мастер - класс
статья на тему

Сокольникова Галина Александровна

мастер - класс "Интеграция предметов естественно - математического цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад55.5 КБ
Office presentation icon master_klass_-_kopiya.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  по теме:  «Интегрированные практические работы на уроках  географии».

Цель: представить свой опыт в разработке и проведении интегрированных практических работ на уроках географии.

           Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

        Ещё со времён древней Греции и древнего Рима наука представляла собой единое «целое» учение о природе Земли, о роли человека на Земле и в человеческом обществе. Позже наука разделилась на математику, языки, философию, естествознание, но и сейчас прослеживается тесная взаимосвязь между разными предметами, при изучении конкретной темы урока.

       Остановимся на географии: тема «масштаб» - учитель географии даёт данную тему на пол года раньше учителя математики. «Свойство вод Мирового океана» - география 6 класс – физические и химические свойства воды – химия 8 класс. Практическая работа  по географии в 6 классе «Составление графика годового хода температуры»,  вычисление среднемесячной и среднегодовой температуры, определение азимута на объект, определение географических координат объекта,  рассматривают при изучении математики. Примеров можно приводить бесконечно много, ясно одно, что на каждом уроке происходит интеграция между разными школьными предметами.

       Несколько лет назад  я проводила интегрированный урок по географии, математике и английскому языку.  Данный урок был представлен на методическом объединении учителей географии, а также был опубликован на фестивале педагогических идее «1 сентября» в 2008-2009 учебном году. Тема урока: «Путешествие вокруг света за…»

Урок ведут учителя английского языка, географии и математики.  В ходе урока надо решить задачу – за сколько времени можно совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре со средней скоростью 20 км/ч? Путешествие по странам зашифровано на английском языке – Китай, Австралия, США, Египет, Англия, Россия. Математик ведёт практическую работу – при помощи масштаба физической карты мира определить расстояние по карте и на местности, найти время, которое уйдёт на данное путешествие со скоростью 20 км/ч. Географ  - знакомит учащихся с особенностями природы материков и жителями данных государств (сообщения учащихся ).

       

Наиболее выгодное средство, которое можно  использовать на уроке для интеграции содержания образования на мой взгляд – это практическая работа.

                  Практическая работа  по географии – это общее название разных по образовательным целям учебных работ с обязательным представлением учащимися результатов выполненной работы.

        По образовательной цели работы могут быть: обучающая, по формированию новых знаний, тренировочная, обобщающая, итоговая (контрольная). (Из лекций Е.В. Крыловой).

       В прошлом учебном году я посетила дистанционные курсы «Педагогический университет  1 сентября» - «Система практических работ по географии в 6-10 классах», автор Ольга Вадимовна Крылов.

      Мне понравилось необычное представление хода практической работы.  Представьте ситуацию, обычная практическая работа в 6 классе « Составление простейших планов местности», представлена в виде творческого проекта, основанного на русской народной сказке «Гуси – лебеди». В  начале урока учащиеся вспоминают эту сказку, или читают на распечатанных листах. Задание: 1. Составить план местности по описанию особенностей природы, а также нарисовать маршрут движения гусей – лебедей. Ребята составляют план – яблоня, печка, река с кисельными берегами, избушка бабы яги. Далее вводим усложнения – переходила ли девочка через речку? Почему избушка не на полянке, ведь девочка её не видела из далека, значит она была в лесу?  Другой вариант – более сложный. «Составить атлас сказочных земель», (можно по сказкам народов мира и т.д.) можно дать на каникулы. Как мы видим к географии в данной работе очень тесно подошла литература.

       В ходе курсов повышения квалификации было предложено выполнить две контрольные работы и одну итоговую работу. В  качестве контрольной работы было предложено разработать ход обучающих практических работ, исходя из изученного лекционного материала. Мною были разработаны  практические работы, на некоторых  я остановлюсь более подробно. Все они представлены в приложении 1.

      Фрагмент практической работы для учащихся 6 класса.

Тема: Определение по физической карте полушарий географических  координат некоторых географических объектов.

Цель: Научить определять географические координаты  объекта  по физической карте полушарий.

         Вспомните правила игры «Морской бой». Каждый корабль имеет свой адрес – букву и цифру, от буквы и цифры проводится перпендикулярная  прямая и определяется точка пересечения, данная точка и будет адрес корабля.

Точно также все географические объекты  имеют свои адреса на карте, то есть географические координаты (широта и долгота). (Вся работа целиком представлена в приложении 1). Аналогию данной работы можно провести и с координатной плоскостью ( ось х и ось у)  «отметить точки с координатами или определить координаты точек».

Рассмотрим фрагмент практической работы для учащихся 8 класса.

Тема: Характеристика населения Иркутской области.

Цель: Дать характеристику населения  Иркутской области.

