Изучение познавательных возможностей учащихся и развитие у них интереса к изучению математики.
материал по алгебре (5 класс) на тему
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что направленность на предмет у учащихся достаточно высока и важнейшей задачей учителя является сохранить интерес к предмету у учащихся, чему в немалой степени будет способствовать развитие внеурочной системы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketirovanie.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение познавательных возможностей учащихся и развитие у них интереса к изучению математики.
Само слово «интерес» в переводе с латинского означает «имеет значение, важно», а в психологии этим словом понимается избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления. Таким образом, можно сказать, что интерес – это отношение к предмету как к чему-то ценному, привлекательному. Развитие интереса немало способствует и развитию познавательной активности учащихся. А отсюда, чтобы сделать обучение интересным, необходимо учесть и те факторы, которые влияют на это. Сюда мы можем включить и само содержание математического материала, и методы, приемы и средства подачи. А также межличностные отношения учителя и учащегося. Сейчас мы остановимся на том, как изучалось отношение учащегося к предмету математики.
В 5 классе с учащимися был проведен ряд тестирований: направленность на предмет, изучение тревожности, изучения отношения к отдельным видам работы. Проведение подобных тестирований стало возможным только после того, как между учениками и учителем возникла определенная степень доверительности, что стало возможным в результате расформализации отношений между учителем и учащимися, достигнутой в ходе подготовки мероприятий.
Итак, учащимся на тестировании было предложено заполнить следующую таблицу (данная таблица уже содержит результаты опроса):
Вид работы | Нравится | Не нравится | Боюсь | Мне трудно | Самое простое |
Беседа по теме | 14 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Письменный ответ | 10 | 5 | 3 | 5 | 2 |
Выполнение тестов | 7 | 4 | 5 | 6 | 3 |
Внеурочные мероприятия | 14 | 3 | 1 | - | 7 |
Таким образом, учитель получает возможность определить, каким формам работы учащиеся отдают предпочтение, какие вызывают у них тревогу. Инструктирую учащихся перед выполнением теста, учитель предупреждает, что на один вопрос не может быть два ответа. Например, можно дать ответы на вопрос «беседа по теме», «нравится» и при этом дать расшифровку – «самое простое».
После проведения вступительной диагностики учащимся было предложено определить, что именно вызывает у них тревогу. Для этого был разработан следующий список вопросов:
«Боюсь, потому что…
- не уверен(а) в своих знаниях;
- одноклассники будут смеяться, если ошибусь;
- учитель будет сердиться;
- мне трудно высказать мысль;
- боюсь ошибиться;
- боюсь говорить, когда на меня смотрят;
- боюсь получить плохую отметку».
По превому пункту положительно ответили 7 человек (28%), по второму – 1 (4%), по третьему – 1 (4%), по четвертому – 10 (40%), по пятому – 3 (12%), по шестому – 1(4%), по седьмому – 2 (8%).
После того, как были выявлены причины тревожности, в ходе подготовки к внеурочному мероприятию с учащимися были проведены неформальные беседы, в результате которых был достигнут определенный уровень понимания между учителем и учащимися. Им было показано, как можно преодолеть трудности, и через месяц была проведена повторная диагностика.
Вид работы | Нравится | Не нравится | Боюсь | Мне трудно | Самое простое |
Беседа по теме | 17 | - | - | 1 | 7 |
Письменный ответ | 14 | 3 | 2 | 4 | 2 |
Выполнение тестов | 13 | 3 | 2 | 1 | 6 |
Внеурочные мероприятия | 18 | - | - | - | 7 |
Результаты данной диагностики показывают, что учащиеся учатся преодолевать свои трудности, хотя определенная их доля еще остается. Чтобы выявить причину этих проблем, с которыми сталкиваются учащиеся, необходимо изучать особенности их мышления.
Результаты анкетирования.
№ вопроса | Положительные ответы | Отрицательные ответы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | 22 (88%) 23 (92%) 16 (64%) 15 (60%) 18 (72%) 16 (64%) 17 (68%) 21 (84%) 24 (96%) 19 (76%) 22 (88%) 24 (96%) 25 (100%) 23 (92%) 19 (76%) 20 (80%) | 3 (12%) 2 (8%) 9 (36%) 10 (40%) 7 (28%) 9 (36%) 8 (32%) 4 (16%) 1 (4%) 6 (24%) 3 (12%) 1 (4%) 0 (0%) 2 (8%) 6 (24%) 5 (20%) |
Результаты позволяют сделать вывод, что направленность на предмет у учащихся достаточно высока и важнейшей задачей учителя является сохранить интерес к предмету у учащихся, чему в немалой степени будет способствовать развитие внеурочной системы работы.
Для изучения интереса у учащихся к предмету была проведена диагностика направленности на предмет.
Данная диагностика позволяет выявить, насколько интересен изучаемый предмет (математика) для учащихся, а также позволяет им задумываться над своим отношением к предмету и точно определить его. Проведение подобной диагностики дает не только подробную информацию для учителя, но и имеет определенное воспитательное значение, т.к. учащиеся получают возможность познать себя, лучше разбираться в собственных проблемах, что необходимо в их возрасте. Опросные листы данного теста заполняются анонимно. Время на заполнение – не ограничено, что предоставляет учащимся возможность продумывать ответы.
Опросный лист.
Мне нравится предмет, потому что | Мне не нравится предмет, потому что |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"
Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....
Развитие познавательной активности учащихся, как способ формирования устойчивого интереса к предмету.
выступление на заседаниии методического объединения. Развитие познавательной активности учащихся, как способ формирования устойчивого интереса к предмету....
Методика. Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внимания и памяти на уроках географии"
В статье дается материал ,который дает основание применть принципы и моменты с методической точки зрения ,как применять методы и приемы,чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся на урока...
Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения».
Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения» содержит методические рекомендации по теме "...
изучение творческих возможностей учащихся
В этом материале размещены тесты направленные на изучение творческих возмохностей, способностей учащихся. Они позволяют оценить способности ребенка и направить работу по формированию тех или иных каче...
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотностиПлан проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторени...
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...