Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в образовании
статья (5 класс)
Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в образовании
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Ценностно-смысловая компетенция.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Социально-трудовая компетенция
означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Компетенция личностного самосовершенствования
направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА:
- проектирования образовательной среды, направленной на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
- конструирования содержания начального образования как трансляции социального опыта в субъективный опыт личности и обеспечения деятельностного характера его освоения;
- диагностики процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Традиционный подход | Компетентностный подход |
Цель обучения
| Цель обучения
|
Формула результата образования
| Формула результата образования
|
Характер образовательного процесса
| Характер образовательного процесса
|
Доминирующий компонент процесса
| Доминирующий компонент процесса
|
Характер контрольных процессов
| Характер контрольных процессов
|
Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в образовании
- методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
- При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
- Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит
разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:
Исследовательский метод и вид деятельности;
Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
Многообразие подходов и точек зрения;
Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Что даёт компетентностный подход?
- Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,
- Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,
- Подготовку учащихся к успеху в жизни,
- Повышает степень мотивации учения,
- Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
Учитель должен уметь:
- Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.
- Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.
- Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.
- Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.
- Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
- В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».
- Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
- Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
- Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Учитель должен понимать:
- Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям,
- Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,
- Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники,
Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся
- Не надо:
- Считать себя единственным и главным источником знаний.
- Передавать свой опыт жизни и воспитания.
- Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем.
- Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».
Основные составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию ключевых компетенций
Возможные действия педагога:
1.Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
2.Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
3.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
4.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
5.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
6.Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
8.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.
10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
11.Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.
14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.
18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А.В.Великанова.
Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.-
Введение метода проектов в образовательный процесс http://nschool.fatal.ru/doc/proj/metod/met1.html
Памятка для педагогов
по реализации компетентностного подхода в образовании
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Т. Г. Киселева, М.Л. Зуева ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании
В статье освещаются пути формирования и развития информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций у учащихся....
статья "Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации компетентностного подхода в образовании"
В статье рассмотрено несколько определений компетенции, ключевые компетенции, рассмотрены важные моменты для формирования ключевых компетенций в процессе обучения....
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...
1«Цифровые технологии как фактор успешной реализации компетентностного подхода в образовании».
Гипотеза: Влияние КИОС на процесс преподавания технологии и черчения значительно повысит эффективность процесса обучения и формирования компетенций школьников, обеспечит подготовку ...
Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"
Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....
Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании
В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
Функции методов научного познания в контексте реализации компетентностного подхода в образовании
В соответствие с поставленной в настоящее время задачей образования роль практических знаний должна увеличиваться,так как компетентностный подход является практико-ориентированным.В качестве дид...