РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Любому обществу нужны одаренные люди, но, к большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ НА УРОКАХ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любому обществу нужны одарённые люди, но, к большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности.
Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение всей жизни.
На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и методов работы, деятельностного подхода к учению и т. д. Однако приходится признать, что интерес к учению от начальной к средней школе в должной мере не возрастает и, главное, не всегда приобретает у учащихся форму сознательной, внутренней познавательной потребности.
Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается сложным, такой как математика.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве c патриотическим, духовно-нравственным, экологическим, трудовым воспитанием школьников, формированием у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Как правило, отсутствие учебной мотивации школьников способствует снижению их успеваемости.
В современной педагогической и психологической литературе понятие мотивации рассматривается как «вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения». Наблюдения педагогов и психологов
показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того,
что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов.
Крупнейшие исследователи в области мотивационной сферы человека А.К. Маркова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. считают, что от того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения. Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в целом.
Согласно А. К. Марковой, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес [2]. Л. С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтённых детских интересах» [1].
Современная дидактика признает познавательный интерес определяющим мотивом учебной деятельности. Понятие «интерес» трактуется в литературе очень широко. «Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение... к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности»[3].
Наиболее приоритетные направления формирования мотивации учащихся: обучение с использованием системно-деятельностного подхода и внеурочная деятельность учащихся.
Задачей учителя в рамках ФГОС является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Для успешного обучения необходимо определить следующие методы активизации школьников, которые будут обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они соответствуют следующим требованиям:
– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
– стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
– стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;
– обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Работая по проблеме повышения мотивации на уроках математики, учителю необходимо ставить задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
В федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования особое внимание уделено развитию творческих способностей школьников не только на уроке, но и во внеучебной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает работа учителя, направленная на привитие и повышение интереса учащихся к участию во всевозможных творческих конкурсах, интернет-конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня: от классных и общешкольных до всероссийских.
Общеинтеллектуальное развитие даст возможность учащимся развить интеллектуальные способности и повысить уровень своего образования и результативность участия в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня. Практическая значимость заключается в повышении уровня участия в мероприятиях интеллектуальной направленности и возможности пополнять портфолио учащихся.
Так, внеурочная деятельность «Умники и умницы», которая реализуется в нашей Гимназии, способствует привлечению обучающихся к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, создает условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся и ранней профилизации. А секция НОУ «Интеллектуал» готовит юных исследователей по вопросам теории математики.
Занятия строятся соответственно с возрастными особенностями. Каждое занятие включает в себя этапы: теория, практика, демонстрация, исследование. В начале и в конце занятия проводятся логические разминки, которые учащиеся составляют самостоятельно или с использованием Интернет-ресурсов. На этапе проведения исследований организуется групповая или парная работа.
В основе реализации программ внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на развитие обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению математики.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Маркова, А. К., Орлов, А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников [Текст] / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман.– М.: Педагогика, 1993. – 64 с.
3. Морозова, П. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М.: Знание, 1997. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса
обобщение опыта работы...
Внеурочная деятельность как одно из наиболее приоритетных направлений формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики на уроках.
Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования ...
Статья "Развитие мотивации учащихся к изучению английского языка" (обобщение пед. опыта).
Наверное многие, особенно молодые педагоги задавали вопрос:"как же мне пробудить в учениках интерес к изучению иностранного языка, будь то английский или ндругой иностранный язык. Данная статья поможе...
«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»
Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодейс...
Рабочая программа" В мире сказок" по внеурочной деятельности по предмету, направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. О...