РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Любому обществу нужны одаренные люди, но, к большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение всей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ НА УРОКАХ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любому обществу нужны одарённые люди, но, к большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности.
Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение всей жизни.
На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и методов работы, деятельностного подхода к учению и т. д. Однако приходится признать, что интерес к учению от начальной к средней школе в должной мере не возрастает и, главное, не всегда приобретает у учащихся форму сознательной, внутренней познавательной потребности.
Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается сложным, такой как математика.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве c патриотическим, духовно-нравственным, экологическим, трудовым воспитанием школьников, формированием у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Как правило, отсутствие учебной мотивации школьников способствует снижению их успеваемости.
В современной педагогической и психологической литературе понятие мотивации рассматривается как «вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения». Наблюдения педагогов и психологов
показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того,
что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов.
Крупнейшие исследователи в области мотивационной сферы человека А.К. Маркова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. считают, что от того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения. Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в целом.
Согласно А. К. Марковой, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес [2]. Л. С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтённых детских интересах» [1].
Современная дидактика признает познавательный интерес определяющим мотивом учебной деятельности. Понятие «интерес» трактуется в литературе очень широко. «Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение... к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности»[3].
Наиболее приоритетные направления формирования мотивации учащихся: обучение с использованием системно-деятельностного подхода и внеурочная деятельность учащихся.
Задачей учителя в рамках ФГОС является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Для успешного обучения необходимо определить следующие методы активизации школьников, которые будут обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они соответствуют следующим требованиям:
– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
– стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
– стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;
– обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Работая по проблеме повышения мотивации на уроках математики, учителю необходимо ставить задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
В федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования особое внимание уделено развитию творческих способностей школьников не только на уроке, но и во внеучебной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает работа учителя, направленная на привитие и повышение интереса учащихся к участию во всевозможных творческих конкурсах, интернет-конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня: от классных и общешкольных до всероссийских.
Общеинтеллектуальное развитие даст возможность учащимся развить интеллектуальные способности и повысить уровень своего образования и результативность участия в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня. Практическая значимость заключается в повышении уровня участия в мероприятиях интеллектуальной направленности и возможности пополнять портфолио учащихся.
Так, внеурочная деятельность «Умники и умницы», которая реализуется в нашей Гимназии, способствует привлечению обучающихся к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, создает условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся и ранней профилизации. А секция НОУ «Интеллектуал» готовит юных исследователей по вопросам теории математики.
Занятия строятся соответственно с возрастными особенностями. Каждое занятие включает в себя этапы: теория, практика, демонстрация, исследование. В начале и в конце занятия проводятся логические разминки, которые учащиеся составляют самостоятельно или с использованием Интернет-ресурсов. На этапе проведения исследований организуется групповая или парная работа.
В основе реализации программ внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на развитие обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению математики.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
2. Маркова, А. К., Орлов, А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников [Текст] / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман.– М.: Педагогика, 1993. – 64 с.
3. Морозова, П. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М.: Знание, 1997. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/30/picture-191086-1359537135.jpg)
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-385611-1393497129.jpg)
Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса
обобщение опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-656905-1572760419.jpg)
Внеурочная деятельность как одно из наиболее приоритетных направлений формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики на уроках.
Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-849306-1479011623.jpg)
Статья "Развитие мотивации учащихся к изучению английского языка" (обобщение пед. опыта).
Наверное многие, особенно молодые педагоги задавали вопрос:"как же мне пробудить в учениках интерес к изучению иностранного языка, будь то английский или ндругой иностранный язык. Данная статья поможе...
«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»
Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодейс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-407887-1392802134.jpg)
Рабочая программа" В мире сказок" по внеурочной деятельности по предмету, направленной на повышение мотивации учащихся к его изучению.
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. О...