Творческая мастерская письма "Радуюсь тебе...". 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок развития творческого мышления и письменноречевой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская письма

Радуюсь тебе…

6 класс

Оборудование: у учащихся  листы бумаги А 4, А3, фломастеры, карандаши.
Тексты: «Что с нею, с душой моею…» Е. Баратынский, «Фацелия» М. Пришвин, «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкий

Зрительный ряд:  презентация по теме урока

Цели урока: развитие  речи и мышления учащихся, коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности, создание лингвистического концепта «Радость».

I. Оргмомент -создание творческой мотивации

Слово Учителя. (На мониторе изображение Психеи). Эта крылатая женская фигура должна подсказать  тему нашего урока.  Кто это? Что она олицетворяет? (Психея – греческое слово, обозначающее «душа»). Слайд 1

«Что с нею, что с моей душой?» – спрашивает поэт Е. Баратынский. С жизнью сердца или души связана внутренняя жизнь человека. «Всякое внутреннее чувство оказывается в сердце» ,– читаем в Словаре В.И. Даля. А чувства могут быть светлыми, приятными и, напротив, тревожными, неприятными для нас. Хорошо жить, когда «на душе легко», жить «с открытой душой».  Тяжело – когда «на душе камень», когда «душа болит».

II . Индуктор. (Настрой на урок, знакомство с учебно-познавательными задачами, которые должны быть раскрыты на уроке).

  Напишите на листе красиво своё имя. Рядом нарисуйте цветок своей души. Какая у вас душа? Что она испытывает? (Ответы детей).

- ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ, КОТОРОЙ ОВЛАДЕЛА ЗАВИСТЬ?

- ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ РАДОСТЬ?

Слайд 2.  

  Чтобы рассказать о собственных чувствах и переживаниях, открыть дверь в их „невидимый мир“, необходимо „языку чувств” учиться, развивать в себе „дар слова”. Это большой труд души „познать себя”, разгадать, как писал поэт, „загадку смутных чувств” (А.Тарковский).

Слово Учителя. Когда тебе радостно, душа поёт, солнце лучится из тебя…

В жизни (в миру) все друг другу желают счастья. А в русских богослужебных текстах такого слова нет. Часто встречается «радость», а слова «счастье» нет. Но люди почему-то упорно хотят быть счастливыми, а не радостными.  А происходит это потому, что часто  мы не понимаем значения слов. Но не зря ведь Козьма Прутков сказал: «Зри в корень». Счастье =это сейчас есть. А радость?

 II. Словарная работа.

   Давайте дадим  определение слову «Радость».

Ответы учащихся:

«Радость – это чувство яркое, светлое…»

«Радость – это чувство цветения души, когда мир вокруг становится светлее и ярче и человек радостно открыт для всех».

« Радость – это чувство, которое заводит двигатель веселья…»

«Радость – это удивительное чувство, когда душа расцветает, когда хочется смеяться, улыбаться, когда ты начинаешь по-настоящему любить жизнь».

«Радость как чистое голубое небо».

«Радость, словно вечный двигатель души…»

«Она может развеселить человека, помочь сбросить камень с души. Хорошо, когда в твоей душе живет такое чувство».

«Радость – веселье, удовольствие, наслаждение, БЛАГОДАТЬ».

«Радость – это непрерывное чувство восторга, новых эмоций».

«Радость – это доброе чувство, которым можно делиться».

«Радость парит огромной белой птицей с седьмого неба...».

Справочный материал

(по словарю Даля) Радость – внутренне чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства.

  Давайте подберём к такому замечательному слову синонимы.

Ответы учащихся:

веселье, услада, наслаждение, утеха, удовлетворение, благодать, восторг, успех, улыбка…

А антонимы?

Ответы учащихся:

грусть, печаль, злоба, зависть, горе, тоска, боль, страх, злость, скука, ненастье.

    С вашего разрешения мы не возьмём сегодня с собой эти слова.  

III. Подготовка материала для создания метафорического портрета слова «радость»

  1. Подберите к слову «радость», эпитеты. Слайд 3.

Эпитеты:

Ответы учащихся:

радость детская, живая, лёгкая, милая, божественная, бурная, великая, творческая, торжественная, юная, ясная, тревожная, нарядная,  беспечная, наивная, безбрежная, желанная,  земная, нежданная, высокая, горячая, до слёз.

