Программа внеурочной деятельности по изо "Ярмарка народных промыслов" 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Пащенко Эльвира Юрьевна

 Программа курса по изобразительному искусству «Ярмарка народных промыслов» рассчитана на учащихся 5-го класса. В программе представлены материалы  практических заданий  по  изготовлению заготовок в технике «папье-маше»  и   упражнений по кистевой росписи народных промыслов. Реализация данной программы, создаёт условия для  формирования интереса и положительной мотивации к народному творчеству и изобразительной   деятельности.

       Программа предназначена для учителей изобразительного искусства, работников дополнительного образования общеобразовательных школ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Целью  курса «Ярмарка народных промыслов» для среднего общего образования по изобразительному  искусству являетсяосвоение  основ кистевой росписи через изучение народных промыслов.

Задачи программы:

           - познакомить с народными промыслами;

           -  познакомить с различными художественными материалами и техниками кистевой росписи;

          - овладеть основами кистевой росписи каждого из промыслов;

          - приобрести умения грамотно строить композицию;

          - развивать колористическое видение;

          - развивать эстетический вкус и цветовое восприятие;

          - развивать художественную эрудицию и грамотность

          - формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

          - развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;

          - формировать у детей устойчивый интерес к народному  искусству и занятиям художественным творчеством;

         - формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;

        - прививать интерес к профессиям, связанным с декоративно-прикладным искусством.

        - воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать:

определённую терминологию по декоративному рисованию,  получат представление о народных промыслах и научатся обращаться с основными художественными материалами.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение к занятиям изобразительным искусством.

Второй уровень результатов –овладения детьми навыков кистевой росписи и знаний о народных промыслах.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1.  Прививать интерес обучающихся к художественно-творческой деятельности.

2. Обучающиеся должны получить навыки кистевой работы акварелью. А также должны  уметь подбирать цветовую палитру  в соответствии с  народными промыслами.

3. Обучающиеся должны освоить основные технологии  кистевой росписипри нанесении рисунка на заготовку.

Третий уровень результатов-получение обучающимися опыта самостоятельной работы над композицией и замыслом рисунка.

           Для его достижения необходимо:

1. Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом.

2.Обучающиеся должны уметь анализировать и находить достоинства и недостатки творческой работы.

3. Обучающиеся должны уметь  работать самостоятельно над индивидуальным и коллективным заданием.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают образовательные  эффекты:

  • первый уровень    приближен  к обучению, при этом предметом обучения являются не только научные знания, но и позитивное  отношение к занятиям по  искусству.
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для развития у обучающихся художественного вкуса.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

Личностные результаты

ученик научится:

-осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

-понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

-осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

-понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве.

-умение работать сообща в группе, чувство коллективизма.

у  ученика   будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата  на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей:

-способность к оценке своей учебной творческой деятельности;

-развитие эстетических чувств и отношения к искусству в целом;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

ученик  научится:

- готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-различать основные виды художественной деятельности (заготовка изделия для росписи, грунтование, нанесение эскиза, выполнение росписи  и участие  в художественно  творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

-различать особенности росписи каждого из народных промыслов и понимать их специфику;

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своих творческих работ;

-различать основную палитру цвета  каждого вида промысла;

-изготавливать  предметы в технике папье-маше   для росписи различной формы;

- использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

У ученика  будут сформированы:

-навыки кистевой росписи  разных народных промыслов;

-навыки передачи  характерных черт  внешнего облика, одежды, украшений человека;

-умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;

Познавательные УУД

Ученик научится:

- выполнять кистевую роспись в разных народных промыслах;

- участвовать в художественно  творческой деятельности, используя различные художественные приёмы работы для передачи собственного замысла;

 -узнавать, воспринимать шедевры мастеров народных промыслов;

ученик  получит возможность для формирования:

- различать основные виды художественной росписи;

-- приводить примеры ведущих художественных промыслов России;

- уметь анализировать  в устной и письменной форме произведений искусства народного творчества.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятиях;

- учиться высказывать своё предположение (версию);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

ученик  получит возможность для формирования:

- умений  оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- умений оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности в процессе усвоения учебного предмета иученик научится:

- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

-понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

-осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

– распознавать  виды народных промыслов;

- определять  средства выразительности при восприятии произведений;

- анализировать  содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

- применять  выразительные средства разных искусств  в своём художественном творчестве;

- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

ученик  получит возможность для формирования

- навыков применения  терминологии по изобразительному искусству

и элементов цветоведения, декоративного рисования;

- умений понимать и различать  виды народных промыслов;

- позитивного отношения  к занятиям изобразительным искусством;

- умений смешивать  цвета на палитре и получать  нужные цветовые оттенки.

