"Жизнь - радуга" Творческая мастерская письма. Открытый урок в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок составлен в соответствии с технологией Творческих мастерских. Служит творческому развитию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская письма

Жизнь – радуга

5 класс

Оборудование: у учащихся  листы бумаги А 4, А3, фломастеры, карандаши, квадратики основных цветов радуги.
Тексты: сказка В. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека?»
Зрительный ряд:  презентация по теме урока.

Цель: развитие речи и мышления учащихся, коснуться глубинных слоёв духовной жизни личности, формирование нравственных качеств, развитие письменноречевой деятельности.

I. Организационный момент.

II. Тема урока, цели: Сегодня у нас   урок «Творческая мастерская письма». (Слайд 1)

  Что значит Мастерская письма?

   Будем сочинять, творить, размышлять и, как результат, напишем сочинение – размышление, тему которого вы выберете сами. В Мастерской думает каждый, говорит каждый, никто не стесняется. (Слайд 3)

III. Ход урока: 

  1. Индуктор: (Настрой на урок, знакомство с учебно-познавательными задачами, которые должны быть раскрыты на уроке)
    Напишите красиво своё имя на листочке фломастером. Выберите ваш любимый цвет.

2) Покажите квадратик вашего любимого цвета.

3) Много цветов радуют глаз, душу, сердце  человека. Давайте представим эти цвета: покажите квадратик, какого цвета, по-вашему:

- лето – ?

- солнце – ?

- мама – ?

- песня –

4) Отгадайте загадку: (Слайд 4)

              Разноцветные ворота

               На лугу построил кто-то,

              Но пройти в них нелегко –

              Те ворота высоко!

              Постарался мастер тот,

             Взял он красок для ворот

            Не одну, не две, не три –

            Целых семь, ты посмотри!

            Как ворота эти звать?

            Можешь их нарисовать?

- Что это за чудо? Какие семь красок нужно взять, чтобы нарисовать семицветное чудо? (Ответы детей).

5) Нарисуйте на листочках радугу цветными карандашами.

6) «Афиширование» работ: покажите работы друг другу, расскажите, что чувствовали, когда рисовали радугу?

7) Запишите первые буквы названий цветов,  составляющих радугу,  и подберите прилагательные (начинающиеся на соответствующую букву), которые вы соотносите со словом «радуга».

Ответы детей:

К – красивая, кристальная, красочная, круглая, колдовская, крепкая, капризная, комбинированная.

О – обаятельная, оригинальная, ослепительная, очаровательная, обворожительная, огромная, очарованная, отчётливая, одухотворённая, огненная.

Ж – жизнерадостная, жемчужная, жизненная, живописная, желанная, живая, жаркая.

З – зачарованная, заманчивая, замечательная, задорная, завораживающая, золотая, зовущая, звонкая, звенящая, золотистая.

Г – гениальная, горячая, грандиозная, гордая, гармоничная, грациозная, гулкая.

С – славная, светлая, сладкая, сверкающая, сильная, сверхъестественная, сказочная, солнечная, совершенная, степенная, сияющая, сокровенная, слепящая.

Ф – фантастическая, феноменальная, фосфорическая, феерическая, философская, фантазийная, фигурная.

8) Рядом с радугой запишите слова в столбик, что вы представляете, когда звучит слово «радуга», какие чувства испытываете.  (Коромысло, дуга, разноцветная… радость, торжество, любование) (Слайд 5)

9) Социализация: Прочитайте, какие слова написали, дополняйте те слова, какие вам понравились.  

   У каждого человека самое дорогое – это жизнь. У большого – большая жизнь, у маленького – маленькая жизнь. У каждого – единственная жизнь, разноцветная, пёстрая, похожая на радугу. Радуга проживает короткую, но яркую жизнь. В жизни много цветов и оттенков, как у радуги.

Какого цвета радость –

………………горе –

………………хороший человек –

                         злой человек – ?

   Жизнь проходит полосами: то всё хорошо, прекрасно – светлая полоса, светлые краски, то вдруг какие – то горести, неудачи – тёмная полоса, тёмные цвета. Одна полоса сменяет другую, жизнь не стоит на месте.

 Значит, жизнь – это радуга?

- Подчеркните главноеслово у себя на листочке. Главное слово – жизнь. Сегодня мы поговорим на тему: Жизнь – радуга. (Написать на доске)

10) Релаксация: (тихая спокойная музыка) Заглянем в себя, в свою маленькую жизнь, в свои глаза. Почувствуем себя. Увидим и услышим себя. (Слайд 7)

 Слегка приспустим верхние веки так, чтобы они были видны. Заметим дрожание ресниц. Остановим дрожание (посмотрев чуть-чуть вдаль, в небо). Зажмурим глаза. Заглянем в себя:

 Кто я? Какой я? Каким я себя чувствую?  

11) Запишите «Я»

              Кто?                      Какой?

