Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"
рабочая программа по физкультуре на тему
Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов.
Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы - В. И. Лях, А. А. Зданевич) разработана на основе Примерной программы, она предусматривает как двухчасовой вариант прохождения материала, так и трехчасовой вариант. Программа структурирована по разделам, содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и национальных особенностей ученика. Вариативная часть программы обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных и местных особенностей работы школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-11.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» руководитель МО
_________И.А.Петряшкина
Протокол №
от 2011 г.
«Согласовано»
Заместитель по УВР
МОУ СОШ № 81
______Н.Л.Кузягина
2011г.
«Согласовано»
Руководитель МОУ СОШ № 81
города Казани Р Т
_______________И.В.Тарасова
Приказ №
от 2011 г.
Программа
учебного предмета « Физическая культура и спорт»
МОУ СОШ № 81 Кировского района г.Казани
Черепановой В.В., учителя физической культуры
высшей квалификационной категории
для учащихся 5-11-х классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол
от 2011 г.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа - продукт, разработанный на основе синтеза программ физического воспитания учащихся основного общего образования:
- Физическая культура в основной школе (А.П.Матвеев и др., 2007 г.).
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, А.А.Зданевич, М., «Просвящение», 2006г., 3-е изд.).
Программы допущены Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Разработанный продукт последователен. Рабочая программа обеспечивает преемственность многоуровневого изучаемого материала, обеспечивает единое образовательное пространство и соответствует учебно-методическому и материально-технического оснащению нашей школы.
Цель данного продукта является – творческое использование средств физической культуры для формирования ключевых компетенций учащегося в организации здорового образа жизни.
Для реализации данной цели мне необходимо решить следующие задачи:
- воспитание потребности учащихся в бережном отношении к своему здоровью,
- формирование компетентности учащихся в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями,
- самостоятельное освоение теоретических знаний о физической культуре и здоровом образе жизни сохранении творческого долголетия,
- овладение учащимися технологиями современных оздоровительных систем, самостоятельной и творческой организации занятий физическими упражнениями,
- воспитание у учащихся положительных качеств личности, сотрудничество и соблюдение норм коллективного взаимодействия.
Структура и содержание:
I. Базовая часть (инвариативная часть)
1.Информационный компонент (познавательная деятельность) - «Знания о физической культуре и спорте» включает в себя:
«Историю физической культуры»:
- Олимпийские игры древности.
- Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
- История зарождения олимпийского движения в России.
- Олимпийское движение в России (СССР).
- Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
- Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
- Физическая культура в современном обществе.
- Основы законодательства РФ и РТ в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
«Базовые понятия физической культуры»:
- Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями и бережное отношение к природе.
- Физическое развитие человека.
- Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
- Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
- Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
- Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
- Адаптивная физическая культура.
- Спортивная подготовка (физическая, техническая, тактическая).
- Здоровье и здоровый образ жизни.
- Профессионально-прикладная физическая подготовка.
«Физическая культура человека»:
- Режим дня, его содержание и правила планирования.
- Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
- Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
- Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
- Восстановительный массаж.
- Закаливание организма и проведение восстановительных банных процедур.
- Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
- Паспорт здоровья учащегося (дневник самоконтроля).
2.Операционный компонент (рефлексивная деятельность) – «Способы двигательной деятельности»: - представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физическими упражнениями:
- Подготовка к занятиям физическими упражнениями.
«Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»:
- Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов УГГ, физкультминуток, физкультурных пауз (подвижных перемен).
- Планирование занятий физической культурой.
- Проведение самостоятельных занятий.
- Организация досуга средствами физической подготовки.
«Оценка эффективности занятий физической культурой»
- Самонаблюдение и контроль.
- Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике исполнения (технических ошибок).
- Измерение резервов организма и состояние здоровья (с помощью функциональных проб).
