Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)
рабочая программа по экономике (11 класс) по теме

Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 2012.

 

         Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) экономического образования на профильном уровне предполагает отдельное изучение курса экономика. Курс включает в себя основы экономики как научной дисциплины, предметом изучения которой является та или иная экономическая система. Сейчас в мире господствует рыночная экономическая система: в одних странах она приняла развитые формы, в других, в том числе и в России, она сформировалась недавно и уровень ее развития еще не столь высок. Поэтому естественно, что основное внимание данного курса уделено изучению именно рыночной экономики. Изучение экономики обеспечивает формирование у обучающихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Полученные знания помогут обучающимся составить целостное представление о сути экономических явлений и их взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 10 класс219 КБ
Microsoft Office document icon ktp_11a_profil.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2013 г.

Руководитель ШМО

____________Браун Ю.В.

Согласовано

«__»_______2013 г.

Зам директора по УВР

____________________

С.Т. Колмогорова

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2013 г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________ С.А. Асташова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Экономика. Углубленный уровень»

для учащихся 10б класса (профильный уровень)

(2013-2014 учебный год)

Образовательная область: обществознание

Разработал: Ларин М.С,

учитель экономики,

I квалификационной категории.

2013 г.


Пояснительная записка

        Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: ЭКОНОМИКА: Углубленный уровень, 136 ч. Автор программы – Лавренева Е.Б. Сборник примерных программ: обществознание, экономика, право (на основе ФГОС второго поколения) 10-11 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013 – 208.. Учебник, соответствующий учебной программе и включённый в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год.  Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. С.И. Иванов – 12-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 2012.

Общеобразовательный предмет «Экономика» является одним из базовых предметов образовательной области «Общественные науки» наряду с обществознанием, правом, историей, географией. В курсе экономики учащимися изучаются базовые понятия экономической теории и некоторых прикладных дисциплин (предпринимательство, менеджмент, маркетинг).

Цель предмета – сформировать целостную социально-экономическую картину мира у учащихся 10-11 классов, научить их исследовательски относиться к экономической действительности.

Поэтому в ходе изучения предмета посредством совместной деятельности учеников и учителя осуществляется решение исследовательских задач. В ходе решения таких задач учащиеся осваивают методы научного познания и получают опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики. Вместе с тем для понимания сущности современного экономического знания необходимо изучить появление этого знания в генезисе. Поэтому на углубленном уровне изучения экономики учащиеся исследуют основные этапы формирования экономической мысли.

Одной из важнейших целей современного образования является освоение учащимися культуры проектной деятельности, которая предполагает формулирование целей и способов их достижения, планирование подготовительного и практического этапов проекта, реализацию проекта. Учиться проектированию на уроках экономики можно в форме экономических игр как в рамках самого урока, так и вне его.

Вместе с тем важно проводить параллель между экономикой и другими предметами области «Общественные науки», в первую очередь обществознанием (философией, политологией, социологией, психологией, культурологией), а так же экономической географией и историей. Необходимо не просто знать экономическую теорию, но и уметь понимать сущность экономических явлений и процессов, объяснять их историческое развитие и географическую детерминацию. Поэтому на уроках экономики должны устанавливаться межпредметные связи, позволяющие ученикам сформировать целостное представление и понимание общества и экономической сферы, развивающихся во времени и пространстве.

Методологической основой данной программы является системно-деятельност ный подход (что указано во ФГОС). Это означает, что особым образом структурировано содержание курса: оно имеет как предметный, так и метапредметный компонент. Этому содержанию соответствует технология обучения, включающая разные формы уроков: урок-планирование, проблемную лекцию, практикум, семинар, урок контроля. Методика обучения имеет критериальный характер, что позволяет учителю и ученикам знать, что именно (какие знания и умения) оценивается и как именно (по каким критериям).

Цели образовательной деятельности на уроках экономики

Формирование:

  • мировоззрение, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук;
  • субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений);
  • гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность.

Освоение:

  • умения принимать рациональные решения  в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
  • умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;
  • базовых методов научного познания, используемых в экономике;
  • умение понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;
  • умение осуществлять рефлексию собственной  учебной и практической деятельности.

Овладение:

  • базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция;
  • знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.

Место учебного предмета в учебном плане определяется школой. Курс рассчитан на 136 часов. Предмет может изучаться по 2 ч в неделю в 10 и 11 классах или по 4 ч в неделю в течение 10 или 11 класса.

Психологическая характеристика 10 б класса.

10 «Б»  класс был собран из 3-х девятых классов: 9 ч. - из 9а; 5 ч. - из 9в;  5ч. - из 9б; один -  вновь прибывший. Интеллектуальный уровень обучающихся  хороший, 7 учащихся  показали высокий уровень интеллектуального развития, остальные стабильно средний результат. У большинства учащихся положительная мотивация к обучению.  Следует обратить внимание на то, что в классе довольно много тревожных обучающихся, что является следствием как сниженной самооценки, так и неуверенности подростка в себе: Гомоюнов Александр, Дроздова Софья, Крапивина  Анастасия, Охотникова Алиса, Жданов Денис, Наумов Игорь, Субботин Артем, Шаповал Владислав, Урбан Анастасия. Исходя из психологической характеристики можно отметить учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития: Груздева Дарья, Дроздова Софья, Гейдаров Руслан, Ожередов Антон. Эти учащиеся активно работают на уроке,  всегда выполняют домашние задания. Эти учащимся можно предлагать задания повышенного уровня сложности, а также привлекать к оказанию помощи более слабым детям. В классе есть такие учащиеся, которые не выполняют домашние работы, ослаблена мотивация к предмету: Наумов Игорь, Гомоюнов Александр, Дериглазов Даниил, Овчинников Вячеслав, Субботин Артем. Работа с данными учащимися предполагает индивидуальные и дифференцированные задания, постоянный контроль выполнения домашних работ. Во время учебного процесса использовать приемы для повышения мотивации (задания с посильными уровнем выполнения, с дальнейшим усложнением по мере обучения), для снижения тревожности и повышения самооценки (словесная похвала во время уроков, налаживание благоприятного эмоционального фона во время уроков). Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.

