программы на компьютере.
Задание капитану команды №1
Задание: Даны сила тока I и напряжение U. Найдите сопротивление цепи R.
В составленной программе найдите ошибки и проверьте на ПК.
Программа на языке Бейсик
10 REM Нахождение сопротивления
20 INPUT «Введите силу тока I и напряжение U»; I U
30 LET
40 PRINT «R=» R
50 END
Задание капитану команды №2
Задание: Даны сила тяжести F и масса тела m. Найдите его ускорение a.
В составленной программе найдите ошибки и проверьте на ПК.
Программа на языке Бейсик
10 REM Нахождение ускорения тела
20 INPUT «Введите силу тяжести F и массу тела m»; F m
30 LET
40 PRINT « a=» a
50 END
Задание капитану команды №3
Задание: Найдите значение математического выражения при известных А и В.
В составленной программе найдите ошибки и проверьте на ПК.
Программа на языке Бейсик
10 REM Нахождение математического выражения
20 INPUT «Введите переменные А и В»; А В
30 LET y=(4*A-3)/B
40 PRINT «y=» y
50 END
Приложение 12.
Конкурс «Разминка»
Вопросы командам
1. Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется …. (алгоритмом)
2. Форма организаций действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется. . . (ветвлением)
3. Форма организаций действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется. . . (циклом).
4. Перечислить три основных типа алгоритмов. (Линейные, разветвляющиеся, циклические)
5. Базовая структура, образованная из последовательности действий, следующих одно за другим, называется. . . (следование)
6. Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется…(зацикливанием)
7. Перечислите известные вам формы записи алгоритмов. (словесная, табличная, графическая - в виде блок-схем).
8. Какие типы данных вы знаете? (вещественный, целый, символьный, булевый) .
9. Какой алгоритм можно применить к изображению 1? Объясните.
10. Какой алгоритм можно применить к изображению 2? Объясните.
11. Какой алгоритм можно применить к изображению 3? Объясните.
12. Какой алгоритм можно применить к следующим стихам и изображению 4? Объясните.
Приложение 13.Конкурс «Угадай-ка!»
Задание1 : По заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу.
1. Если два дела делать одновременно делать, то ничего не получится.
Ответ: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.
2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.
Ответ: “Тише едешь – дальше будешь”.
3. Если не будешь трудится, то не сваришь ухи.
Ответ: “Без труда не вынешь рыбку из пруда”.
4. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.
Ответ: “Сам кашу заварил, сам и расхлебывай”.
Задание 2: Восстановите фразу.
(Команды получают карточки-задания по одной на парту)
Задание команде 1.
10 goto 90
20 print “всякий страх”.
30 goto 80
40 print “только,”
50 print “чего не знает,”
60 goto 110
70 goto 130
80 print “(В.Г. Белинский)”: end
90 print “Человек страшится”
100 goto 40
110 print “знанием”
120 goto 70
130 print “побеждается”
140 goto 20
Ответ:“Человек страшится только, чего не знает, знанием побеждается всякий страх”. (В.Г. Белинский)
Задание команде 2.
10 goto 90
20 print “к силам ума”.
30 goto 80
40 print “слабость”
50 print “ума”
60 goto 110
70 goto 130
80 print “(В.Г. Белинский)”: end
90 print “Величайшая”
100 goto 40
110 print “заключается”
120 goto 70
130 print “в недоверчивости”
140 goto 20
Ответ: “Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума”. (В.Г. Белинский)
Задание команде 3
10 goto 90
20 print “верят”.
30 goto 80
40 print “часто”
50 print “настолько проста,”
60 goto 110
70 goto 130
80 print “(Ф. Левальд)”: end
90 print “Истина бывает”
100 goto 40
110 print “что в нее”
120 goto 70
130 print “не”
140 goto 20
Ответ: “Истина бывает часто настолько проста, что в нее не верят”. (Ф. Левальд)
Приложение 14.
Конкурс «Как быстрее?»
Общее задание командам: Решите квадратное уравнение на доске и проверьте полученные результат с помощью готовой программы на языке Бейсик за компьютером.
Задание команде 1.
Решите квадратное уравнение и проверьте полученный результат за компьютером.
Ответ: 1.
Задание команде 2.
Решите квадратное уравнение и проверьте полученный результат за компьютером.
Ответ: -2; -1.
Задание команде 3.
Решите квадратное уравнение и проверьте полученный результат за компьютером.
Ответ: -1.
Приложение 15.
Конкурс «Разгадай!»
Определенная последовательность действий, выполнение которых позволяет получить выполнение поставленной задачи называется… (алгоритм)
Если все действия в алгоритме выполняются однократно, одно за другим, то такой алгоритм работы называется… (линейный)
Алгоритм, записанный на языке компьютера называется… (программа)
Многократно повторяемая часть программы называется… (цикл)
Если в алгоритме можно выделить последовательность действий, которая выполняется подряд несколько раз, то такой алгоритм называется… (циклический)
1 |
2 |
|
3 |
4 |
5 |
|
|
|
Приложение 16.
