Проектная технология в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Каримова Наталья Леонидовна
Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс. Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Метод проектов на уроках и во внеурочное время позволяет: • развивать личностные, познавательные, метапредметные и регулятивные ууд учащихся; • научиться самостоятельно конструировать свои знания; • научиться ориентироваться в информационном пространстве; • учиться критически и творчески мыслить. При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Например, проект «Глагольная история» учащихся 6 класса Проект создания мультимедийных интерактивных приложений на сайте Learning Аpps.org, идея проекта состояла в том, чтобы в игровой форме учащиеся 6 класса могли закреплять теоретический материал, пройденный на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология в урочной и внеурочной деятельности

Современные методы обучения – активные методы формирования  компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс. Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм учителя.  Наиболее значимым   принципом метода проектов  является восприятие мира с учетом детской психологии.

Метод проектов на уроках и во внеурочное время  позволяет:

  • развивать  личностные, познавательные,  метапредметные  и регулятивные ууд учащихся;
  • научиться  самостоятельно конструировать свои знания;
  • научиться ориентироваться в информационном пространстве;
  • учиться критически и творчески мыслить.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися  - это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Например, проект «Глагольная история» учащихся 6 класса

Проект создания мультимедийных интерактивных приложений  на сайте Learning Аpps.org, идея проекта  состояла в том, чтобы в игровой форме учащиеся 6 класса могли закреплять теоретический материал, пройденный на уроках. Предложенный мною сервис Learning Аpps очень заинтересовал детей. В результате несколько лучших приложений можно проследить по ссылкам (http://LearningApps.org/display?v=p0net6xvj01,  http://LearningApps.org/display?v=pi4t42fjc01) Работа пятиклассников над мини-проектом способствовала формированию коммуникативных (умение сотрудничать; способность связно, грамотно излагать мысли), познавательных (умение работать с разными источниками  для получения новых знаний  и грамотное оформление полученных результатов) и личностных универсальных учебных действий (определение своей идентичности в современном  мире). У учащихся формируются и регулятивные универсальные учебные действия: ребята учатся самостоятельно ставить перед собой цели и  планировать свою деятельность в соответствии с ними. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Результатом такой работы можно считать индивидуальные проекты учеников  6б класса Добровольского  Георгия и Курлыкова Никиты «Современная разделочная доска», отмеченные грамотой  на НПК им. Ушинского. Результатом проекта стало изобретение новой модификации разделочной доски, причем изобретение не осталось только на бумаге, ребята  изготовили  его и провели презентацию для родителей и учащихся школы, а затем на конференциях города.

Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных инновационных технологий, коммуникативно-деятельностного подхода в обучении и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке в среднем звене при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. Д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций). В старшем звене учащиеся представляют оформление своих идей в виде презентаций, публикаций, веб - страниц, рекламных проспектов, буклетов, брошюр. Результатом такой деятельности можно считать проекты моих учеников: «Социальные сети: во благо или во вред», "Информационная безопасность. Средства защиты", "Информационные технологии в образовании", Информационные неравенства»,- размещённые на wiki.iteach.ru 

Работа над созданием проекта позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

В рамках дополнительного обучения разработала элективный курс «Занимательная лингвистика», с учащимися 6-х классов создаём интерактивные приложения; в рамках урочной и внеурочной деятельности (краеведение) с учащимися 6 класса создали интегрированные творческо – исследовательские проекты «Русская национальная борьба», «От имени к никнейму», «Русские традиции в фольклорном слове», которые отмечены грамотами и дипломами на НПК им. Ушинского, НПК им. Лихачёва и «Кирилло-Мефодиевских чтениях». Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Исследовательские работы учащихся были представлены в ходе предметной недели русского языка и литературы и  на отчётной школьной конференции «Мы россияне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности по истории"

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать...

Учебный проект "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ. "

Статья "Применение информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителя", в которой учитель делится опытом работы....

Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

Применение метода проектов, тркмчп, развивающего обучения в своей практике...

Информационно-коммуникационные технологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны, происходит пересмотр социальных требований к образованию. Огромное значение прио...

Интерактивные технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся

Нам нужно подготовить учащихся к ИХ будущему, а не НАШЕМУ прошлому.Йан Джукс, педагог и футурологЗа последние десятилетия перемены в обществе были настолько кардинальными и глубокими, что практически ...

«Игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся»

…именно вычислительные упражненияявляются основным средством формированияумений и навыков выполнять вычисления,без чего немыслимо овладеть основами наук,а также почти любым видом практическойи п...