«Образовательный веб - квест в рамках компетентностного подхода к образованию»
статья на тему

Арипова Инзия Кабировна

В статье рассматривается  компетентностный подход к образовательномк квесту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aripova_inziya_kabirovna.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательный веб - квест в рамках компетентностного подхода к образованию»

 Арипова Инзия Кабировна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района ХМАО-Югры «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»

п. Сосновка

Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

 

Если  раньше  общество  рассматривало школу как место получения знаний, то сегодняшний взгляд объективно иной. Школа- это организация обучения и воспитания подрастающего поколения, где  наиболее системно, последовательно и глубоко происходит развитие и воспитание личности, где эти процессы обеспечены всем укладом школьной жизни. Переход  общества на информационную  ступень развития требует от образования на выходе уже качественно другой продукт - другую модель выпускника. Это уже не только обладающий определённым багажом знаний выпускник, но и личность со  сформированным  перечнем  компетентностей.

Какие же компетентности необходимы выпускнику?  Это-

1. готовность делать осознанный и ответственный выбор,

2. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),

3. технологическая компетентность,

4. информационная компетентность,

5. коммуникативная компетентность,

6.социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию). От степени развития всех этих компетентностей зависит успешность человека в обществе, достижение им социальной востребованности.  Таким образом, переход к ФГОС второго поколения, реализация компетентностного подхода к организации образовательного процесса потребуют пересмотра традиционных форм и методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы преподавания предметов, внедрения в образовательный  процесс инновационных технологий.  

Я считаю, чтобы научить ученика творчески и самостоятельно учиться, необходимо включить его в специально организованную деятельность, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа. С этой целью в своей практической деятельности использую технологию проблемного обучения с применением образовательного веб-квеста, включающего в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются ресурсы Интернета.

Образовательный веб-квест – это сайт (или блог) в сети  Интернет, созданный для  работы участников образовательного процесса, выполнения той или иной задачи.[1]В переводе с английского квест (англ. Quest) – это целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.

Главной особенностью веб- квеста является то, что информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах и ссылки на них даны автором (чаще всего учителем, преподавателем) на самом сайте квеста. Таким образом, обязательное условие применения технологии образовательного веб-квеста – это доступ к интернету. В результате учащиеся получают навыки работы с информацией в Интернете, учатся культуре общения в сети. Преимущество данной технологии состоит в том, что она применима к любому школьному предмету. [2]

Эта технология подходит как для организации урочной индивидуальной или групповой, так и для внеклассной работы.

Педагогические возможности  этой технологии довольно широки. Задания веб-квеста довольно продуктивны для различных учебных предметов  и на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут нести как обучающую,  так и контролирующую цель. Могут охватывать отдельную проблему или тему, могут быть и метапредметными. В частности, я использую эту технологию на уроках обществознания, считаю что формирование, к примеру, социальной и информационной компетентности будет наиболее выигрышным. [3]

В своей практической деятельности я использую задания веб-квеста на этапе изучения нового материала, на этапах углубления и закрепления знаний, в процессе повторения изученного, а также для обобщения и контроля знаний по определенной теме.

Образовательный веб-квест позволяет организовать деятельность учащихся по решению проблемных и творческих заданий различного уровня сложности на сравнение, классификацию, установление последовательности исторических событий, процессов и явлений; сортировку картинок, заполнение таблиц, составление кроссвордов.

С целью расширения кругозора школьников, развития их творческих и интеллектуальных способностей, организую проектную деятельность обучающихся с ресурсами образовательного веб-квеста, что дает учащимся возможность почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально-значимой, успешной личностью.

Также могу отметить, что ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Веб – квест позволяет формировать у обучающихся умение ориентироваться в информационном пространстве, добывать и  применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками преподавателями. [3]

Таким образом, технология веб-квест позволяет формировать следующие компетенции:

  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решения проблемной ситуации;
  • определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений
  • использование интернета для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде веб-сайтов). [3]

Таким образом, веб-квест позволяет осуществить компетентностный, деятельностный, практикоориентированный подход к образовательному процессу.

Литература:

  1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". -[Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://ito.bitpro.ru/1999
  2. Нечитайлова Е.В. Об использовании WEB-квестов в процессе обучения : [о работе учащихся с Интернет-ресурсами по выполнению учеб. заданий по химии в профил. кл. сред. шк.] // Химия в школе  – 2007. – № 6. – C. 26-29.
  3. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода на уроках физической культуры

Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между ...

Использование технологии «мультимедийная мастерская» в рамках компетентностного подхода

Данная статья носит название  Использование технологии «мультимедийная мастерская» в рамках компетентностного подхода...

Современные образовательные технологии в рамках компетентностного подхода

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию разл...

Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в образовании

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на с...

Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Статья на тему " Инновационные процессы в образовании. Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс"...

Компетентностный подход в образовании – новая парадигма в образовании

Презентация, посвящённая обзору компетентностного подхода в образовании - сущность, основные принципы, как применятся в образовании. Материал пригодится для учителей-методистов или студентов педа...