Статья "Развитие мотивации учащихся к изучению английского языка" (обобщение пед. опыта).
статья по английскому языку на тему
Наверное многие, особенно молодые педагоги задавали вопрос:"как же мне пробудить в учениках интерес к изучению иностранного языка, будь то английский или ндругой иностранный язык. Данная статья поможет молодым педагогам развить у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка. В своей статье я рассмотрела само понятие мотива и мотивации, виды мотивов, а также приемы и способы повышения мотивации к изучению иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у учащихся мотивации к изучению иностранного языка
Работая многие годы учителем английского языка, я постоянно сталкиваюсь с проблемой мотивации учеников к изучению английского языка. Часто дети задают мне вопрос: «А зачем нам нужно изучать английский язык?» Кто-то из учеников подтверждает значимость своего вопроса тем, что «ведь моим родителям английский язык не пригодился». Пример родителей бывает более убедительным, чем беседы учителя о важности и значимости изучения иностранного языка. Да, конечно, я работаю не в элитной гимназии, а в обыкновенной школе. Да причем в такой школе, где в основном обучаются дети из неблагополучных семей. И передо мной остро встает вопрос: «как я могу привить таким детям интерес к изучению английского языка?»; «как сделать урок интересным и увлекательным?» Я считаю, что эти или похожие вопросы задают себе также и другие, особенно молодые учителя иностранного языка. Чтобы найти ответ на эти вопросы, я решила выяснить, что же такое «мотивация». Согласно определению толкового словаря С.И. Ожегова, мотив – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. А согласно определению энциклопедического словаря по педагогике и психологии, мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность . Что касается педагогики, мотивация, на мой взгляд, является основным элементом структуры учебной деятельности. Владимир Григорьевич Асеев, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации считает, что мотивационная структура человека – это «сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. Такая структура мотивированной сферы определяет направленность личности человека, который имеет разный характер в зависимости от того, какие мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими». Таким образом, под мотивацией следует понимать организацию учебной деятельности, направленную на более глубокое изучение английского языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речи, исходя из этого, необходимо создавать условия в образовательной деятельности, способствующие развитию максимально высокого уровня познавательного интереса к изучению английского языка.
Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Выделяют внешнюю и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация – это широкая социальная мотивация, т.е. общепринятое в обществе мнение о том, что каждый образованный человек должен владеть английским языком, она нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация подразделяется на несколько подвидов – 1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности – «язык пригодится в жизни», 2) коммуникативная мотивация – «нравится общаться на иностранном языке», или «язык удовлетворяет мои интересы», 3) учебная мотивация – это интерес учащихся к английскому языку как к учебному предмету, т.е. «интересно читать, выполнять упражнения». Данный вид мотивации имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. Любая деятельность, как правило, вызывается совокупностью мотивов, которые совместно активизируют деятельность. Признавая ведущую роль мотивации в обучении английскому языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.
Занимаясь проблемой мотивации учеников к изучению английского языка, я провела опрос среди учащихся среднего звена (5 – 9 классы), а также учеников начальной школы (2 – 4 классы). Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: 1) нужно ли изучать английский язык в школе? 2) зачем нужно изучать английский язык? 3) нравится ли тебе изучать английский язык? 4) что тебе нравится в изучении английского языка? 5) как ты думаешь, пригодятся ли тебе знания английского языка? Ответы на вопросы позволили мне сделать следующие выводы: учащиеся начальных классов более заинтересованы в изучении английского языка, им нравится смотреть презентации, слушать и петь песни на английском языке, изучать английский язык, играя в игры А ученики среднего звена больше любят играть в компьютерные игры, поэтому им нужен английский язык. Что касается процентного соотношения, то 80% учащихся начальной школы проявляют интерес к предмету «английский язык», а в среднем звене только 40% учащихся положительно ответили на первый вопрос (большинство из них учащиеся 5 и 9 классов).
А теперь рассмотрим некоторые приемы и способы повышения мотивации на уроках английского языка:
1. Педагогический такт и мастерство педагога, которые позволяют создать атмосферу оптимизма и веры детей в собственные силы. Позитивное отношение самого педагога к предмету способно «заразить» и учащихся, создание на уроке ситуаций успеха позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится и на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и достижения класса, группы.
2. Прием «переписки учащихся с их иноязычными сверстниками» позволяет учащимся узнать интересную информацию о культуре, истории, образе жизни своих «товарищей по переписке», у них появляется возможность общения с носителями языка. Переписка помогает запомнить клише или конструкции, расширяет запас лексики.
3. Игровые технологии являются эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Они гарантируют создание положительного микроклимата в группе, характеризуются новизной и разнообразием материала, стимулируют активный мыслительный процесс. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником, дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.
4. Применение мультимедийных систем, интерактивных компьютерных средств, цифровых образовательных ресурсов и Интернет – ресурсов является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы и методы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Моим ученикам очень нравятся презентации, они очень наглядны, помимо текстов и иллюстраций, я использую таблицы, схемы. Некоторые ученики 7 -9 классов и сами с удовольствием принимают участие в создании презентаций.