2.  Содержание учебного предмета

Содержание программы связано с содержанием предмета «Изобразительное искусство», так как на занятиях изучаются основы изобразительной грамоты и приёмы работы разными художественными материалами.

    Программа состоит из  5 крупных разделов:

1. Введение в программу

2. Городец

3. Хохлома

4. Гжель

5. Итоговое занятие

Формы и виды деятельности

•        игровая

•        познавательная

•        посещение выставочных залов и музеев

•        поисковая

Формы учёта оценки планируемых результатов

•        наблюдение

•        экскурсия

•        практическое рисование

Содержание программы « Ярмарка народных промыслов»

5 класс

Раздел 1. Введение в программу (1ч)

Тема 1. Знакомство с программой. Правила техники безопасности

 Раздел 2. Городец (11ч)

Тема 2. Городец. Истоки развития городецкой росписи. Основы городецкой росписи.

Ознакомление с историей городецкой росписи.

Тема3.Основы городецкой росписи.  Цветы - розан, купавка. Листья.

Знакомство с элементами росписи.

Тема 4.Изготовление заготовки из папье-маше разделочной доски.

Продумывание эскиза росписи.

Тема 5. Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

Тема 6.Изготовление заготовки из папье-маше тарелки и кружки.

Продумывание эскиза росписи.

Тема 7. Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

Тема 8. Элементы городецкой росписи. Образ птицы, коня

Тема 9. Изготовление заготовки из папье-маше блюда круглой формы.

Продумывание эскиза росписи.

Тема 10. Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

Тема 11. Изготовление заготовки из папье-маше объёмной чаши.

Продумывание эскиза росписи.

Тема 12. Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца

Практическая работа:

1.Городец. Основы элементов росписи

2.Изготовление заготовки из папье-маше разделочной доски.

3.Изготовление заготовки из папье-маше разделочной доски. Продумывание эскиза росписи.

4.Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца..

5.Изготовление заготовки из папье-маше тарелки и кружки.

6.Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

7.Элементы городецкой росписи. Образ птицы, коня

8.Изготовление заготовки из папье-маше блюда круглой формы.

9.Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

10.Изготовление заготовки из папье-маше объёмной чаши.

11.Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца

Форма контроля: выставка работ

Раздел 3. Хохлома (11ч)

Тема 13. Хохлома. Истоки развития хохломской  росписи. Основы хохломской росписи.

Ознакомление с историей  хохломской росписи.

Тема 14. Основы хохломской росписи.  Травной элемент – кустик, кудрина, травка.

Знакомство с элементами росписи.

Тема 15. Изготовление заготовки из папье-маше блюда.

Продумывание эскиза росписи

Тема16. Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

Тема17. Элементы хохломской  росписи. Образ птицы, рыбы.

Тема18. Изготовление заготовки из папье-маше тарелки.

Продумывание эскиза росписи.

Тема19. Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

Тема20,21 Изготовление набора для стаканов в технике папье-маше.

Тема22,23. Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

Практическая работа:

1. Ознакомление с историей  хохломской росписи.

2. Основы хохломской росписи.  Травной элемент – кустик, Кудрина, травка.

3. Изготовление заготовки из папье-маше блюда.

4.Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

5. Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

6.Элементы хохломской  росписи. Образ птицы, рыбы.

7.Изготовление заготовки из папье-маше тарелки.

8.Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

9.Изготовление набора для стаканов в технике папье-маше.

10.Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

11.Оформление работ

Форма контроля: выставка работ

Раздел 4. Гжель (11ч)

Тема24.Гжель. Истоки развития гжельской  росписи.

Ознакомление с историей гжельской  росписи

Тема 25. Основы гжельской росписи.  Бордюры, мазковая роспись. Цветок

Знакомство с элементами росписи.

Тема 26. Изготовление заготовки из папье-маше блюдца.

Продумывание эскиза росписи.

Тема 27. Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской росписи

Тема28. Элементы гжельской росписи: птица, рыба, сюжетная композиция

Тема 29. Изготовление заготовки из папье-маше тарелки.

Продумывание эскиза росписи.

Тема30. Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской  росписи

Тема 31. Изготовление заготовки из папье-маше рыбного блюда

Продумывание эскиза росписи.

