Рабочая программа междисциплинарного курса «Я учусь исследовать», 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Междисциплинарный курс «Я учусь исследовать» направлен на формирование ключевых компетентностей в различной области научного познания, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметные знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят.
В курсе «Я учусь исследовать» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными.
Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_uchus_issledovat_7_klass.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по междисциплинарному курсу
предмет (курс)
« Я учусь исследовать»
7 класс
Булатова Татьяна Николаевна, учитель высшей категории
Ф.И.О. учителя, категория
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Междисциплинарный курс «Я учусь исследовать» направлен на формирование ключевых компетентностей в различной области научного познания, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметны знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать над предметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят.
В курсе «Я учусь исследовать» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.
Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи курса:
- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
- воспитание сознательного отношения к труду;
- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
- современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
- научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
- приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
- научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса «Я учусь исследовать» учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Я учусь исследовать» учащиеся должны уметь:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за различными природными и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Я учусь исследовать» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Содержание курса базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления:
- Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
- Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской и проектной работ, методах.
- Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Однако, эти разделы не выделяют в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу школьника над его научными работами от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы.
Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.
Содержание программы имеет связь с различными предметами основного общего образования.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над научной работой.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы (проекта). Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:
- защиту темы исследования (проекта);
- обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
- предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.
Форма итоговой аттестации – зачет.
Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:
- защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
- круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
- предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
- защита завершенных проектов и исследовательских работ;
- итоговая конференция НОУ.
Содержание программы
1. Введение (2 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (6 ч.) Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.
Практическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
4. Исследовательская работа (13 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.
5. Публичное выступление (3 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.
6. Итоговая конференция (2 ч.)
Тематический план, 7-й класс
№ раздела | Наименование разделов, тем | Количество часов | Итоговая форма контроля | |||||
Всего часов | Классная работа | Внекл. работа | ||||||
Лекции | Семинар | Практика | Конференции | Виды внекл. работы | ||||
1 | Введение. | 2 | 2 |
|
| |||
2 | Реферат как научная работа | 6 | 2 | 2 | 2 |
| Отчет к Пр. р № 1, 2. | |
3 | Способы получения и переработки информации. | 7 | 3 | 2 | 2 | Работа с различными источниками информации. | Отчет к Пр. р № 3, 4. | |
3.2.Практическая работа№ 3 «Использование каталогов и поисковых машин. Учимся искать информацию в Интернете». | Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов | Обсуждение работы на заседании НОУ | ||||||
3.3. Библиография и аннотация, виды аннотаций. Практическая работа № 4. «Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». | Предзащита на заседании НОУ | |||||||
Итоговое занятие Iполугодия. Конференция | 1 |
| Защита темы реферата, конференция | |||||
4 | Исследовательская работа. | 13 | 4 | 6 | 3 | Работа с различными источниками информации. | Отчет к Пр. р № 5, 6, 7. | |
4.4.Практическая работа № 5. «Работа над введением научного исследования». | Сообщение «Методы исследования». | Защита темы исследовательской работы | ||||||
4.6.Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования. | Проведение некоторых видов опытно – экспериментальной работы. | Обсуждение работы на заседании НОУ | ||||||
5 | Публичное выступление | 3 | 1 | 1 | 1 |
| Отчет к Пр. р № 8. | |
6 | Итоговая конференция | 2 | 2 |
| Конференция. | |||
| Всего: | 34 | 12 | 11 | 8 | 3 |
|
|
Виды самостоятельной работы учащихся:
№ | Вид (наименование) работы | Форма отчетности | Срок отчетности |
1 | Реферат как научная работа | Отчет | По плану |
| Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. | Реферативная работа |
|
2 | Способы получения и переработки информации. | Отчет | По плану |
3 | Исследовательская работа. | Отчет | По плану |
4 | Публичное выступление | Отчет | По плану |
Виды групповых и индивидуальных проектов:
- практико-ориентированный,
- исследовательский,
- информационный,
- творческий,
- ролевой.
Формы возможных продуктов проектной деятельности:
- Видеофильм.
- Газета.
- Фоторепортаж.
- Статья.
- Справочник.
- Буклет.
- Презентация.
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения проекта по выбранной теме и всех практических, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- качественно выполненное по собственной инициативе задание;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).
Рекомендуемая литература:
- Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Исследовательская деятельность // «Практика административной работы в школе», № 4. – 2005. – С. 52.
- Лебедева С. А., Тарасов С. В., Викторов Ю. М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал Завуч. – 2000. – № 2. – С. 103–112.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
- «Обучение для будущего» Intel (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.
- Пиявский С. А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. – 2001. – № 1. – С. 10–20.
- Развивайте дар слова: Факультатив.курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С.А. Никольская; сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990.
- Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
- Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
- Стратегия модернизации российского школьного образования C:\Documents andSettings\User\LocalSettings\TemporaryInternetFiles\Content.IE5\7W9U59AS\Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
- Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 3, 2004.
- Худин А. Н., Белова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 4. – С. 116–124.
- Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК 02.01 «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов»
Специальность СПО 270802...
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК.02.01 .Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале для специальности 072501 Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования...
Рабочая программа междисциплинарного курса МДК.01.05. Ландшафтное проектирование для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Программа междисциплинарного курса Ландшафтное проектирование является частью рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышл...
Рабочая программа междисциплинарного курса «Я учусь работать на компьютере», 6 класс
Основным методом обучения в данном курсе по выбору является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности обучающихся. Метод проектов дает возможн...
Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...
Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...
Рабочая программа междисциплинарного курса "Учусь учиться"
Умение учиться, т. е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, определяется уровнем развития у ученика универсал...