5. Внеклассная деятельность позволяет учащимся преодолевать трудности в самоутверждении, раскрывает их возможности и способности, максимально увеличивает область для развития творческой и познавательной активности, а также тех способностей ученика, которые не были востребованы в урочное время. Мои ученики из года в год участвуют в различных конкурсах по предмету, начиная от общешкольных мероприятий, таких как, конкурс чтецов на английском языке, конкурсы открыток, плакатов и презентаций по определенной тематике, участие в викторинах, квизах и праздниках, например, праздник алфавита для учащихся 2-х классов “The ABC party”, викторина для 3 – 4 классов “I can speak English” и т.д. Также учащиеся среднего звена участвуют в региональных и всероссийских конкурсах, таких как, конкурс переводчиков британской поэзии, конкурс эссе на иностранном языке «Английский язык в моей жизни», «Книги в моей жизни», «Мой родной город».
6. Онлайн – олимпиады, дистанционные олимпиады, а также участие в сетевых проектах – на мой взгляд, очень эффективный способ самореализации и повышения образовательного уровня школьников, они мотивируют на проверку собственных знаний и умений, и как следствие ведут к более углубленному и интенсивному изучению предмета. Мы приняли участие в сетевых проектах всероссийского уровня «Овсянка, сэр или тайна жителей туманного Альбиона» и «Легенды общества Красный кирпич». Учащиеся применяли свои знания, как по английскому языку, так и по информатике, узнавали что-то новое, приобрели положительный опыт участия в подобных мероприятиях. Хочется отметить, что наши команды заняли призовые места в этих сетевых проектах.
7. Использование на уроках музыки, песен, стихотворений создает благоприятный эмоциональный климат на уроке, раскрепощает учащихся, дает возможность релаксации и мощного воздействия на чувства эмоции детей. Благодаря использованию песен и стихотворений, происходит более прочное усвоение и расширение лексического запаса, грамматических структур, совершенствуются навыки произношения.
8. Применение на уроках образных наглядных материалов так же поддерживает интерес учащихся к теме, развивает у них чувственное восприятие и воображение. Ведь детям приятно смотреть на яркие иллюстрации, плакаты. Так ученики лучше запоминают учебный материал.
9. Прием инсценирования на уроках английского языка развивает навыки и умения неподготовленной, спонтанной устной речи, создают языковую среду и погружают учащегося в ситуацию роли. Ученикам нравилось инсценировать эпизоды из произведения про Амелию Беделию, а также различные ситуативные диалоги, например, в аэропорту, в билетной кассе, в гостях у иностранного друга и т.п.
10. Применение индивидуальной работы с учащимися помогают раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащегося, дают возможность самовыражения, пробуждают у детей чувство ответственности к учебе. Например, сильным ученикам, можно дать задание повышенной трудности, а более слабым ученикам облегченные задания, с которыми им будет нетрудно справиться.
11. Интегрированные уроки вовлекают каждого учащегося в учебный процесс, способствуют развитию аналитического мышления, логики и познавательного интереса, побуждают учащихся к активному творческому познанию окружающей действительности. Форма проведения таких уроков нестандартна, что и делает сам урок ярким и запоминающимся.
12. Проектная методика - путь к освоению научно-исследовательской деятельности. В ходе работы учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информации в сети Интернет; обобщать её; учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление; в том числе реагировать на вопросы, вступать в дискуссию; учатся анализировать работу и давать самооценку; развивают творческие способности.
Таким образом, мы рассмотрели, что такое мотив и мотивация; рассмотрели примеры способов и приемов развития и поддержания мотивации на уроках английского языка, в зависимости от целей и задач урока, а также от возрастных и психологических особенностей учащихся. В своей работе мы можем применять различные методы, варьируя и адаптируя их. Конечно же, формирование положительного отношения учеников к новому предмету и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников и каждый увлеченный своей работой учитель самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания. Рекомендации, описанные в данной статье, я считаю, обеспечат создание устойчивой положительной мотивации учащихся, будут способствовать развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению общей эрудиции учащихся. И настанет такое время, когда все ученики или хотя бы большинство из них будут с радостью идти на уроки английского языка, ожидая узнать что-то новое, интересное, увлекательное и этот интерес у них сохранится на многие годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...
Отчет по теме самообразования «Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению английского языка».
В данной работе можно узнать о приемах театрализации на уроках иностранного языка....
Информационно-коммуникационные технологии, как способ повышения мотивации учащихся к изучению английского языка
Статья предназначена для педагогов использующих ИКТ технологии....
Приём инсценировки как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Наиболее эффективной формой внеклассной деятельности по предмету, особенно в начальной школе, является приём инсценировки. Данный приём способствует развитию творческой активности, эстетич...
Аудиовизуальный метод как средство повышения мотивации учащихся при изучении английского языка.
Данный материал содержит информацию о том как в современной школе можно использовать аудиовизуальный метод обучения, приводятся примеры упражнений, которые можно использовать при просмотре фильмов на ...
Статья "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."
Каждый урок английского языка тесно связан с другими предметами. Вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников по праву считаю одним из центральных. Качество обучения во многом зависит от то...
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса обучающихся к изучению английского языка и социальной деятельности. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приё...