Рабочая программа "Смысловое чтение" для учащихся 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Балобанова Людмила Семеновна

Программа по смысловому чтению для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного и среднего общего образования, ориентирована на оценку читательской грамотности учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_6_klass_programma.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Программа по смысловому чтению для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного и среднего общего образования, ориентирована на оценку читательской грамотности учащихся 6 класса, включает учебные материалы по четырем содержательным областям (математике, русскому языку, естествознанию, истории, обществознанию). Данная программа направлена на воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Цель программы:

воспитание грамотного компетентного читателя, способствовать формированию метапредметных результатов, создание условий, обеспечивающих применение УУД на материале, способствующих личностному развитию учащихся.

Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.

Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств.

Планируемые результаты:

Данная программа является одним из аспектов Образовательной программы (5-9). В ходе реализации  Программы учащиеся  приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения.

Учащиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У учащихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Как часть образовательной области УУД смысловое чтение  тесно связано с учебными образовательными программами и способствует формированию следующих умений:

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Метапредметные результаты

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени общего образования учащийся

  • приобретёт  навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций,  соответствующих возрасту;

научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;

  • овладеет навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
  • сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в учебных и практических ситуациях;
  • получит возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации.

Методическое обеспечение:

  • 1. Примерная  основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  • 3.Задания на понимание текста (рабочая тетрадь по русскому языку» О.Н. Зайцева.-2-е изд.- М.: «Экзамен»,2014.ФГОС
  • 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
  • 5. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.  
  • 6. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
  • Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. : Баласс, 2011.
  • 7. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс. Варианты 1-4. /Г.С.Ковалева, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, М.Ю.Демидова идр./М.; Просвещение, 2014.

Календарно - тематическое планирование (35 часов)

Содержание

дата

дата

6а класс

план

факт

6б класс

план

факт

1

Работа с информацией. «Физические нагрузки и их влияние на организм».

2

Понимание целостного смысла текста. «Русский язык».

3

«День Наума - грамотника». Работа с информацией.

4

Самостоятельная работа с текстом «Палочки Непера».

5

«Как можно по-разному рассказать о ландыше». Стили речи. Интерпретация текста.

6

Работа со схемами. «Большое гнездо».

7

Умение делать выводы. «Опровержение теории самозарождения жизни».

8

Работа с информацией. «Мусорное дело».

9

«Римские цифры». Работа с информацией.

10

«Шахматов». Структура текста-рассуждения (по упр.523)

11

«Имя числительное». Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.

12

«Правописание». Учимся читать и понимать учебный текст.

13

Самостоятельная работа «Правописание суффиксов имён прилагательных».

14

«Старый друг лучше новых двух». Рассуждение.

15

Контрольная работа «Комплексный анализ текста».

16

«Судебный поединок». Верно ли утверждение?

17

«В худшем случае».

18

«Когда слагаемые не равны сумме». Рассуждение.

19

«Вода живая и мертвая». Знаете ли вы, что…

20

«Григорианский календарь». Работа с таблицами.

21

«Добрая книга». Соотношение утверждения с информацией.

22

«Интернет – библиотека 21 века». Источники информации.

23

«Музыкальные инструменты». Установление соответствий. Сравнение.

24

«Голоса природы». Преобразование информации из одного вида в другой.

25

«Поговорим об этикете». Чтоб не прослыть дикарем.

26

«Сыроежка». Поиск необходимой информации.

27

Вычленение необходимой информации в тексте, выбор утверждения. «Необыкновенная история».

28

«Мать». Преобразование информации из одного вида в другой.

29

Структурирование и сопоставление информации. Работа с текстом «Иностранный язык».

30

Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. «Азбука».

31

«Жизнь на Земле». Структурно-содержательный анализ текста.

32

Поиск информации на уровне деталей. «Лилия».

33

Самостоятельный поиск необходимой информации. «Конкурс».

34

Итоговая контрольная работа. «Белокуриха».

35

Итоговый урок.  Анализ контрольной работы.

               Содержание программы «Смысловое чтение» в 6 классе

Математика

  1. Самостоятельная работа с текстом «Палочки Непера».
  2. «Римские цифры». Работа с информацией.
  3. «Когда слагаемые не равны сумме». Рассуждение.
  4. «Григорианский календарь». Работа с таблицами.

Естествознание

  1. Работа с информацией. «Физические нагрузки и их влияние на организм».
  2. «Как можно по-разному рассказать о ландыше». Стили речи. Интерпретация текста.
  3. Умение делать выводы. «Опровержение теории самозарождения жизни».
  4. «Вода живая и мертвая». Знаете ли вы, что…
  5. «Голоса природы». Преобразование информации из одного вида в другой.
  6. «Жизнь на Земле». Структурно-содержательный анализ текста.
  7. Поиск информации на уровне деталей. «Лилия».

Русский язык и литература

  1. Понимание целостного смысла текста. «Русский язык».
  2. «День Наума - грамотника». Работа с информацией.
  3. «Как можно по-разному рассказать о ландыше». Стили речи. Интерпретация текста.
  4. Работа со схемами. «Большое гнездо».
  5. «Шахматов». Структура текста-рассуждения (по упр.523)
  6. «Имя числительное». Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.
  7. «Правописание». Учимся читать и понимать учебный текст.
  8. Самостоятельная работа «Правописание суффиксов имён прилагательных».
  9. «Старый друг лучше новых двух». Рассуждение.
  10. «Добрая книга». Соотношение утверждения с информацией.
  11. Вычленение необходимой информации в тексте, выбор утверждения. «Необыкновенная история».
  12. «Мать». Преобразование информации из одного вида в другой.
  13. Структурирование и сопоставление информации. Работа с текстом «Иностранный язык».
  14. Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. «Азбука».

История и обществознание

  1. «Судебный поединок». Верно ли утверждение?
  2. «В худшем случае».
  3. «Григорианский календарь». Работа с таблицами.
  4. «Интернет – библиотека 21 века». Источники информации.
  5. «Музыкальные инструменты». Установление соответствий. Сравнение.
  6. «Поговорим об этикете». Чтоб не прослыть дикарем.
  7. Самостоятельный поиск необходимой информации. «Конкурс».
  8. Итоговая контрольная работа. «Белокуриха».
  9. Комплексный анализ текста. «Дятловы горы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся 8 класса по английскому языку.

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе авторской программы М.З. Биболетовой....

Рабочая программа для учащихся 7 класса по английскому языку.

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы М.З. Биболетовой...

Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида

Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....

Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"

Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов. Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 к...

Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)

Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образо...

Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано

Музыка –  прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...

Технология. Рабочая программа для учащихся 5-8 класса основного общего образования.

Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного о...