Результаты освоения учебного предмета «Экономика»

Личностные 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук.

2. Сформированность субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.

3. Сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность

Метапредметные

  1. Владение умения принимать рациональные решения  в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
  2. Владение умением умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;
  3. Владение базовыми методами научного познания, используемыми в экономике, включая умения:
  • Осуществлять поиск актуальной экономической информации в различных источниках (оригинальные тексты, нормативные акты, интернет-ресурсы, научная и учебная литература);
  • делать анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию экономических явлений и процессов;
  • выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между экономическими явлениями и процессами:
  • прогнозировать развитие экономических процессов.
  1. Владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;
  2. Владение умением осуществлять рефлексию собственной  учебной и практической деятельности.

Предметные:

  1. Сформированность социально-экономической картины мира (владение базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция);
  2. Владение знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.
  3. Владение знаниями устройства экономических институтов в современной российской практике: рынка товаров и услуг, рынка труда, рынка земли, банковской и налоговой систем.

Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.

Учебно – методический комплект

  • учебник «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2008 год
  • практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.
  • Уроки экономики в школе. - М.:Вита-Пресс, любой год издания, Савицкая Е.В., Серегина С.Ф.  

Список литературы

  • Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.
  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2008 г.
  • Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
  • Сборник задач по экономике
  1. Тематическое планирование

п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Кол-во часов

Примечание

Тема 1Введение в экономику

12

Современные методы исследований в экономике

1

Контрольная работа «Экономическая наука»

2

Тема 2. Экономические системы

10

Традиционная экономическая система

1

Рыночная экономическая система

1

Централизованная экономическая система

1

Контрольная работа «Типы экономических систем»

2

Тема 3. Рынок

12

Рыночное равновесие

1

Анализ спроса и предложения с точки зрения эластичности

1

Презентация исследования «Анализ рынка»

1

Контрольная работа «Спрос. Предложение. Рыночное равновесие»

2

Тема 4. Экономика фирмы. Предпринимательство

14

Организация предприятия

1

Маркетинговое исследование и его интерпретация

1

Экономическая игра «Бизнес»

2

Контрольная работа «Фирма. Предпринимательство»

2

Тема 5. Типы рыночных структур

10

Виды несовершенной конкуренции

2

Контрольная работа «Типы рыночных структур»

2

Тема 6. Рынки факторов производства

8

Рынок земли и капитала

2

Контрольная работа «Рынки факторов производства»

2

Итоговый контроль за 10 класс в форме игры

2

Итого

68

16

Календарно – тематическое планирование курса. 10 класс 68 часов.

№ урока

Названия разделов, тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока.

Лабораторные и практические

работы

Элементы предметного содержания

Планируемый результат

(Личностный, метапредметный и

предметный)

Контроль, измерители

Выход на ГИА, ЕГЭ

в

уч. г.

раздела, темы

Раздел I Введение в экономику. Цель: Понимать смысл важнейших экономических категорий с позиций, которых осуществляется дальнейший анализ большинства экономических проблем. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационно-технологической компетенции

1-2

1.1.

Понятие «хозяйство». Этапы развития хозяйства.

Постановка,  планирование и задачи хозяйства.

2

7.09

Лекция

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения

Знать: различия между макро и микроэкономикой, позитивной и нормативной экономикой, основные методы исследования. Основные потребности и их классификацию. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов и ее относительный характер. Уметь: формулировать предмет экономической науки, приводить примеры понятий микро и макроэкономики, нормативной и позитивной экономики. Анализировать данную информацию

Групповой, индивидуальный контроль.

2.1

Экономика и экономическая наука

1.6

Потребности и интересы

3-4

1.2.

Понятие экономики. Этапы развития экономической науки. Экономические учения XVIII-XIX вв.

2

14.09

Лекция - семинар

Экономическая мысль Древней Азии

Экономическая мысль Древней Греции

Экономическая мысль Древнего Рима

Экономическая мысль раннего Феодализма в Западной Европе.

Экономическая учения 20 века.

Знать Историю экономики и экономических учений развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития, борьбы и смены экономических концепций на определенных этапах развития человечества. Приобретение знаний об истории развития общественного производства и сопоставление трактовок основных экономических концепций, сформулированных выдающимися экономистами-теоретиками с мировым именем, позволяет глубже усвоить курс экономической теории.  1.углубить и расширить знания по экономической теории 2.повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, накопить общий багаж человеческого капитала. 3.познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулмрованные ими концепциями.

Групповой, индивидуальный контроль.

5

1.3.

Экономические учения XX.

1

21.09

Семинар

6

1.3

Современные методы исследований в экономике

1

21.09

Практикум

7-8

1.4.

Поведение потребителя. Факторы производства.

2

28.09

Комбинированный урок: лекция- практикум

Производство. Факторы производства. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов. Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи. Разделение труда. Специализация.

Знать основные классификацию факторов производства, виды доходов, переменные, номинальные и реальные величины. Три проблемы экономики: что производить? Как производить? И для кого производить? Уметь выделять ресурсы, которые относятся к факторам производства. Анализировать и обрабатывать практическую информацию

Групповой и индивидуальный

Тестирование

2.2

Факторы производства и факторные доходы

9-10

1.5.

Презентация исследования «Формирование и трансформация экономического знания»

2

4.10

Семинар

Групповой, индивидуальный контроль.

11-12

1.3

Контрольная работа «Экономическая наука»

2

11.10

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Индивидуальное тестирование

Раздел 2 Экономические системы Цель: Проанализировать основные виды экономических систем, обосновав преимущества смешанной экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

13-14

2.1

Виды собственности. Понятие собственности

2

18.10

Лекция

Экономическая система. Черты административно-плановой системы и рыночной экономики.

Частная собственность. Функции рынка. Конкуренция. Домашнее хозяйство. Фирма. Обмен и рынок.

Доходы и расходы домохозяйств, фирм государственного сектора. 