Справочный материал

быстрая, блаженная, безудержная, вешняя, волнующая, горделивая, доверчивая, задумчивая, ликующая, молодая, насмешливая, неподдельная, несказанная, пламенная, смутная,  трепетная, удивлённая, чистосердечная;

*(устар.) забывчивая, легкокрылая, лучезарная, лучистая, святая, тысячеустная;

**блестящая, взрывчатая, голубая, страдальческая, цветаста, яркая.

  А теперь попробуем подобрать эпитеты к слову «радость», исходя из определённых признаков:

По цвету – светлая радость

Ответы учащихся:

радость яркая, золотая, разноцветная, пламенеющая,  солнечная, небесная,  светлая, цветочная,  блестящая, переливающаяся на солнце всеми цветами радуги, блистающая, нарядная.

По звуку – звонкая, тихая радость

Ответы учащихся:

радость звенящая, мелодичная, громкая, торжественная, поющая, музыкальная,  шумная, оглушающая, дробная, болтливая, оркестр,  играющий всеми своими инструментами.

По вкусу – сладкая радость

Ответы учащихся:

радость сладкая, пряная, ванильная, вкуса меда, мороженого, шоколада, вкусная, тающая во рту, всего слаще на свете, хочется пробовать снова и снова, пьянящая.  

2. Подберите сравнения к переживаемому чувству с союзами словно, точно, как.

Светлая, словно …, радость

  Слайд 4.

Ответы учащихся:

  • Светлая, словно лучезарное солнце, сияющее в облаках, радость.
  • Светлая, словно раннее утро, радость.
  • Светлая, точно утренняя заря, радость.
  • Светлая, как первый снег, радость.
  • Светлая, как мама и солнце, радость.
  • Светлая, как блеск на снегу, радость.
  • Светлая, словно бесконечное впечатление, радость.
  • Светлая, как жизнь, радость.

 

  1. Составьте «световые» метафоры радости, используя предложенные глаголы:

   светиться, издающая свет из себя, сиять, озариться, давая свет, вспыхивать и др.

Сдайд 6

5. Подумайте, почему в русском языке нельзя *потемнеть от радости или *светиться от зависти. Какое отношение имеет идея света к делению эмоций на «положительные и отрицательные»? (Свет – это и Вселенная, мир, земля наша, это и истина, и высшая инстанция, к которой стремится каждый человек).

6. Продолжите цепочки «водяных» языковых метафор радости. Подумайте, чем отличаются эти метафоры (Своим строением). Слайд 7

  1. Радость хлынула, брызнула, испарилась, плещет…
  2. Волна, всплеск, прилив, капля… радости.
  3. Купаться в радости, выплеснуть радость, захлебнуться радостью…

7.Что происходит с душой, в которой живет это светлое и теплое чувство? Что голос души говорит нам об этом? (Душа ликует, парит, радуется, передает эту радость другим).

Давайте обратимся к фразеологическим выражениям (быть на седьмом небе, быть на верху блаженства).

Что значит «быть на седьмом небе»?

Справочный материал

Фразеологизм чувствовать себя на седьмом небе шутливо выражает безграничное счастье, глубокое удовлетворение. Древнегреческий философ Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных хрустальных сфер, на которых якобы покоятся звезды, планеты. «Седьмое небо», по его мнению, было обиталищем ангелов, раем.

8. Подберём однокоренные слова к слову «радость»

Радость – радостный, порадовать, обрадовать, радостно, радушие, радушный Радуница, рада-радёшенька, радостность, жизнерадостный, безрадостный, безрадостно, радовать, радоваться, возрадоваться, обрадовать, нарадоваться, радуга.

- Какое явление природы исторически может быть родственно слову радость? (Радуга)

  9.Этимологический портрет радости.

Раздаточный материал

РАДУГА. В этимологическом отношении радуга – не вполне ясное слово, причем главную трудность представляет объяснение первой части сложения: ра-. Едва ли можно возражать против сближения этой части слова с прил. рад, сущ. радость, глаг. радоваться. Ср. укр. веселка – «радуга». С радугой в фольклоре и в старинных народных поверьях связываются радостные переживания. По библейскому преданию («Книга бытия», гл. 9, стих. 13 и сл.), появлением дуги (= радуги) «во облаце» было ознаменовано окончание всемирного потопа, она явилась зримым выражением «божьего благоволения» и «прощения роду человеческому» (П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского словаря. Т. 1-2. – М.: 1993. – Т. 2, стр. 95).

В.И. Даль: «не ручаюсь за сродство радуги с радостью, но как это было радостное явление Ною, то связь вероятна».

10. Работа с текстом.

А вот как представляет радость писатель Михаил Пришвин.

Художественный текст как образец метафорического портрета чувства.

Раздаточный материал.