3.Мотивационный компонент – «Физическое совершенствование»:
«Физкультурно – оздоровительная деятельность»:
- Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
- Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
«Спортивно – оздоровительная с соревновательной направленностью деятельность»:
В связи со спецификой преподавания уроков физической культуры в нашей школе:
- недооснащение спортивным инвентарем и оборудованием,
- отсутствие спортивного ядра,
- площадки для занятий на свежем воздухе,
соответствующих требованиям оснащения образовательного процесса и содержанию наполнения учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Невозможна реализация программы в полном объеме по разделам:
- Гимнастика (упражнения на брусьях, на перекладине, на канате, бревне).
- Легкая атлетика (прыжки в высоту и длину с разбега).
В связи с перечисленными причинами, использую лишь часть времени на общее знакомство с основными элементами техники упражнений по данным видам деятельности, а оставшуюся часть времени перераспределяю на другие виды:
легкой атлетики, гимнастики (элементы национальных единоборств - борьба на поясах «Куреш», борьба самбо, армреслинг; атлетической гимнастики и видов фитнеса.)
Гимнастика с основами акробатики и единоборств:
- Акробатические упражнения и комбинации.
- Фитнес гимнастика (пилатес, ритмическая, атлетическая…)
- Опорные прыжки.
- Упражнения на перевернутой гимнастической скамейке (узкая часть-аналог низкого - малого бревна)
- Национальная борьба «Куреш» (мальчики)
- Борьба самбо.
- Армреслинг.
Легкая атлетика:
- Бег и беговые упражнения.
- Прыжки и прыжковые упражнения.
- Толкание и метания (мяча, гранаты, ядра).
Лыжные гонки:
- Передвижения на лыжах (скольжение, подъемы, спуски, повороты, торможения).
Спортивные игры:
- Баскетбол (игра по правилам).
- Волейбол (игра по правилам).
- Футбол, фут.зал (игра по правилам).
Подвижные игры, национальные игры и эстафеты.
«Прикладно-ориентированная подготовка»
- Упражнения общефизической направленности.
- Гимнастика с основами акробатики и единоборств (развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости).
- Легкая атлетика (развитие силы быстроты, силы, выносливости, координации).
- Лыжные гонки (развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты).
- Конькобежный спорт (развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты).
- Спортивные игры (развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты).
II. Вариативная часть:
1.Региональный компонент:
- Развития физической культуры в РТ (исторические особенности).
- Основные элементы техники и правила соревнований по национальным видам спорта (борьба «Куреш» (мальчики).
- Армреслинг.
- Национальные, подвижные игры РТ, игры по программе праздника «Сабантуй»,
- Эстафеты (направленностью на развитие физических качеств).
2.Компонент образовательного учреждения:
- Подвижная игра: «Веселая скакалочка».
- Конькобежный спорт (скольжение, повороты, торможения, элементы игры хоккей, и фигурного катания).
- Плавание: в процессе уроков - имитация элементов техники видов плавания.
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 2,) |
За ответ, в котором: | За тот же ответ, если: | За ответ, в котором: | За непонимание и: |
Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности. | В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки. | Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. | Не знание материала программы. |
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 3, 2, 1) |
За выполнение, в котором: | За тоже выполнение, если: | За выполнение, в котором: | За выполнение, в котором: |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно.чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 3, 2, 1) |
Учащийся умеет: - самостоятельно организовать место занятий; -подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; - контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. | Учащийся: - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; - допускает незначительные ошибки в подборе средств; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. | Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов. |
4. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка «5» (12, 13, 14) | Оценка «4» (9, 10, 11) | Оценка «3» (6, 7, 8) | Оценка «2» (5, 4, 3, 2, 1) |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности. |
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету
«Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в 'материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения, заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них.
Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом про верки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например,
изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5)» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно, легко и четко, наблюдается некоторая 'скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и
комбинированный:
Метод открытого наблюдения заключается в том" что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс
в целом.
Уч ё т успеваемости :
Проверка и оценка успеваемости являются важным звеном учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Их значимость обусловлена, с одной стороны, повышением активности учащихся на уроках, ответственности за освоение разделов школьной программы, а с другой - возможностью анализировать качество учебно-воспитательного процесса, своевременно корректировать содержание материала уроков, менять характер педагогических
воздействий. Однако оценка успеваемости несет положительный эффект только в том случае, когда она объективна и не зависит от поведения ученика или его прилежания. Основным критерием успеваемости учеников по физической культуре является выполнение
требований школьной программы. В них входят требования к технике владения двигательными действиями и требования к физической подготовленности.
В практике физического воспитания выделяют три взаимосвязанных вида учета успеваемости: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет ставит своей задачей выявить готовность учеников к усвоению учебного материала очередного раздела программы. С его помощью фиксируют степень владения двигательными действиями, изученными ранее и необходимыми для усвоения учебного материала предстоящей четверти. Он дает возможность судить о темпах развития физических способностей. Данные предварительного учета необходимы учителю для разработки и уточнения плана учебной работы на предстоящую четверть, внесения определенной коррекции в содержание домашних
заданий.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. С помощью текущей проверки можно оценивать степень владения двигательными действиями на любом-этапе обучения, физическую подготовленность по соответствующим параметрам, степень усвоения полученных знаний. Важно, чтобы при комментировании оценки ученик понял, за что ему выставлен тот или иной балл и что нужно для того, чтобы его повысить или сохранить. Оценивая успеваемость учеников по итогам текущего учета, учитель получает необходимую информацию о возможностях занимающихся усваивать учебный материал, объективно оценивает эффективность учебного процесса. Текущий учет - совершенно необходимое условие управления учебным процессом: он предоставляет возможность постоянно корректировать содержание каждого очередного
урока.
Итоговый учет успеваемости сводится к выставлению оценок за четверть и год. Он включает результаты текущей успеваемости как за технику владения двигательными действиями (зачет), так и за результаты физической подготовленности (контроль). Последнее является решающим фактором в выведении оценки за четверть и особенно за год. Это объясняется тем, что отставание в физической подготовленности может привести к значительному снижению продуктивности усвоения последующего учебного материала, создать определенные трудности в овладении школьной программой в целом.
При выведении итоговой оценки за освоение законченных тем программы принимается во внимание знание теоретических сведений, связанных с выполнением двигательных действий, входящих в данную тему.
Без сдачи учебного норматива (зачет) оценка выставляется за освоение следующих тем:
- из раздела гимнастики - строевые упражнения, основные движения руками, ногами, туловищем, танцевальные, акробатические элементы, равновесия, опорные прыжки, преодоление препятствий, поднимание и переноска груза, упражнения в сопротивлении;
- из раздела лыжной подготовки - способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски с гор, повороты;
- из раздела спортивных игр - перемещения и стойки, передачи, подачи, ведение мяча, ловля и броски мяча, тактические действия;
- из раздела плавания - движения рук, ног, сочетание движений рук и ног с дыханием при изучении способа кроль на груди.
С учетом сдачи учебного (контрольного) норматива оценивается освоение таких разделов: прыжки в высоту и длину, метание мяча и гранаты, толкание ядра, бег, лазание по канату, висы и упоры.
Учет успеваемости проводят в разных формах. В практике физического воспитания наиболее часто используют устный опрос по теоретическим знаниям, практическую демонстрацию разученного двигательного действия, контрольные тесты с целью выявления уровня развития физических качеств и способностей.
Основным документом учета успеваемости учеников по физической культуре является классный журнал. В нем учитель отмечает посещаемость уроков учениками, выставляет оценки за урок, четверть, год. В журнале отмечают тему урока, а на специально отведенных для этого страницах вносят сведения о принадлежности ученика к медицинской группе,
Примерное распределение учебного времени на виды программного материала при трёх разовых занятиях в неделю:
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | ||||||||||
Класс | ||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||||
1 | Базовая часть (инвариативная часть – федеральный компонент ): | 83 | 83 | 83 | 83 | 80 | 83 | 80 | ||||
1.1 | Основы знаний о физической культуре | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||||
в процессе урока | ||||||||||||
1.2 | Спортивные игры: | 36 | 36 | 36 | 36 | 30 | 36 | 30 | ||||
1.2.1 | Баскетбол | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 12 | 10 | ||||
1.2.2 | Волейбол | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 12 | 10 | ||||
1.2.3 | Футбол (футзал) | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 12 | 10 | ||||
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | ||||
1.4 | Легкая атлетика (дифференцированный зачет 9,11 кл.). | 18 | 18 | 18 | 18 | 21 | 18 | 21 | ||||
1.5 | Лыжная подготовка | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||
2 | Вариативная часть (дифференцированный компонент): | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | ||||
2.1 | Регионально- национальный компонент | в процессе уроков | ||||||||||
2.1.1 | Элементы борьбы на поясах «Куреш», самбо | в процессе уроков по теме: «гимнастика» | ||||||||||
2.1.2 | Подвижные, национальные игры народов РТ, эстафеты | в процессе уроков: «легкая атлетика», «гимнастика», «баскетбол» , «волейбол» | ||||||||||
2.2 | Школьный компонент (может использоваться как резервное время учителя) | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | ||||
2.2.1 | Конькобежный спорт | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | ||||
2.2.2 | Фитнес | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||||
2.2.3 | Плавание | в процессе уроков: имитация элементов техники видов плавания | ||||||||||
ВСЕГО: ( по календарю) | 102 | 102 | 102 | 102 | 99 | 102 | 98 |
Годовой план – график распределения программного материала в 5-8,10 классах.
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы | 1 четверть 9 недель | 2 четверть 7 недель | 3 четверть 10 недель | 4 четверть 9 недель |
1 | Базовая часть: | 84 | 27 | 15 | 17 | 25 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1.2 | Спортивные игры: | 36 | 15 | 6 | 15 | |
1.2.1 | Баскетбол | 12 | 6 | 6 | ||
1.2.2 | Волейбол | 12 | 5 | 7 | ||
1.2.3. | Футбол | 12 | 4 | 8 | ||
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | 13 | 13 | |||
1.4. | Легкая атлетика | 18 | 10 | 8 | ||
1.5 | Лыжная подготовка | 10 | 10 | |||
2 | Вариативная часть: (дифференцированный компонент) | 21 | 1 | 6 | 13 | 2 |
2.1 | Регионально- национальный компонент | в процессе уроков | ||||
2.1.1 | Элементы борьбы на поясах «Куреш», самбо | в процессе уроков по теме: «гимнастика» | ||||
2.1.2 | Подвижные, национальные игры народов РТ, эстафеты | в процессе уроков: «легкая атлетика», «гимнастика», «баскетбол» , «волейбол», «футбол»., «лыжная подготовка» , «конькобежный спорт». | ||||
2.2 | Школьный компонент (может использоваться как резервное время учителя): | 19 | 6 | 13 | ||
2.2.1 | Конькобежный спорт | 10 | 10 | |||
2.2.2 | Фитнес | 9 | 6 | 3 | ||
2.2.3 | Плавание | в процессе уроков: имитация элементов техники видов плавания | ||||
ВСЕГО: (по календарю) | 105 | 27 | 21 | 30 | 27 |
Годовой план – график распределения программного материала в 9,11 классах.
№ п/п | Разделы программы | Учебные часы | 1 четверть 9 недель | 2 четверть 7 недель | 3 четверть 10 недель | 4 четверть 8 недель |
1 | Базовая часть: | 80 | 27 | 15 | 17 | 24 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 |
1.2 | Спортивные игры: | 33 | 15 | |||
1.2.1 | Баскетбол | 11 | 6 | 5 | ||
1.2.2 | Волейбол | 11 | 5 | 6 | ||
1.2.3. | Футбол | 11 | 5 | 6 | ||
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики и единоборств | 13 | 13 | |||
1.4. | Легкая атлетика ( + дифференцированный зачет 9,11 кл.). | 21 | 10 | 1 | 10 | |
1.5 | Лыжная подготовка | 10 | 10 | |||
2 | Вариативная часть: (дифференцированный компонент) | 19 | 6 | 13 | ||
2.1 | Регионально- национальный компонент | в процессе уроков | ||||
2.1.1 | Элементы борьбы на поясах «Куреш», самбо | в процессе уроков по теме: «гимнастика» | ||||
2.1.2 | Подвижные, национальные игры народов РТ, эстафеты | в процессе уроков: «легкая атлетика», «гимнастика», «баскетбол», «волейбол», «футбол»., «лыжная подготовка» , «конькобежный спорт». | ||||
2.2 | Школьный компонент (может использоваться как резервное время учителя): | 19 | 6 | 13 | ||
2.2.1 | Конькобежный спорт | 10 | 10 | |||
2.2.2 | Фитнес | 9 | 6 | 3 | ||
2.2.3 | Плавание | в процессе уроков: имитация элементов техники видов плавания | ||||
ВСЕГО: (по календарю) | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
III. Требования к уровню подготовки выпускников.
1. «Знать (понимать)», «Уметь» и «Использовать».
По окончании основной (общей) школы выпускник должен:
«Знать (понимать)»:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы развития физической культуры в России (в СССР);
- особенности развития избранного вида спорта;
- основы обучения: двигательным действиям (педагогические, физиологические, психологические) и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий, и систем занятий с разной функциональной направленностью;
- особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, их использование в укреплении здоровья и решении задач физического развития;
- основы деятельности систем дыхания, кровообращения, энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
- индивидуальные способы контроля за физической нагрузкой во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
- правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
- правила личной гигиены, закаливания и самомассажа, профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи.
«Уметь» и «Использовать»:
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться (современным!) спортивным инвентарем и оборудованием специальными техническими средствами при самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- проводить самостоятельные занятия по развитию физических способностей, коррекции осанки, профилактики различных заболеваний;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, поддерживающий оптимальный уровень работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма;
- управлять своими эмоциями, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
По окончании средней (полной) школы базового уровня выпускник должен:
«Знать (понимать)»:
- значение физической культуры в современном обществе. Олимпийское движение его история и современность, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высоких достижений;
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек.
«Характеризовать»:
- особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
- индивидуальные особенности физического и психического развития, влияние регулярных занятий физическими упражнениями на их совершенствование;
- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений (оздоровительная и развивающая эффективность).
«Соблюдать правила»:
- личной гигиены, закаливания и использование восстановительных процедур;
- профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи;
- пользования (современного!) спортивного инвентаря и оборудования, специальными техническими средствами при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
«Проводить»:
- самостоятельные занятия по развитию физических способностей, коррекции осанки, профилактики различных заболеваний;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, поддерживающий оптимальный уровень работоспособности;
- контроль и регулирование за индивидуальным физическим развитием, физической подготовленностью, физической работоспособностью, функциональное состоянием систем организма (осанки, зрения и других);
- приемы страховки и самостраховки;
- приемы массажа и самомассажа;
- занятия и мероприятия(соревнования, игры и другое) с учащимися младших классов.
«Составлять»:
- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности, планы индивидуальных занятий.
«Определять»:
- уровень физического развития и физической подготовленности;
- дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений;
- эффективность занятий физическими упражнениями, физическая работоспособность и функциональное состояние.
«Уметь»:
- выполнять упражнения УГГ, специализированной зарядки, корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- выполнять основные гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации);
- технические действия в спортивных играх, лыжах, коньках, плавании, единоборствах;
- осуществлять самонаблюдение и самоконтроль за физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения двигательных действий;
- регулировать физическую нагрузку.