Знать: Понятие государственная собственность на экономические ресурсы. Особенности планирование экономики. Какое влияние оказал кризис на крушение административно-плановой системы Положительные  отрицательные внешние эффекты, регулирование их государством. Уметь: выделять конституирующие признаки каждой экономической системы и на их основе анализировать экономические системы. Выделять слабые и сильные стороны административно – плановой системы, рыночной экономики.

Знать: Понятийный аппарат по данной теме. Функции рынка. Роль частной собственности в жизни общества, отличия индикативного планирования от директивного, роль цены в развитии рыночной экономики Уметь: Объяснять функции рынка. Выделять главные субъекты рынка и понимать механизм взаимосвязи между ними. Использовать для поиска информации мультимедийную энциклопедию Знать: Понятийный аппарат по данной теме. Функции рынка. Уметь: анализировать схему кругооборота товаров, услуг и доходов в условиях государственного вмешательства в отношения фирм и домашнего хозяйства, аргументировано объяснять пределы вмешательства государства в экономику

Индивидуальный и групповой

2.3

Экономические системы

15-16

2.2

Типы экономической системы. Традиционная экономическая система

2

25.10

Лекция - практикум

Индивидуальный и групповой

17-18

2.3

Рыночная экономическая система. Централизованная экономическая система

2

01.11

Практикум

Индивидуальный.

19-20

2.4

Смешанная экономическая система. Презентация исследования «Наиболее эффективная модель экономической системы

2

15.11

Семинар

Индивидуальный и групповой

21-22

2.5

Контрольная работа «Типы экономических систем»

2

22.11

Урок контроля

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование

Раздел 3. Рынок Цель: Рассмотреть взаимодействие явлений существующих на рынке товаров и услуг. Учить пользоваться графическими методами экономического исследования. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационно-технологической компетенции

23-24

3.1

Спрос. Закон спроса. Детерминанты спроса

2

29.11

Лекция

Спрос, величина, закон, кривая спроса, ценовой барьер, эффект дохода и замещения, принцип убывания предельной полезности, эффект Гиффена, Веблена «толпы», факторы влияющие на спрос, предложение, величина и закон предложения, кривая предложения, факторы, влияющие на предложение. Индивидуальный и рыночный спрос. Рыночное равновесие, равновесная цена, точка равновесия, условия совершенной конкуренции, уравновешивающая функция цены. Изменение спроса, предложения, одновременное изменение, «потолок» цены, товарный дефицит, минимальная цена, излишек товара Ценовая эластичность спроса, эластичный, неэластичный спрос, единичная эластичность, совершенно эластичный и неэластичный спрос, измерение эластичности по цене, коэффициент эластичности. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Ценовая эластичность предложения и факторы, влияющие на нее, эластичность в долгосрочном, среднесрочном, краткосрочном периоде, факторы, объясняющие различную степень эластичности предложения.

Знать: различия между понятиями «спрос» и «величина спроса»; предложение и «величина предложения», нормальными и низшими товарами, товары – субституты и комплименты, различия их. Уметь: различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, на предложение и величину предложения определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров. Обосновывать закон спроса, объясняя действие эффектов дохода, замещения, принципа падения предельной полезности, обосновывать действие закона предложения, понимать, как определяются границы расширения производства различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, на предложение и величину предложения определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров

Знать: механизм осуществления уравновешивающей функции цены. Механизм установления взаимосвязи между различными рынками, почему рыночное равновесие недолговечно. Причины, приводящие к нарушению рыночного равновесия и возникновению дефицита и избытка. Последствия возникновения дефицита и избытка. Уметь: объяснять, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие. Рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически. Решать задачи, анализировать полученные данные. Прогнозировать действия государства, связанные с возникновением дефицита и избытка. Знать: что такое эластичный, неэластичный спрос, единичная эластичность, совершенно эластичный и неэластичный спрос, иллюстрируя каждое понятие соответствующим ему примером. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса различать дуговую и точечную эластичность спроса Уметь: иллюстрировать все виды ценовой эластичности спроса с помощью графиков, анализировать их. Использовать данные об изменении полной выручки от продажи товара для определения характера эластичности спроса по цене; комментировать цифровые значения коэффициента эластичности спроса по цене и использовать его при определении характера эластичности

Индивидуальный. Групповой.

2.4

Рынок и рыночный механизм.

Спрос и предложение

25-26

3.2.

Предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения

2

6.12

Лекция

Индивидуальный и групповой

27-28

3.3

Рыночное равновесие. Дефицит и избыток на рынке

2

13.12

Практикум - семинар

Индивидуальный.

29-30

3.4

Эластичность спроса и предложения. Анализ спроса и предложения с точки зрения эластичности

2

20.12

Практикум - семинар

Индивидуальный и групповой

31-32

3.5

Презентация исследования «Анализ рынка»

2

27.12

Практикум

Индивидуальный и групповой

33-34

3.6

Контрольная работа «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»

2

17.01

Урок обобщения и систематизации знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование

Раздел 4. Экономика фирмы.  Предпринимательство Цель: Познакомить с понятием предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

35-36

4.1

Фирма как коммерческая организация. Экономическая составляющая в деятельности фирмы

2

24.01

Лекция

ИП. Холдинг. Номинал акции. Дивиденд. Контрольный пакет акций. Предпринимательские сети. Совет директоров. Менеджмент. Управление, планирование, мотивация и контроль. Маркетинг. Продвижение. Реклама. Сервисное обслуживание. Фирма, типы фирм, модель функционирования фирмы Группы фирм, типы хозяйственных товариществ и обществ, ООО, ОДО, АО, акция (обыкновенная, привилегированная) открытые и закрытые общества, облигации, производственный КООП, унитарное предприятие

Знать: ключевые термины и определения параграфа. Цели предпринимательства.  Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Знать: ключевые термины и определения параграфа. Основные требования к личности менеджера. Организацию процесса создания структуры предприятия и её задачи. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять маркетинговые исследования и проводить сегментацию рынка.

Индивидуальный контроль.