              Человек                 весёлый

              Друг                      находчивый

               Сын                     добрый

………..Ученик………… смелый …

12) Социализация: В ходе беседы вы можете дополнить свои записи, если это относится и к вам (музыкант, любитель поэзии, спортсмен, красивый,…)

13) Перелистайте картины вашей маленькой жизни.  Я называю картину, а вы пишете слова, которые у вас возникают  (Слайд 8)

  1. Мой дом – (мама, папа, семья, любовь, кот, радость, сундук, класс)
  2.  Праздничный стол – (мама, торт, друзья, цветы, веселье).
  3.  Новый год – (ёлка, салют, Дед Мороз, подарки, мандарины, праздник, радость).
  4.   В походе – (озеро, закат, варёная картошка, друзья,  рыбалка, огонь).
  5. Интересная книга – (удовольствие, любопытство, восхищение, сочувствие, восторг,  интерес, счастье, «как будто сам путешествуешь»,  магия притягивания,    книги Э. Успенского, « Приключения Робинзона Крузо»  и т.д.)
  6. Школа – (второй дом, друзья, знания, радость, учителя,  захватывающее, труд, учёба, «иногда лень делать уроки»).

    У вас получились разные картины вашей маленькой жизни.

14) «Мир, ты сложен и прекрасен».

 Искренне ответьте на поставленные вопросы: (Слайд 9)

  1. Что я люблю в себе? – (скромность, мужской характер, дружбу, мастерство смешить людей, бесстрашие, смелость, я люблю людей, доброе сердце,  честность,   играю в баскетбол, умею хорошо рисовать, упорство, умение настоять на своём, артистизм, ум, трудолюбие, хитрость, художественность, всё, сочувствие, гибкость тела, настойчивость, убирать комнату, мыть посуду).
  2. Моё настроение чаще? – (хорошее, серьёзное, весёлое, радостное, грустное, тоскливое, потухшее, доброе, среднее, изменчивое…)
  3. Свет в моей жизни? – (мама, семья, друзья, кошка, собака, школа, учитель, компьютер, художественная школа, футбол).
  4. Моя печаль? – ( нет мамы, «двойки», ссора с подругой, когда другу больно, когда обзываются,  меня никто не любит, со мной не дружат, когда я огорчаю маму).
  5. Моя радость? – (друзья, мама, папа, когда вся семья вместе, школа, компьютер, родившийся братик, радует жизнь, пятёрки, когда всё идёт хорошо). 
  6. Для чего я живу на свете? (…)

15) Какой вопрос оказался самым трудным? (Для чего человек живёт на свете?) Ответьте на этот вопрос после того, как прослушаете СКАЗКУ.

Сказка из книги В. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека?» (Читать под музыку – композиция «Одинокий пастух»).

   «Есть народная сказка о Человеке-Пустоцвете. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время переезжал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит:

- Отец, покажите мне, что Вы сделали собственными руками?

   Удивился отец таким мудрым речам сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

- Может, это Вы посадили дуб?

Наклонил голову отец, молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

- Может, это Вы вырастили колос?

Ещё ниже наклонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажите мудрое слово…

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже наклонил голову и молчит…  

    Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветёт она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт».

 

16) Дополните свои записи, прослушав отрывок из произведения В. Сухомлинского: (под музыку -  продолжение композиции «Одинокий пастух») (Слайд 10)

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть,  никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить по себе след – вечный.

 Человек «оставляет» себя прежде всего в делах, в творениях,  в садах. В этом наше бессмертие. А ещё люди живут для того, чтобы запечатлеть себя в сыне или дочери. В этом высшее счастье и смысл жизни.  Если ты хочешь остаться в сердце человеческом – воспитай своих детей».

17) Социализация: Для чего человек живёт на свете? (Работа детей).

Зачитайте свои ответы, дополните их теми ответами, с которыми вы согласны.  

 (Слайд 11)

  •  чтобы нести людям радость;
  • чтобы не быть пустоцветом;
  • хочу стать настоящим человеком;
  • чтобы защищать Родину;
  • чтобы радовать маму;
  •  чтобы делать добрые дела;
  • чтобы дарить радость;
  • чтобы узнавать новое;
  • чтобы жить!

    Слово Учителя: Вы только что начали жизнь. Перед вами будущее. Вам растить сады и строить дома, защищать свою Родину. Во всём вы оставите частичку своей души, разума и таланта. Но бойтесь прожить свою жизнь пустоцветом. Мы должны так прожить, чтобы оставить на земле после себя яркий след: учитель – умных и добрых учеников, строитель – дома,  мосты, инженер – самолёты, автомобили, ткачиха – красивые ткани. А отец и мать – достойных детей!

18) Социализация: Назовите слова, выражения, которые вы записали и продолжите список слов, что для вас жизнь. (Жизнь – радость, счастье, огонь, красота, любовь …)

19) Что вас волнует сейчас в жизни? Ваши мечты? Добавьте слова, без которых вы не мыслите своей жизни. (Дружба, семья…)

- Перечитайте все слова. Выберите самое главное – самое важное для вас слово, подчеркните его. Запишите это слово посередине. Это тема вашего сочинения.

- Напишите сочинение на выбранную вами тему. (Темы: Дружба. Семья. Радуга. Все краски мира.  Жизнь вечна.) (Слайд 13)

20) Чтение сочинений по желанию.  

21) Рефлексия:

- Твоё состояние во время работы?

- Кто себя чувствовал хорошо, свободно?

- Почему было трудно выражать свои мысли?

- Что поняли сегодня?

 Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс "Среды жизни"

Открытый урок биологии в 5 классе по теме Среды жизни живых организмов...

Творческая мастерская письма "Радуюсь тебе...". 6 класс.

Урок развития творческого мышления и письменноречевой деятельности...

Наставничество, открытые уроки, мастер-классы (приказы, благодарственные письма)

Многолетнее  сотрудничество с организациями профессионального образования: Нижневартовским государственным университетом, Нижневартовским социально-гуманитарным колледжем...