  1. Познакомьтесь с текстом.

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

(М. Пришвин. „Фацелия“)

  • Найдите метафоры радости в тексте.
  • Что же особенного знает о радости Михаил Пришвин? (Без радости нет жизни, как нет Жизни на Земле без Солнца. Запасы радости бесконечны. Умей найти радость и поделиться ею с другими).
  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Подумайте, какого человека может сделать счастливым чужая радость. Подберите синонимы к существительному бытие. Используя сочетаемость слова «радость» (поделиться, подарить, разделить, за другого и др.), продолжите текст: Радость по природе альтруистична. Радостью можно…

Раздаточный материал

                                                        Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

                                                                                       Н. Заболоцкий. 

Николай Заболоцкий предлагает нам один из путей преодоления зависти. Каков этот путь? (Запись в тетрадь).

Умей радоваться успехам другого, как своим собственным. Слайд 9

 11. ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ, В КОТОРОЙ ЖИВЕТ РАДОСТЬ?

Создайте портрет чувства, используя материал урока.  (Красками, словами, эпитетами, сравнениями, образными картинами и т. д.).

Слайд 10

«Радость – это чувство …

Работы учащихся:

  1. Радость – это прекрасное чувство человека. Человек улыбается, хочет танцевать и прыгать. Она очень нужна человеку, он от неё светится. Она разная по вкусу, по цвету, по звуку. Она прекрасна. Радость – это благодать. (Дюрдина Юлия)
  2. Радость – это чувства, когда все дома, когда счастье не только у тебя, но ещё и у других. Надо радоваться! (Гатина Рамиля)
  3. Радость – это чувство, которым нужно делиться с другими. Это чувство бесконечного смеха. Радость – это очень смешное, любимое,  интересное и желанное чувство. (Шавалиев Алмаз)
  4. Радость – это чувство, когда на душе не больно, когда сердце не скребут кошки, когда всё хорошо. Бывает чувство радости грустное. Но всё равно, несмотря ни на что, радость – это половина ТЕБЯ. (Агапова Екатерина)
  5. Радость – это чувство, когда очень весело и хочется сделать хорошее дело. (Кашапов Алмаз)
  6. Радость – это чувство внутреннего удовлетворения, покоя в душе. Если ты знаешь, что у тебя и у твоей семьи всё хорошо. Мама здорова, с папой всё в порядке. Радость – это самое приятное, что есть на свете. (Миколов Тимур)
  7. Радость – это чувство цветения души, когда мир вокруг становится светлее и ярче и человек радостно открыт для всех. Точно огромный водопад,  радость с оглушительным шумом обрушивается на человека, если в душе его нет зависти и зла. (Ефремов Семён)
  8. Радость парит огромной белой птицей с седьмого неба. Это подарок Творца. Ведь радость – это земной рай. (Гусаковская Валентина)
  9. Радость – это свет и добро, важная основа нашей жизни. Радость тебе,  Человек, радости тебе, Мир. Существуй вечно и радуйся. ( Галимов Наиль)

12. Рефлексия

Пожелания нашему миру (представляем то, что делаем и говорим)

Физкультминутка

Руки скрещены на груди – сколько радости в моей душе!

Руки впереди себя, раздвинуты в сторону – дарю радость нашему миру, людям.

Руки над головой, пальцы соединены – радость даёт силы мне, помогает стать добрым.

Руки  разводим в стороны – радость лучится, распространяется во все стороны.

Глаза вверх – много света.

Глаза вниз –  много тепла.

Глаза вправо –  много добра.

Глаза влево –  много любви.

Глаза прямо – радость тебе. Какой светлый мир.

Учитель: «Спасибо за урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Уравнение", 9 класс , 3 четверть.

Метод проекта. Итоговое  повторение  по  теме  "Уравнение",9 кл. Работа  по  индивидуальным  карточкам....

Творческая мастерская в 5 классе VII вида на тему "Дождь"

Урок проводился в 5 классе VII вида (ЗПР). Место в учебном плане – при изучении имени прилагательного. Разработан мною исходя из возможностей и особенностей детей с задержкой психического развития и н...

Урок-творческая мастерская в 7 классе

«Подготовка к сочинению-рассуждению»...

Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе

Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...

Рабочая программа литературного кружка «Творческая мастерская» в 6 классе

Литературный кружок помогает глубже усвоить школьную программу, в то же время расширяет круг чтения детей за счёт произведений, в школьную программу не входящих. Это особенно актуально в наши дн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Творческая мастерская " для 5 класса

внеурочная деятельность по технологии "Творческая мастерская " для 5 класаа...