2.7. Основные источники финансирования бизнеса

37-38

4.2

Малый, средний и крупный бизнес: преимущества и недостатки

2

31.01

Семинар

Групповой

39-40

4.3

Формы организации предпринимательства. Виды объединений бизнеса

2

Лекция-семинар

Индивидуальный и групповой

41-42

4.4

Менеджмент и его функции. Организация предприятия

2

Лекция – практикум

Индивидуальный и групповой

43-44

4.5

Маркетинг. Маркетинговое исследование

2

Практикум

Индивидуальный и групповой

45-46

4.6

Экономическая игра «Бизнес»

2

Игра

47-48

4.7

Контрольная работа «Фирма. Предпринимательство»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование

Раздел 5. Типы рыночной структуры. Цель: Рассмотреть различные варианты поведения фирмы в зависимости от того, в рамках какой рыночной структуры (модели рынка) она действует. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

49-50

5.1

Понятие «тип рыночной структуры». Совершенная конкуренция

2

Лекция

Типы рыночных структур. Конкуренция. Сущность монополии, кривая спроса монополиста, ценовая дискриминация, экономические последствия, антимонопольная политика государства. Олигополия, олигополистическая взаимозависимость, картель, лидерство в ценах, неценовая конкуренция, монополистическая конкуренция

Знать: критерии различия рыночных структур, сложившихся в различных отраслях экономики. Понятия: общий, средний, предельный доход фирмы, равновесное состояние фирмы. Уметь: анализировать комплекс характерных признаков, отражающих условия образования той или иной рыночной структуры. Освоить типичные экономические роли через участие в моделирующих ситуациях реальной жизни. Объяснять, почему в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство Р= АР=МР. Анализировать графики, характеризующие уровни ТР, ТС и П; различать равновесное положение фирмы и равновесное положение отрасли в краткосрочном и долгосрочном периоде.Знать: понятия естественная монополия, ценовая дискриминация. Уметь: анализировать поведение фирмы – монополиста, экономические последствия монополизации. Объяснять необходимость антимонопольной политики, проводимой государствами в странах с рыночной системой; различать понятия «доминирующее положение фирмы» и «фирма - монополист». Проводить экономический анализ общественных явлений и событий.. Знать: различия между совершенной и монополистической конкуренцией, в чем состоит олигополистическая взаимозависимость. Уметь: анализировать поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической структуры рынка. Анализировать социально – экономические последствия монополистической конкуренции и олигополии. Критически осмысливать экономическую информацию, поступающую из разных источников, формулируя на этой основе собственные заключения и оценочные суждения

Индивидуальный контроль.

51-52

5.2

Монополистическая конкуренция. Олигополия

2

Практикум

Групповой, индивидуальный контроль.

53-54

5.3

Монополия и её виды

2

Семинар

Групповой, индивидуальный контроль

55-56

5.4

Решение задач «Оптимальный выпуск продукции»

2

Лабораторно - практическая

Знать: ключевые термины и определения параграфа. Уметь: кратко излагать свои мысли устно и письменно. Работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный контроль.

57-58

5.5

Контрольная работа «Конкуренция»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Индивидуальный контроль.

Раздел 6.  Рынки факторов производства. Цель: Рассмотрев рынки ресурсов, уяснить природу доходов домашних хозяйств и в рыночной экономике и понять механизмы, определяющие их уровень. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

59-60

6.1

Особенности рынков факторов производства. Рынок труда

2

Лекция

Заработная плата, прибыль, рента, процент, прокатная оценка, производный спрос

Основные черты рынка труда, кривая спроса на труд, стоимость предельного продукта труда, денежное выражение предельного продукта труда, дифференциация размеров ставок заработной платы, государственное регулирование минимума заработной платы

Экономическая, земельная рента, чистая экономическая рента

Реальный, оборотный, человеческий, денежный капитал, процент, номинальная и реальная процентная ставка

Знать: своеобразие рынка ресурсов как рынка услуг факторов производства. Какие виды доходов связаны с владением определенными факторами производства. Уметь: доказывать, что спрос на ресурсы имеет производный характер. Оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения.

Знать: чем определяется спрос на труд, факторы, определяющие дифференциацию заработной платы работников. Различия рыночного спроса на труд и спроса на труд со стороны отдельной фирмы. Уметь: рассчитывать денежное вознаграждение предельного продукта труда. Характеризовать рынок труда и его особенности в России, различать кривые рыночного и индивидуального предложения труда. Осуществлять самостоятельный поиск, анализ, используя экономическую информацию. Знать: земля искусственно невоспроизводимый ограниченный экономический ресурс. Уметь: объяснять, почему предложение земельных участков для пользования, пригодных с точки зрения плодородия и местоположения, неэластично по цене. Различать экономическую ренту и земельную ренту как частный случай экономической ренты при неэластичном по цене предложении ресурса. Использовать полученную информацию и знания для решения типичных экономических задач. Знать: отличия основного и оборотного капитала, понятие «человеческий капитал». Факторы, определяющие величину номинальной  и реальной процентной ставки. Уметь: различать реальный и денежный капитал, процент и ставку процента, номинальную и реальную процентную ставку. применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях.

Групповой

61-62

6.2

Рынок земли. Рынок капитала

2

Лекция

Групповой

63-64

6.3

Особенности человеческого капитала

2

Практикум

Групповой

65-66

6.4

Контрольная работа «Рынки факторов производства»

2

Комбинированный

Групповой

67-68

Итоговый контроль за 10 класс в форме игры

2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Тестирование.

ИТОГО за 10 класс

68



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2013 г.

Руководитель ШМО

____________Браун Ю.В.

Согласовано

«__»_______2013 г.

Зам директора по УВР

____________________

С.Т. Колмогорова

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2013 г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________ С.А. Асташова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Экономика. Основы экономической теории»

для учащихся11а класса (профильный уровень)

(2013-2014 учебный год)

Образовательная область: обществознание

Разработал: Ларин М.С,

учитель экономики,

I квалификационной категории.

2013 г.


Пояснительная записка

        Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: ЭКОНОМИКА: ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ  Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы программы – С.И. Иванов, М.А. Скляр. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева. – 3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 288 с. Учебник, соответствующий учебной программе и включённый в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год.  Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования. С.И. Иванов – 12-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

         Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) экономического образования на профильном уровне предполагает отдельное изучение курса экономика. Курс включает в себя основы экономики как научной дисциплины, предметом изучения которой является та или иная экономическая система. Сейчас в мире господствует рыночная экономическая система: в одних странах она приняла развитые формы, в других, в том числе и в России, она сформировалась недавно и уровень ее развития еще не столь высок. Поэтому естественно, что основное внимание данного курса уделено изучению именно рыночной экономики. Изучение экономики обеспечивает формирование у обучающихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Полученные знания помогут обучающимся составить целостное представление о сути экономических явлений и их взаимосвязи.

           Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются:

  • Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • Критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • Экономический анализ общественных явлений и событий;
  • Решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
  • Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации в реальной жизни;
  • Написание творческих работ

Общая характеристика учебного предмета: Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы, государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • Основные концепции экономики
  • Микроэкономика
  • Макроэкономика и международная экономика
  • Прикладная экономика

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как  связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, математики, истории, географии, права и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации \ фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования
  • Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа
  • Развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Психологическая характеристика 11А класса

В 11 «а» классе 73% учащихся ориентированы на школу, активны в общешкольных делах, включены в ритм жизни параллели, имеют широкий круг общения в школьном коллективе. Большая половина учащихся ориентированы на класс как на центр школьной жизни. 52% учащихся класса ориентированы на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. 65% учащихся  класса ориентированы на общение, дружеские отношения, эмпатию, заботу об интересах окружающих. 40% учащихся  класса ориентированы на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Большинство учащихся учатся, для того, чтобы получить образование, получить профессию, соориенироваться в жизни. Познавательные мотивы – основа самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания. У многих учащихся преобладают социальные мотивы. Велик процент учащихся, у которых преобладают внешние мотивы учения. Ребят надо обучать раскрывать последовательную систему целей

Исходя из психологической характеристики, считаю целесообразным выстраивать обучение в данном классе на технологии проблемного обучения способствующей активной интеллектуальной и творческой деятельности ученика, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и проверке полученных знаний на практике. Также необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии, что  позволит формировать у обучающихся системное мышление, умение рационально организовывать учебно-познавательную деятельность, создавать собственные проекты и презентации.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

•        коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;

•        познавательные: 

  • понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
  • выделение основной и второстепенной информации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

личностные - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения  и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • исполнения типичных экономических ролей;
  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности
  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и граждани
  • регулятивные:
  • целеполагание (постановка учебной задачи);
  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;

-        коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.

Методы   и   формы   обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики  целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Учебно – методический комплект

  • учебник «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 год
  • программа «Основы экономической теории», под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова, М. Вита-пресс, М. 2006 г.
  • практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.

Список литературы

  • Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. Вита- пресс, 2010 г.
  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Д. В. Акимов, О. В. Дичива, Л. Б. Щукина, М. Вита- пресс, 2010 г.
  • Макроэкономика. 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.
  • Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
  1. Тематическое планирование

Тема 10. Деньги и банковская система

6

Решение задач

2

Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход

8

Контрольная работа № 2 «Валовой внутренний продукт

2

Тема 12. Макроэкономическое равновесие

16

Решение задач -2 часа

Контрольная работа № 3 «Макроэкономическое равновесие»

2 (4)

Тема 13. Экономический цикл. Занятость и безработица

6

«Занятость и безработица»

2

Тема 14. Инфляция

6

Контрольная работа № 4 «Инфляция»

2

Тема 15. Экономический рост

8

Контрольная работа № 5 «Экономический рост»

2

XVI

Тема 16. Экономика и государство

8

Решение задач

1

XVII

Тема 17. Международная торговля и валютный рынок

7

Контрольная работа № 6 «Валютный рынок»

2

XVIII

Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс. Экономическая интеграция

2

Итого

68

17

Календарно-тематическое планирование курса Экономика. Основы экономической теории.

11 класс  (68) часов.

№ урока

Названия разделов, тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока.

Лабораторные и практические

работы

Элементы предметного содержания

Планируемый результат

(Личностный, метапредметный и

предметный)

Контроль, измерители

Выход на ГИА, ЕГЭ

в

уч. г.

раздела, темы

Тема 10. Деньги и банковская система. (6 часов) Цель: Познакомить с банками и их деятельностью для понимания методов кредитно – денежной политики, направленной на регулирование экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

1

10.1.

Роль денег в рыночной экономике

1

5.09

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Деньги, функции денег

Знать: различия между функциями денег в рыночной экономике; между рыночной и бартерной экономикой; преимущества рыночной системы по сравнению с бартерной.

Уметь: анализировать определения денег разных авторов проводить экономический анализ общественных явлений и событий

Групповой, индивидуальный контроль.

2

10.2.

Виды денег и их свойства.

1

5.09

Комбинированный урок: лекция- практикум

Товарные, кредитные деньги демонетизация денег, депозит, наличные и безналичные деньги, ликвидность денег, денежные агрегаты

Знать различия товарных и кредитных, наличных и безналичных денег; различия между денежными агрегатами М0, М1, М2, М3 и L.Уметь объяснять расчеты проводимые безналичными деньгами, доказывать, что депозиты, коммерческие и государственные векселя виды денег, как безналичные деньги выполняют денежные функции. Критически осмысливать экономическую информацию

Групповой и индивидуальный

3

10.3.

Коммерческие банки

1

12.09

Комбинированный урок

Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов

Знать посредническую роль коммерческих банков, активные и пассивные операции банков, каким образом формируется прибыль банка

Уметь анализировать структуру баланса коммерческого банка. работать с источниками экономической информации с использованием ресурсов Интернет

Групповой и индивидуальный

2.6 Финансовые институты. Банковская система

4

10.4

Центральный банк

1

12.09

Комбинированный урок

Коммерческие банки, Центральный банк, пассивы, активы, уставной капитал, активные операции, банковские ссуды, кредитная линия, ипотечное кредитование, баланс, норма резервов

Знать функции Центрального банка, отличия балансов коммерческого и Центрального банка. Различие между учетной ставкой Центрального банка и ставкой рефинансирования. Уметь различать роль, цели и задачи коммерческих банков от Центрального банка. Анализировать отношения между органами государственной власти и Центральным банком. Работать с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации

Групповой и индивидуальный

5-6

10.5

Решение задач

2

19.09

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Индивидуальное тестирование

Тема 11 Валовой внутренний продукт и национальный доход. (8 часов) Цель: Познакомить учащихся с причинами создания системы национальных счетов, с концепцией национальных счетов. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

7-8

11.1

Почему необходимо исчислять ВВП. Что такое ВВП? Как исчисляется ВВП?

