Интегрированный урок астрономии и информатики "Планета Марс"
план-конспект урока на тему
Цель: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме « Марс »; повторение и закрепление основных навыков работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Задачи:
1. Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по теме «Марс», вспомнить внутреннее строение, размеры, рельеф поверхности планеты, климат раннего Марса; повторить основные способы вставки картинок в текст, настройка формата рисунка, средства WordArt и ClipArt коллекций.
2. Развивающая: формирование научного мировоззрения; развитие речи и логического мышления учащихся; формирование навыков работы с научно-популярной литературой и периодической печатью.
3. Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к проблемам и достижениям в области технического прогресса и освоения космоса;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_mars.doc | 41.5 КБ |
primer_raboty.ppt | 134.5 КБ |
zapolnite_tablitsu.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Планета Солнечной системы – Марс
Цель: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме « Марс »; повторение и закрепление основных навыков работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Задачи:
1. Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по теме «Марс», вспомнить внутреннее строение, размеры, рельеф поверхности планеты, климат раннего Марса; повторить основные способы вставки картинок в текст, настройка формата рисунка, средства WordArt и ClipArt коллекций.
2. Развивающая: формирование научного мировоззрения; развитие речи и логического мышления учащихся; формирование навыков работы с научно-популярной литературой и периодической печатью.
3. Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к проблемам и достижениям в области технического прогресса и освоения космоса;
Оформление доски : плакат « Сравнительные параметры Земли и Марса », « Первая карта Марса в нейтронном свете », плакат « Солнечная система », рисунок « Наскальна живопись жителей острова Пасхи , созданная 5000 лет назад », афоризмы « Мир не кончается на нашем горизонте . Лемьер; Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины. Цицерон »
Оборудование: видеомагнитофон; телевизор; CD-диск « Открытая астрономия »; видеофрагменты « Сегодня на Марсе », « Камень с Марса », « Колонизация Марса », компьютеры, ПО – Microsoft Word.
Ход урока:
- Огр.момент.
- Вступительное слово учителя.
Этот урок посвящен одной из 9 планет Солнечной системы – Марсу. С давних пор эта планета притягивает к себе умы и взоры людей. Интерес к Марсу связан с тем, что человечек с давних пор мечтал о встрече с братьями по разуму и надеялся на этой планете обнаружить жизнь в любой ее форме. Сегодня на уроке вы заглянете в прошлое Марса, узнаете настоящее и предполагаемое будущее. Не все, что вы сегодня увидите и услышите является неоспоримым фактом, будут и предположения, которые выдвигают ученые – планетологи и археологи на основе последних полученных данных о Марсе. Итак, что же человечество знает о Марсе?
- Сообщения учащихся.
Марс – от греческого Mars – бог войны. Марс – четвертая планета Солнечной системы. Сияющий кроваво-красный диск, увиденный в телескоп, наверняка ужаснул астронома, открывшего эту планету. Поэтому ее так и назвали. И у спутников Марса название соответствующее – Фобос и Деймос ( страх и ужас ). Марс движется вокруг Солнца по эллиптической орбите из таблицы видно, что один оборот вокруг Солнца длится почти два земных года. Среднее расстояние от Солнца 1,5 а.е., наклон оси вращения к плоскости орбиты 65° , поэтому на планете существуют сезонные изменения ( смена времен года ). Период суточного вращения 24 часа 37 минут 22, 58 секунд. Масса Марса составляет 6,44 • 10кг. В следствии того, что масса Марса составляет 0,108 массу Земли, сила тяжести на Марсе почти в три раза ниже, чем на Земле.
Внутреннее строение
В настоящее время структура гравитационного поля Марса детально изучена. Она указывает на существование ядра, радиус которого равен половине радиуса планеты. По-видимому, оно состоит из чистого железа и возможно растворенного в нем водорода. По-видимому, ядро находится в жидком состоянии. Марс должен иметь мощную кору толщиной 70-100 км. Между ядром и корой находится мантия, обогащенная железом. Красные окислы железа, присутствующие в окислах планеты определили цвет планеты. Сейчас Марс продолжает остывать. Сейсмическая активность слабая.
Рельеф поверхности
Поверхность планеты состоит из двух контрастных частей древних высокогорий, покрывающих южное полушарие и более молодых равнин, сосредоточенных в северных широтах.
Высокогорная часть сохранила следы активной метеоритной бомбардировки, происходившей около 4 млрд. лет назад. Некоторые из них были размыты потоками воды. Северные равнины выглядят иначе из-за древней глобальной катастрофы – возможно падения астероида на Марс.
Облик этого полушария определила вулканическая деятельность. Некоторые из равнин сплошь покрыты древними изверженными породами. Вероятно, когда раскаленные изверженные массы растапливали слои подземного льда на поверхности Марса образовались достаточно большие водоемы которые постепенно высыхали.
Марс всеже не совсем погасшая планета. Его огромные вулканы проявляют некоторую активность. Самый большой вулкан Солнечной системы – Олимп – диаметр этой основания этой горы 550 км, а высота 27 км находится на Марсе.
Не только вулканы, но и многие другие формы рельефа Марса являются следствием активных процессов в коре планеты, происходивших в прошлом – горные цепи, системы трещин коры и огромные каньоны.
Следы воды на Марсе
Надежда людей обрести « братьев по разуму » воспряла с новой силой после того, как Секки в 1859 году выдвинул сенсационную гипотезу, что Марс покрыт сетью рукотворных каналов. В 60-х годах20 века ученых постигло сильное разочарование. Космические корабли показали панораму Красной планеты. Безжизненная пустыня, покрытая кратерами, натеками лавы, песком и камнями. С мечтой о цивилизации пришлось расстаться. Но когда поверхность Марса удалось сфотографировать с близкого расстояния, то оказалось, что вода в прошлом на Марсе была и даже в немалом количестве. Mars Global передал снимки марсианской поверхности со следами высохших водных потоков протяженностью в сотни километров. В северном равнинном полушарии сущетвовал древний океан, береговая линия которого просматривается достаточно уверенно на космических снимках.
Марсианские полярные шапки состоят из углекислого льда, но воды там там не оказалось. Однако она может быть спрятана у подножия полярных шапок. Обнаружение грунтовых марсианских вод стало одной из главных задач. Ближайшая программа NASA так и называется « За водой ».
Атмосфера
Атмосфера Марса более разряжена, чем воздушная оболочка Земли. В основном состоит из углекислого газа. Температурные условия от - 40° и до + 20° при благоприятных условиях. Но зимой мороз может достигать до - 125° С. Такие резкие перепады температуры вызваны тем, что разреженная атмосфера Марса не способна удерживать тепло.
Учитель: посмотрим на Марс приборами космических зондов.
Просмотр видеофрагмента « Сегодня на Марсе ».
Учитель: Всегда ли так выглядел Марс? Ученые дают отрицательный ответ.
Сообщения учащихся.
Климат раннего Марса
Все говорит о том, что климат раннего Марса был более теплым и влажным, чем сейчас. Океан был покрыт ледяной коркой, равнинные реки текли подо льдом. По-видимому, большую роль играл парниковый эффект, который компенсировал недостаток тепла. Климат Марса был достаточно комфортным для развития живых организмов. Изменение климата Изменение климата модель связывает с катастрофической бомбардировкой метеоритов, произошедшей 3-4 млрд. лет назад (ее следы видны на Луне). Метеориты разрушили атмосферу, что привело к необратимому переходу от влажного теплого к теперешнему холодному - сухому.
Такой сценарий развития не исключает возможность зарождения жизни 3,5 млрд. лет назад 9 тогда же она возникла и на Земле.
Учитель: Предположения ученых о климате раннего Марса подтверждает исследование метеорита, найденного в Антарктиде.
Сообщение учащегося.
Камень с Марса
Останки бактерий обнаружены в метеорите АСН – 8401, найденном несколько лет назад в Антарктиде. При просмотре срезов были обнаружены углеродно-кремниевые образования – следы жизнедеятельности микроорганизмов, схожие по форме с окаменевшими земными бактериями.
Посмотрим документальные свидетельства.
Просмотр видеофрагмента « Камень с Марса ».
Учитель : Итак полтора миллиарда лет назад жизнь на Марсе была в первичной форме. Существовала ли она затем в других формах ? Сохранилась ли она сейчас ? Ответ на этот вопрос может дать только исследования Марса. В 2002 году космический зонд “ Mars Odissey ” завершил перелет к Красной Планете.
Сообщения учащихся :
Результаты работы зонда “ Mars Odissey ” за 2002 год
Истошный крик юнги « ЗЕМЛЯ!!!» с мачты «Святой Марии» возвестил открытие Колумбом Нового Света с его новым миром. Такой же яростный крик «ВОДА!!!» раздался недавно на 5 этаже здания ИКИ при получении первых результатов работы зонда “ Mars Odissey ” .
Карта Марса в нейтронном свете показывает район избытка тепловых нейтронов. С большой вероятностью мы видим проявление скрытого резервуара марсианской воды. Отдельные очаги тепловых нейтронов видны и в других местах планеты. Что они собой представляют? Возможно, это месторождения марсианской нефти (которая содержит много водорода, который является хорошим замедлителем нейтронов ) и недурно было бы взять патент на открытие. С марсианскими нефтедолларами наша наука могла бы выйти из тупика. Земная то нефть истощается.
Поверхность Марса радиоактивна. Становится понятно отсутствие жизни на поверхности. Если она где-то может быть, то только под поверхностью планеты. Хотя многие биологи считают, что марсианская доза не велика. Активность Марса надо учитывать при планировании высадки поселенцев на марс.
Марс хотя и считается лучшей резервной планетой в Солнечной системе для поселенцев с Земли, где может находиться человек, но не сравнить с нашей родной Землей.
Учитель: возникает абсурдная на первый взгляд идея о поселении землян на Марсе. Но так ли это не реально? Что об этом говорят ученые?
Просмотр видеофрагмента « Поселения на Марсе ».
Учитель информатики:
Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу в рекламное агентство. В качестве собеседования вам предлагается разрекламировать и продать путевку на Марс. В вашем распоряжении все возможности текстового процессора Microsoft Word. Картинки с изображениями Марса и Земли вы найдете в своих папках. Оцениваться будет не только содержание рекламного плаката, но и приемы, которые вы использовали при его оформлении.
4. Практическая работа
Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют творческое задание.
5. Подведение итогов
Оценивание работы учащихся на уроке, проверка творческого задания
6. Домашнее задание
Заполнить таблицу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."
"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...
Интегрированный урок по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"
Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....
Интегрированный урок +презентация по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"
Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....
Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"
Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...
Презентация к интегрированному уроку информатики-астрономии-литературы "Знаки зодиака" - 2009 г.
Интегрированный урок информатики-астрономии-литературе "Знаки зодиака" для проводения в 9-11 классах.В ходе урока рассматривались знаки зодиака, определяющие их созвездия, а также литературные деятели...
презентация интегрированного урока математики и астрономии в 6 классе
Данная презентация может быть использована учителями математики во время проведения методической декады. Все заджания предложены учащимся посильные. ответы неожиданно интересные....
"Полет на Марс" интегрированный урок в 8 классе
Интегрированный урок 8 класс(математика+физика+астрономия+ химия+биология+информатика)Мечта человека о полете на планету Марс имеет давнюю историю, но сегодня мы подошли к возможности ее исполнения оч...