Тема32. Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской  росписи

Тема33. Изготовление заготовки из папье-маше объёмной чаши

Продумывание эскиза росписи.

Тема34. Нанесение грунтовки  и выполнение росписи.

Практическая работа:

1.Ознакомление с историей гжельской  росписи

2.Бордюры, мазковая роспись. Цветок. Знакомство с элементами росписи.

3. Бордюры, мазковая роспись. Цветок. Знакомство с элементами росписи

4.Изготовление заготовки из папье-маше блюдца.

5.Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской росписи

6.Изготовление заготовки из папье-маше рыбного блюда

7.Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской  росписи

8.Изготовление заготовки из папье-маше объёмной чаши

9.Нанесение грунтовки  и выполнение росписи.

10.Нанесение грунтовки  и выполнение росписи.

11.Оформление работ

Форма контроля:выставка работ

Раздел 5. Итоговое занятие (1ч)

Тема 35. Выставка работ учащихся

3. Тематическое планирование

Учебно-тематический план

Класс

Разделы

Общее количество часов

5 класс

Раздел 1. Введение в программу

1

Раздел 2. Городец

11

Раздел 3. Хохлома

11

Раздел 4. Гжель

11

Раздел 5. Итоговое занятие

1

Итого

35

Календарно – тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Дата

Разделы программы, темы занятий

Раздел 1. Введение в программу (1 час)

1.

1

Знакомство с программой. Правила техники безопасности на занятиях

Раздел 2. Городец. Истоки развития городецкой  росписи (11 час)

2

1

Городец. Истоки развития городецкой росписи.

3

2

Основы городецкой росписи.  Цветы-розан, купавка.

Листья.

4

3

Изготовление заготовки из папье-маше разделочной доски. Продумывание эскиза росписи.

5

4

Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

6

5

Изготовление заготовки из папье-маше тарелки и кружки. Продумывание эскиза росписи.

7

6

Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

8

7

Элементы городецкой росписи. Образ птицы, коня.

9

8

Изготовление заготовки из папье-маше блюда круглой формы. Продумывание эскиза росписи.

10

9

Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца.

11

10

Изготовление заготовки из папье-маше объёмной чаши. Продумывание эскиза росписи.

12

11

Нанесение грунтовки  и выполнение росписи в технике Городца

Раздел 3. Хохлома. Истоки развития хохломской росписи (11 часов)

13

1

Хохлома. Истоки развития хохломской  росписи.

14

2

Основы хохломской росписи.  Травной элемент – кустик,

Кудрина, травка.

15

3

Изготовление заготовки из папье-маше блюда. Продумывание эскиза росписи.

16

4

Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

17

5

Элементы хохломской  росписи. Образ птицы, рыбы.

18

6

Изготовление заготовки из папье-маше тарелки. Продумывание эскиза росписи.

19

7

Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

20

8

Изготовление набора для стаканов в технике папье-маше.Продумывание эскиза росписи.

21

9

Изготовление набора для стаканов в технике папье-маше.Продумывание эскиза росписи.

22

10

Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

23

11

Нанесение грунтовки  и выполнение хохломской росписи

Раздел 4. Гжель. Истоки развития гжельской  росписи (11 часов)

24

1

Гжель. Истоки развития гжельской  росписи.

25

2

Основы гжельской росписи.  Бордюры, мазковая роспись. Цветок

26

3

Изготовление заготовки из папье-маше блюдца. Продумывание эскиза росписи.

27

4

Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской росписи

28

5

Элементы гжельской росписи: птица, рыба, сюжетная композиция

29

6

Изготовление заготовки из папье-маше тарелки. Продумывание эскиза росписи.

30

7

Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской  росписи

31

8

Изготовление заготовки из папье-маше рыбного блюда Продумывание эскиза росписи.

32

9

Нанесение грунтовки  и выполнение гжельской  росписи

33

10

Изготовление заготовки из папье-маше объёмной чаши Продумывание эскиза росписи.

34

11

Нанесение грунтовки  и выполнение росписи

Раздел 5. Итоговое занятие (1 час)

35

Выставка работ учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс

Программа  разработана для организации  внеурочной деятельности  с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...

программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс

Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Программа внеурочной деятельности курса «Ансамбль народных инструментов»

Программа внеурочной деятельности курса  «Ансамбль народных инструментов»...

Проект программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов «Югра - моё наследие» (волонтёрское движение) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, образовательной программой МБОУ  «Комсомольская  ООШ»,  локальными  актами  школы,  на  основе  мет...