2

26.09

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Конечные товары и услуги, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт
Метод суммирования потока затрат, торговый баланс страны, метод суммирования потока доходов, косвенные налоги

Знать: макроэкономика; агрегирование; система национальных счетов; ВНП; ВВП; конечные товары и услуги; добавленная стоимость; промежуточная продукция   Уметь: все способы расчета ВВП (ВНП), рассчитать ВВП (ВНП) тремя способами. Систематизировать данные раздаточного материала

Индивидуальный и групповой

2.11 Понятие ВВП

9-10

11.2.

Как формируется располагаемый личный доход. ЧНП и НД

2

3.10

Комбинированный урок.

Чистый национальный продукт, национальный доход, процент, дивиденд, распределение национального дохода, государственный бюджет, совокупный личный доход

Знать: главные элементы кругооборота потоков доходов и расходов; чистый национальный продукт; национальный доход страны; личный доход; норма личных сбережения. трансферты; ценовой индекс; инфлирование; дефлирование Уметь: обработав информацию составить план выступления

Индивидуальный и групповой

11-12

11.3.

Номинальный и реальный ВВП

2

10.10

Комбинированный урок: лекция-практикум.

Номинальный и реальный ВВП, индекс дефлятор ВВП

Знать: номинальный ВНП (ВВП); дефлятор ВНП (ВВП); реальный ВНП (ВВП);  инфляция; дефляция Уметь: рассчитать дефлятор ВВП (ВНП); реальный ВВП (ВНП). Обрабатывать самостоятельно большой объем публицистической информации

Индивидуальный. Тестирование

13-14

11.4.

Контрольная работа «ВВП»

2

17.10

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование

Тема 12. Макроэкономическое равновесие (16 часов) Цель: Рассмотреть, что представляет собой современная макроэкономическая система, каким образом Центральный банк регулирует функционирование и развитие этой системы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

15-16

12.1

Доход, потребление и сбережения. Функция потребления.

2

24.10

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Автономное потребление, индуцированное потребление, предельная склонность к потреблению и сбережению функция потребления, неравновесное, равновесное состояние экономики, равновесный уровень национального дохода

Знать:. различия между автономным и индуцированным потреблением; предельная склонность к сбережению и потреблению, почему доход распадается на две части – на потребляемую и сберегаемую; равновесное и неравновесное состояние экономики Уметь: строить график функции потребления и анализировать его; анализировать тенденции возникновения и действия в условиях неравновесного состояния экономики, видеть эти различия; формулировать основополагающие вопросы, ответы на которые можно найти в источниках СМИ

Индивидуальный. Групповой.

17-18

12.2

Сбережения и инвестиции.

2

31.10

Уроки приобретения новых умений и навыков.

Автономные, индуцированные инвестиции автономные затраты, индуцированные сбережения, государственные затраты и равновесие

Знать: различия между автономными, общими и индуцированными инвестициями; общие свойства различных видов затрат, объединяемых общим понятием автономных затрат Уметь: анализировать данную информацию

Индивидуальный. Групповой.

19-20

12.3

Мультипликатор

2

14.11

Комбинированный

Мультипликатор

Знать: сущность эффекта мультипликатора и его связью с предельной склонностью к потреблению Уметь: анализировать влияние изменения величины автономных затрат и мультипликатора на равновесный уровень национального дохода. Использовать для поиска информации тематический каталог, мультимедийную энциклопедию

Индивидуальный. Групповой.

21-22

12.4

Решение задач «Макроэкономическое равновесие»

2

21.11

Практикум

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный.

23-24

12.5

Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка. Кривая IS

2

28.11

Проблемная лекция

Процентная ставка и инвестиции, процентное реагирование инвестиций, кривая IS

Знать что представляет кривая IS

Уметь доказывать, что изменения автономных затрат под воздействием процентной ставки ведут к изменению равновесного уровня ВВП

Индивидуальный. Групповой.

25-26

12.6

Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

2

5.12

Изучение нового материала

Предложение денег, уравнение количественной теории денег, уравнение Фишера, процентное реагирование спроса на деньги, кривая LM

Знать: терминологию

Уметь анализировать, как взаимосвязаны равновесный уровень ВВП и процентной ставки, кривая LM; объяснять, почему изменения процентной ставки вызывают изменения спроса на деньги

Групповой.

27-28

12.7

Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS – LM

2

12.12

Проблемная лекция

Модель IS – LM

Знать: терминологию

Уметь анализировать модель IS – LM, что представляет собой общее равновесие спроса и предложения на товарном и денежном рынках; определять величину процентного реагирования инвестиций, мультипликатор, графически решать задачи.

Индивидуальный. Групповой.

29-30

12.8

Контрольная работа «Решение задач»

2

19.12

Урок обобщения и систематизации знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное

Раздел 13 Экономический цикл, занятость и безработица (6 часов) Цель: Раскрыть понятие экономического цикла, фазы его движения. Проанализировать проблемы безработицы. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

31-32

13.1

Экономический цикл. Механизм экономического цикла

2

26.12

Урок приобретения новых умений и навыков

Фазы экономического цикла, продолжительность цикла, экзогенные и эндогенные теории цикла, принцип акселерации, потенциальный (естественный) уровень ВВП

Знать: понятие экономического цикла, его фаз, что такое потенциальный (естественный) уровень ВВП, принцип акселерации; различия между равновесным и потенциальным уровнями ВВП Уметь: анализировать изменения темпа прироста ВВП на динамику инвестиций; различать эндогенные и экзогенные причины циклических колебаний

Групповой, индивидуальный

33-34

13.2

Занятые и безработные.