Конкурс «Подумай»
Тест по теме: «Алгоритм ».
Вариант 1
Алгоритмом называется…
а) последовательность действий;
б) последовательность вычислений;
в) последовательность.
Какого вида алгоритма не существует?
а) линейного;
б) квадратного;
в) циклического.
Из перечисленных ниже команд, выберите команды, принадлежащие разветвляющемуся алгоритму:
а) IF …THEN;
б) NEXT…;
в) GOTO.
Какая команда на языке Бейсик соответствует оператору ввода данных?
а) LET;
б) INPUT;
в) PRINT.
Из перечисленных ниже данных, выберите данные целого типа:
а) 2;
б) 3,5;
в) «КУЛИНАРИЯ».
Из приведенных ниже команд, выберите команду, не принадлежащую языку программирования Бейсик:
а) INPUT;
б) PRINT;
в) HOME.
На каком языке созданы команды языка программирования Бейсик?
а) английском;
б) русском;
в) немецком.
Ключ ответов:
1а; 2б; 3а; 4б; 5а; 6в; 7а.
Вариант 2
Циклом называется…
а) многократно повторяемая последовательность действий;
б) последовательность вычислений;
в) последовательность.
Алгоритм какого вида существует?
а) линейный;
б) квадратный;
в) кубический.
Из перечисленных ниже команд, выберите команды, принадлежащие циклическому алгоритму:
а) IF …THEN;
б) NEXT…;
в) END.
Какая команда на языке программирования Бейсик соответствует оператору вывода данных?
а) LET;
б) INPUT;
в) PRINT.
Из перечисленных ниже данных, выберите данные символьного типа:
а) 2;
б) 3,5;
в) «КУЛИНАРИЯ».
Из приведенных ниже команд, выберите команду, принадлежащую языку программирования Бейсик:
а) DELETE;
б) PRINT;
в) HOME.
Какого типа данных не существует?
а) символьного;
б) вещественного;
в) нулевого.
Ключ ответов:
1а; 2а; 3б; 4в; 5в; 6б; 7в.
Карточки для ответов теста.
Фамилия Имя _____________________группа 293 ВАРИАНТ ______________________
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
№ ответа |
Проверил ___________________________ Оценка __________
Параметры оценивания:
7 вопросов верно – «5», 5-6 вопросов верно – «4», 4 вопросов верно – «3», 3 вопроса верно и ниже – «2».
Приложение 17.
Стих – загадка
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот ??? (компьютер) – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Наверху машины всей
Размещается ??? (дисплей) –
Словно смелый капитан!
А на нем – горит – экран.
Ну, а рядом – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ??? (системным)
Он читает, он считает,
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель – хоть куда!
Только знаешь, в чем беда?
Выключаешь – все забудет,
Ничего он знать не будет –
Прямо как Рассеянный
С улицы Басейной!
Кто ж ему поможет? Вот,
Познакомьтесь – ??? (дисковод)!
Коль с компьютером ты дружен –
То и справочник не нужен:
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ??? (дискета) –
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Это вот – ??? (клавиатура).
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны!
А вот это ??? (принтер), братцы.
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть ??? (мышка)!
Эта мышка не простая,
Эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну, а на коробке –
Две или три кнопки.
Есть компьютер?
Скажем прямо:
Нам теперь нужна ??? (программа)!
Где живет она? В дискете!
А порою – на кассете.
С ней компьютер очень дружен
И всегда он ей послушен.
И на нем ты скоро сможешь
Составлять ??? (программы) тоже!
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг.
“Вот компьютер – верный друг!”
ЛИТЕРАТУРА
Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., СотскийН.Н. Физика, 10 класс. -М.: «Просвещение»,2006
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 10 – 11 кл. –М.: БИНОМ, 2006
Информатика. 10-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
Журнал «Информатика в школе»
Газета «Информатика»
Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2007/2008 учебного года» - http://festival.1september.ru
Спутниковый канал ЕОИС – http://sputnik.mto.ru
Вопросы Интернет образования - http://vio.fio.ru
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №25
Краснодарского края. Кореновск, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению
Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...
Интегрированный урок физика+информатика по теме «Механическая работа. Мощность» в 7 классе
Интегрированный урок закрепления материала по теме «Механическая работа» в 7 классе. На уроке учащиеся показывают теоретические знания, умение решать задачи. Применяют на уроке умение работать с текст...
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
из опыта работы. Интегрированный урок «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века».
Конспект урока...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель
Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков рабо...
Интегрированный урок Биология + Информатика по теме "Модификационная изменчивость. Работа с электронными таблицами.
конспект интегрированного урока и дополнительные материалы...
"Из опыта работы на уроках информатики с обучающимися с ОВЗ"
В современном образовании понимается такая организация процесса обучения, при которой все учащиеся, независимо от их физических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую ...