Творческая мастерская письмя приглашает...
методическая разработка на тему
Выступления на региональном совещании учителей русского языка илитературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПИСЬМА ПРИГЛАШАЕТ…
Самой большой творческой находкой
в своей педагогической деятельности считайте
тот миг, когда ребёнок сказал своё слово.
В этот миг он поднялся на одну ступеньку
в своём интеллектуальном развитии.
В.А. Сухомлинский.
В условиях современных глобальных перемен в обществе: социальных, экономических, экологических – особую значимость приобретает гуманизация образования. Цель ее – воспитание личности творческой, самостоятельной, свободной.
В век информационного взрыва, когда дети заражены «вирусом» компьютерных игр, Интернета невольно возникает сомнение, а не утратило ли сегодня силу простое человеческое слово, тихое, негромкое слово художника, которое заставляет человека плакать и радоваться над страницами любимых книг, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами, удивляться силе человеческого духа.
Истинная любовь к своей стране, к своему народу немыслима без любви к языку.
«Вначале было Слово…» Сегодня в нашей жизни мы так мало слышим литературного русского слова, и даже в школе на уроках русского языка и литературы «дефицит» грамотной речи. Молчаливые ученики переписывают чужие сочинения из различных сборников «золотых» сочинений. Рефераты, доклады скачивают из Интернета. Вместо собственной речи, над которой нужно серьёзно трудиться, звучит чужая, в которую не вдумываются, которую даже не слышат.
В речи людей явственно ощущается нехватка словарного запаса, которая частично заменяется произношением одних и тех же слов, но с различной интонацией и различным смыслом. Язык становится менее образным, т.е. лишается изначально заложенной основы. Речь становится всё менее осмысленной. Люди перестают думать, анализировать, молодежь нарочито коверкает, сокращает свою речь, всё более уподобляя её СМС- сообщениям: « Я тя ма лю…» А уж про нецензурную речь и говорить нечего…
Всё это приводит к невозможности формирования языковой личности.
Дети испытывают большие затруднения при создании письменных связных текстов. Грамотность наших школьников тоже оставляет желать лучшего.
Перед нами стоит весьма сложная задача – за малое количество отведенных на изучение русского языка по плану часов решить развивающие, воспитательные и обучающие задачи. Ответом являются поиски новых подходов в обучении учащихся.
Для успешной реализации формирования коммуникативных навыков учащихся в своей практике я использую технологию педагогических мастерских письма.
Мастерские письма являются одним из наиболее эффективных средств развития письменной речи.
Данный курс способствует речевому развитию учащихся. Результаты достигаются благодаря принципам и правилам ведения мастерской, сформулированным на основе достижений современной психологии и педагогики. В отличие от традиционного урока мастерская позволяет соединить личный опыт учащегося с опытом мышления, чувствования великих писателей. Мастерская помогает решать не только задачи по формированию у учащихся навыков письменной и устной речи, но воспитывает читателя.
Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Основная деятельность участников на мастерской письма – это создание текста: пожалуй, самый сложный и интересный вид творчества. Данная технология способствует снятию страха перед созданием и презентацией письменного высказывания, укрепляет веру в свои силы.
Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками.
Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость.
Принципиальное отличие мастерской от других видов занятий состоит в том, что знания на мастерских не даются, а выстраиваются. На мастерской дети обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли.
Мастерская творческого письма позволяет ученику применить собственный глубинный жизненный – эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.
Основная задача ведущего мастерскую творческого письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление. Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.
Всегда говорят и об алгоритме мастерской.
Алгоритм "мастерской построения знаний"
Первый этап — это индуктор – включение в творческий процесс, толчок. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения. Данный этап мотивирует дальнейшую деятельность.
Второй этап – работа с материалом:
- самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, текста, рисунка, проекта;
- социоконструкция – работа группой, пополнение своих знаний;
- социализация – все, что создано (индивидуально, в паре, в группе), должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения должны быть услышаны;
- афиширование – демонстрация выполненной работы (тексты, рисунки, схемы, проекты);
- разрыв – кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов, внутреннее осознание участниками мастерской того, чего они не знали и не чувствовали раньше.
Последний этап — рефлексия. Это самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял? Результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение, приобретение эмоционального опыта. Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что...
Почему мастерские нужны современному словеснику?
- Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской.
- Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
- Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
- Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества.
- Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания гармоничной личности.
- Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
- Технология творческих мастерских позволяет включить в учебный процесс каждого ученика; ученик строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, думает, творит, самореализуется.
Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческая мастерская. тема: "Урок письма"
Тема урока: «Письмо»Цели:Ознакомление учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта.Развитие навыков самостоятельной познавател...
творческая мастерская письма
мастер- класс поведен на ЕМД в школе. В творческой мастерской шло обучение сочинению- описанию...
О весна, без конца, и без краю... Урок. Творческая мастерская письма
Урок по технологии Творческая мастерская письма. Дан в разновозрастной группе. 5, 9 классах. Результат замечательный....
Творческая мастерская письма "Радуюсь тебе...". 6 класс.
Урок развития творческого мышления и письменноречевой деятельности...
"Жизнь - радуга" Творческая мастерская письма. Открытый урок в 5 классе.
Урок составлен в соответствии с технологией Творческих мастерских. Служит творческому развитию учащихся....
Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"
Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...
Мастер-класс "Подготовка к написанию сочинения. Творческая мастерская письма"
Демонстрация использования прёма "погружения" на основе личных впечатлений...