Причины и формы безработицы

2

Урок приобретения новых умений и навыков, практикум

Трудоспособное население, рабочая сила, занятые, безработные, норма безработицы. Явная, скрытая безработица, циклическая, технологическая, фрикционная, структурная безработица, естественный уровень безработицы, полная занятость

Знать: формы и типы безработицы Уметь: различать трудоспособное и экономически активное население, экономически активное и занятое часть населения; безработных и неработающих; рассчитать норму безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы; приводить примеры явной и скрытой безработицы, различных форм и типов безработицы

Групповой, индивидуальный

2.9. Рынок труда. Безработица

35-36

13.3

Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Контрольная работа «занятость и безработица»

2

Урок приобретения новых умений. Проблемная ситуация

Закон Оукена, кейнсианские рецепты

Знать: закон Оукена, различие между кейнсианскими рецептами и рецептами, рекомендуемыми экономистами 80-х г., значение службы трудоустройства; каким образом государство влияет на уровень и динамику безработицы Уметь: анализировать социальные и экономические последствия безработицы; анализировать влияние темпа роста ВВП на динамику нормы безработицы

Индивидуальный

Тема 14. Инфляция (6 часов). Цель: Раскрыть внутренний механизм инфляции, причины, которые порождают это явление, его влияние ан экономику и его социальные последствия. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

37-38

14.1

Определение инфляции и ее измерение. Причины инфляции

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Инфляция, дефляция, дезинфляция, дефлятор ВВП, норма инфляции, индекс цен. Избыточный спрос, денежные издержки, инфляционные ожидания

Знать: особенности различных видов инфляции; различия между индексом – дефлятором ВВП и индексом потребительских цен; различия между причинами, порождающими инфляцию, механизм действия этих причин на повышение общего уровня цен. Уметь: различать и высчитывать индекс – дефлятор ВВП и индекс потребительских цен; объяснять, почему не каждое повышение цен должно рассматриваться как инфляция; объяснять источники избыточного спроса, что представляет собой инфляционная спираль; анализировать взаимодействие роста цен и заработной платы, роста цен и издержек производства товаров и услуг; положение о монополистическом ценообразование, как одной из главных причин инфляции

Индивидуальный контроль

2.10. Виды, причины и последствия инфляции

39-40

14.2

Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения

2

Комбинированный

Нормальная инфляция, гиперинфляция, стагфляция, галопирующая, умеренная инфляция, инфляционные ожидания. Социальные группы, последствия

Знать: различия между формами инфляции; о положительном и негативном влияние инфляции на экономику; почему большая часть населения любой страны относится к инфляции отрицательно, в чем заключается непредсказуемость инфляции. Уметь: анализировать влияние различных форм инфляции на экономику; анализировать процессы, происходящие во время инфляции, на основе использования уравнения количественной теории денег. Строить график спроса инфляции и объяснять по нему ожидаемые изменения

Парный, индивидуальный

41-42

14.3

Контрольная работа «Инфляция»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальное тестирование

Тема 15. Экономический рост (8 часов) Цель: Рассмотреть сущность понятия экономического роста и вопроса о его измерении. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

43-44

15.1

Содержание эконом. роста.

Измерение эконом. роста.

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Экономический рост, фактический и потенциальный ВВП. Абсолютный прирост ВВП, темп прироста ВВП

Знать: различия между ростом ВВП, инвестиций и занятости в рамках отдельного циклического подъема и долговременным экономическим ростом; различия между ростом фактического и ростом потенциального ВВП Уметь: использовать данные о динамике реального ВВП для определения экономического роста; анализировать значение экономического роста  для экономики страны

Индивидуальный контроль.

2.11 Экономический рост и развитие

45-46

15.2

Измерение экономического роста. Производственная функция и факторы роста

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Производственная функция, свойства экономического роста, сбалансированный рост, совокупная факторная производительность

Знать: различия между абсолютным приростом ВВП и другого макроэкономического показателя; между темпом роста данного показателя и темпом его прироста. Что представляет собой производственная функция, различия, когда выпуск зависит от одной переменной и от двух Уметь: среднегодовой темп прироста ВВП (средне геометрическому годовых темпов прироста за данное число лет); объяснять сущность сбалансированного роста; анализировать роль каждого фактора, в приросте ВВП

Групповой, индивидуальный контроль.

47-48

15.3

Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Что стоит за снижением темпов экономического роста?

2

Комбинированный урок: лекция-практикум.

Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Теория длинных циклов, повышательная и понижательная волна длинного цикла, длинные циклы, особенности циклов, четыре длинных цикла

Знать: о различии экстенсивных и интенсивных факторах; факт феномена 50 -60 – летних колебаний в экономике, о выдающемся русском экономисте Н. Д. Кондратьеве; о теории длинных циклов Уметь: анализировать статистические материалы, делать свои выводы об экстенсивных и интенсивных факторах; решать практические задачи, связанные с жизненными ситуациями

Групповой, индивидуальный контроль. Тестирование.

49-50

15.4

Контрольная работа «Экономический рост»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

Индивидуальный контроль.

Тема 16 Экономика и государство (8 часов) Цель: Раскрыть роль государства, границы и необходимость вмешательства в рыночную, смешанную экономику. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

51

16.1

Политика экономической стабилизации

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Государственная политика по стабилизации экономического развития

Знать: задачи государства в области регулирования занятости, проведения антициклических мероприятий и осуществления антиинфляционных мероприятий. Уметь: анализировать роль участия государства в производстве ВВП и его распределение через механизм госбюджета.