«Знать (понимать)», «Уметь» и «Использовать» акцентируются по возрасту и располагаются в конце
пояснительной части тематического планирования по каждой возрастной группе.
2. Требования к уровню физической подготовки:
По окончании основной (общей) школы выпускник должен демонстрировать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице, что соответствует обязательному минимуму содержания образования:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м. с низкого старта (сек.) | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места (см.) | 180 | 165 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз) | - | 24 | |
Подтягивание в висе (раз) | 8 | - | |
Выносливость | Кроссовый бег 2000м. (мин., сек.) | 14.30 | 17.20 |
Передвижение на лыжах 2 км. (мин.) | 16.30 | 21.00 | |
Бег 1000 м. (мин., сек.) | - | 5.40 | |
Бег 2000 м. (мин., сек.) | 10.30 | ||
Координация | Челночный бег 3х10 м. (сек.) | 8,2 | 8,8 |
Последовательное выполнение кувырков | 5 | 3 |
По окончании средней (полной) школы базового уровня выпускник должен демонстрировать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице, что соответствует обязательному минимуму содержания образования:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 100 м. с низкого старта (сек.) | 14,3 | 17,5 |
Бег 30 м. с высокого старта (сек) | 5,4 | 5,8 | |
Силовые | Прыжок в длину с места (см.) | 200 | 170 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз) | - | 25 | |
Подтягивание в висе (раз) | 10 | - | |
Выносливость | Кроссовый бег 3000м. (мин., сек.) | 13.50 | |
Бег 1000 м. (мин., сек.) | - | 4.30 | |
Бег 2000 м. (мин., сек.) | 9.30 | 10.00 |
Требования к уровню физической подготовки учащихся дифференцируются по годам и располагаются в конце тематического планирования по каждой возрастной группе.
IV.Учебная литература.
Примерные учебные программы по предмету «Физическая культура обеспечены следующей учебной литературой – учебниками:
Матвеев А.П. «Физическая культура» 5 кл. издательство «Просвещение».
Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура» 5 кл. Издательство «Просвещение».
Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочков Г.Ю. «Физическая культура» 5-7 кл. Издательство «Просвещение».
Матвеев А.П. «Физическая культура» 6-7 кл. Издательство «Просвещение».
Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура» 6-7 кл. Издательство «Просвещение»,
Мейксон Г.Б., «Физическая культура» учебник для учащихся 5-7кл., издательство «Просвещение».
Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура» 8-9кл. Издательство «Просвещение».
Матвеев А.П. «Физическая культура» 8-9 кл. Издательство «Просвещение».
Матвеев А.П. «Физическая культура» 10-11 кл. Издательство «Просвещение».
Лях В.И., Зданевич А.А. «Физическая культура» 10-11 кл. Издательство «Просвещение».
При организации изучения курса предмета «физическая культура» использование действующих учебников и учебно-методических комплектов представляет определенную трудность. Поскольку приобретение учебников и
учебно-методических комплектов, разработанных в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре, рекомендуемых и допущенных Министерством образования и науки РФ затруднено ( в широкой продаже сетей книжных магазинов их присутствие минимально – единично), нет их и в библиотечном фонде школы, рекомендую: использование любого учебника или пособия по физической культуре, включенного в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендуемых Минобразования и науки РФ, РТ к использованию в образовательных учреждениях на 2011- 2012 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида
Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....
Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)
Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образо...
Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...
Технология. Рабочая программа для учащихся 5-8 класса основного общего образования.
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного о...
Рабочая программа для учащихся 3 "Б" класса с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений
Рабочая программа для учащихся 3 класса с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Программа включает в себя следующие предметы: русский язык, устная речь, чтение, математика, жив...
Рабочая программа для учащихся 1-11 классов. Физическая культура в специальной медицинской группе
Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни...
Рабочая программа для учащихся ОВЗ надомного обучения.по физической культуре.
Программа по физической культуре для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, координально отличается от программ массовых школ. В этой программе есть часы практических занятий и часы самопод...