Групповой

52-53

16.2

Бюджетно-финансовая политика

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Прямые и косвенные налоги, дискреционная политика, бюджетный дефицит, дефицитный бюджет финансирования, сальдо бюджета

Знать: об особенностях бюджетно-финансовой политики, ее воздействия на динамику цикла и развитие инфляционных процессов; проанализировав эффект налоговой и бюджетной политики финансирования. Уметь: доказывать воздействия государства с помощью государственного бюджета и Центрального банка на регулирование экономики России. Анализировать механизм воздействия мероприятий, проводимых Центральным банком на макроэкономические показатели экономической активности

Групповой

2.14. Государственный бюджет

54-55

16.3

Кредитно – денежная политика

2

Комбинированный

Регулирование деятельности коммерческих банков, резервные нормы коммерческих банков операции на открытом рынке, регулирование учетной ставки, дезинфляция, политика «дешевых» и «дорогих» денег

Знать: роль Центрального банка в регулировании рыночной экономики. Уметь: различать методы бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики; различать политику «дорогих» и «дешевых» денег; анализировать решения правительства при проведении экономической политики

Групповой

56-57

16.4

Роль государства в стимулировании экономического роста. Государственный долг

2

Комбинированный

Налоговая политика, государственное финансирование, бюджетный дефицит, кривая Лаффера,  задачи политики стимулирования экономического роста. Государственный долг, причины роста гос.долга: военные расходы, циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП

Знать: задачи политики стимулирования экономического роста. О причинах возникновения государственного долга, различия в последствиях для возникновения и роста госдолга; условия, в которых рост госдолга представляет определенную опасность для экономики Уметь: различать задачи экономической политики связанные со стабилизацией экономики и со стимулированием экономического роста; различать долговые обязательства, эмитированные государством и банкнотами как долговыми обязательствами Центрального банка

Групповой

58

16.5

Решение задач

1

Лабораторно - практическая

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Индивидуальный

Тема 17.  Международная торговля и валютный рынок (7 часов). Цель: Показать, как различные экономические системы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми частями единого целого -  мировой экономики. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

59-60

17.1

Мировое хозяйство

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Мировое хозяйство, международное разделение труда, экспортная и импортная доля, интернационализация производства, группы стран в ВВП

Знать: основные предпосылки специализации стран в рамках разделения труда; показатели открытости национального хозяйства, различия между общим, особенным и единичным международным разделение труда, основные критерии классификации групп стран мировой экономике.  Уметь: объяснять, что представляет собой мировое хозяйство и элементы системы МЭО

Индивидуальный контроль.

2.15 Мировая экономика

61-62

17.2

Международная торговля

2

Практикум

Меркантилизм, принцип абсолютного преимущества, принцип сравнительного преимущества, индекс условий торговли, бартер, клиринговые, офсетные соглашения, фьючерсные сделки на реальный товар, хеджирование

Знать: абсолютные и сравнительные преимущества; импорт; экспорт. Влияние международной торговли на производственные возможности торгующих стран. Уметь: доказать необходимость и целесообразность внешней торговли, познакомить с главными концепциями теории внешней торговли.

Групповой

63

17.3

Внешнеторговая политика

1

Комбинированный

«фритредерство», таможенные пошлины, демпинг Валютный рынок, курс, операция, прямая и косвенная котировка, сделки форвард, спот, валютно-процентный арбитраж, монетарный подход, валютная, дисконтная и девизная политика, фиксированный курс, валютные интервенции, девальвация и ревальвация валюты, свободно плавающие курсы, валютные ограничения, золотомонетный стандарт, Бреттон-Вудская, Ямайская система, конвертируемость валюты

Знать: протекционизм; таможенная пошлина; международная зона свободной торговли; квота. Познакомиться с инструментами регулирования внешней торговли и последствиями этого регулирования для различных групп населения и государства в целом Уметь: провести сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей

Парный, индивидуальный

64-65

17.4

Валютный рынок.

Тестирование

2

Практикум

Знать: сущность валютного рынка как особого механизма, функции и операции валютного рынка

Уметь: различать курсы  валют «спот» и «форвард», причины изменения курсов валют, валютные режимы, основные инструменты валютной политики, девизную и дисконтную политику, различать полную и частичную внутреннюю и внешнюю конвертируемость валют; выделять преимущества и недостатки валютных систем, приводить примеры основных элементов международных валютных систем.

индивидуальный

Тема 18. Международное движение капиталов и платежный баланс (2 часа) Цель: Расширить представления о системе международных экономических отношений. Формировать и развивать способность к самосовершенствованию, коммуникативной, ценностно - смысловой, информационно - технологической компетенции

66-67

18.1

Международное движение капиталов

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Финансовый рынок, секьюритизация, еврорынок, либор, ООН, МВФ, МБРР, прямые зарубежные капиталовложения, портфельные инвестиции, транснациональные компании (ТНК), свободные экономические зоны

Знать: предпосылки формирования, функциональную структуру мирового рынка ссудного капитала; противоречивость воздействия внешних кредитных заимствований на экономику страны, предпосылки международного движения предпринимательского капитала Уметь: анализировать факторы, определяющие уровень процентных ставок на международном рынке капиталов; анализировать современные тенденции на мировом рынке ссудных капиталов; противоречия между инвестором и страной – реципиентом иностранных капиталовложений

Парный, индивидуальный

68

18.2

Платежный баланс. Международная экономическая интеграция

1

Комбинированный

Платежный баланс, резиденты, нерезиденты, принцип двойной бухгалтерской записи. Международная экономическая интеграция, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, ЕЭС, ЭКЮ.

Знать: принцип составления платежного баланса; институциональную структуру наиболее развитой интеграционной группировки - ЕС

Уметь: различать дебетовые и кредитовые операции; различать уровни интеграции и основные типы интеграционных группировок

Парный, индивидуальный

ИТОГО за 11 класс

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 10 КЛАСС

Рабочая  программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.Рабочая  программа кон...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО БИОЛОГИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) – 11 КЛАСС...

Рабочая программа среднего общего образования по курсу истории (профильный уровень) 10-11 класс

разработка рабочей  программы по курсу "История" для 10-11 классов профильного уровня...

Рабочая программа по АЛГЕБРЕ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (профильный уровень) 11 класс

Программа: для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классыУчебник: С.М.Никольский, М.К. Потапов. «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс&raq...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (профильный уровень)в 10 классе

Данная рабочая программа рассчитана на изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе на профильном уровне при 4 часах в неделю. УМК Алимов и Колягин...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (профильный уровень)в 11 классе

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для обучающихся  11 класса разработана на основе:•         основной образовательной про...