  1. Пользуясь текстом найдите данные о численности населения Иркутской области, сравните эти данные с численностью населения России, посчитайте  сколько процентов население области составляет от населения России.
  2.  Пользуясь необходимыми картами атласа определите плотность населения Иркутской области вдоль рек Ангара и Лена, а также вдали от рек, объясните, почему данные резко отличаются.
  3. Перечислите крупные города Иркутской области, годы их основания, где сосредоточены эти города, почему? Почему есть города возраст которых более 300 лет и города послевоенных лет (50-60 лет)?
  4. Почему город Тайшет единственный город, который не построен на реке, не имеет крупных заводов и фабрик, но существует более 100 лет?
  5. Какие народы населяют Иркутскую область? Назовите коренные народы Сибири, проживающие в Иркутской области.
  6. Анализируя карту плотность населения и народы, сделайте вывод о расселении русских на территории Иркутской области.
  7. Дома. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, узнайте каким образом попали ваши предки в Иркутскую область – вынужденные переселенцы, отбывающие наказание в Сибири, раскулаченные, добровольно приехавшие на заработки, на комсомольские стройки, другое. Какие народы образовали вашу семью?
  8. Напишите сочинение – «Мои предки стали жителями Сибири».
  9. Сопоставьте пример своей семьи с характеристикой населения.

Учебные проекты, как одна из разновидностей практических работ представлены в приложении 2.

6 класс  - Идея создания наглядно – образной физической карты мира. Тема «Рельеф суши». Данную работу я представляла на мастер-классе в Тайшетском  районе в 2008 году.

Хотелось бы остановиться на

Учебном проекте для 7-9 классов

Тема : «Экологический мониторинг воды в реке Бирюса».

Исследовательский проект. Может быть групповой и индивидуальный. Долгосрочный.

Водоёмы, любимое место отдыха в летнее время для взрослых и детей. Всё чаще мы задаём вопрос: «Можно ли купаться в этой воде?»

Проблема: соответствует ли качество воды в реке Бирюса для летнего отдыха людей.

Цель: провести экологический мониторинг воды в  реке Бирюса и определить её пригодность для летнего отдыха людей.

 Данный проект не только отправлен в виде контрольной работы, но и ожил на практике, в виде внеурочной деятельности по предмету. Экологический мониторинг речной воды был проведён ученицей 9 класса и представлен на НПК в 2012 году. Данная работа была заявлена на секцию экологии, но после предварительной проверки перешла в секцию химии, где заняла III место. Данная работа была представлена на фестивале творческих работ учащихся «Портофолио»- издательского дома 1 сентября, и на конкурс творческих проектов учащихся.

 

           В качестве итоговой работы мною был разработан урок с элементами практической работы «Охрана вод Мирового океана» (Приложение 3).

Проблема проекта – многие учащиеся с трудом представляют себе метод картографического моделирования.

Цель проекта – сформировать умения картографического моделирования.

Тип проекта – информационный, практико-ориентированный.

Тип деятельности – практическая деятельность в определённой учебной области.

Групповой проект – каждая группа 2-3 ученика, занимаются работой над созданием одной карты.

Образ проектного продукта – создать при помощи контурной карты и фактических данных  карту «Экологической опасности в Мировом океане».

                                Содержание работы:

 Урок проходит в форме ролевой игры – «Суд над человеком».

Обвинение предоставляет ряд доказательств виновности человека в загрязнении вод Мирового океана.  

В ходе сообщений выделяется несколько способов загрязнения воды: утечка нефти, отходы промышленных предприятий, сточные воды, утечка радиации. Каждому типу загрязнений свойственны свои условные знаки. Как реально существующие (радиация), так и придуманные учащимися (утечка нефти, сточные воды. Отходы предприятий). После того, как озвучены все экологические катастрофы, учащиеся, вместе с секретарём суда фиксируют полученные данные на контурной карте.

         Источники знаний: дополнительная литература, интернет, средства массовой информации, фрагменты фильмов ВВС и национального географического общества.

Форма предоставления работы:

  1. Сообщения о загрязнении вод Мирового океана – домашняя подготовка.
  2. Составление карты – работа в классе, защита своей карты, обосновать выбор условных знаков.

 Данная работа была опубликована в фестивале педагогических идей «1 сентября» за 2011-2012 учебный год и приняла участие в  конкурсе «Презентация к уроку».

               Представляю вашему вниманию видео ролик с данного урока, проведённого 14 февраля 2012 года в нашем образовательном учреждении.

                В заключении хочу сказать, что интегрированный подход при разработке практических работ, помогает учащимся представлять единую картину мира, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов природы. Объяснять процессы, происходящие в природе и обществе при помощи математических характеристик и литературных произведений, а также видеть необходимость в знании иностранных языков, для безграничного взаимодействия между народами всего Мира. Учащиеся через практическую работу  осваивают интеграцию между на первый взгляд совсем несовместимыми  предметами. И это взаимодействие повышает интерес не только к географии, оживает математика и физика, литература и история, химия и биология.

                Используйте мною предложенные практические работы на своих уроках и почувствуйте разницу. Все материалы представленные в приложениях , скопированы на диск и будут переданы в копилку РМО географии.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Невельская ООШ Сокольникова Галина Александровна высшая квалификационная категория ПРОБЛЕМА : ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. МАСТЕР – КЛАСС «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Слайд 2

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Слайд 3

Тема: Определение по физической карте полушарий географических координат некоторых географических объектов. Цель: Научить определять географические координаты объекта по физической карте полушарий. Вспомните правила игры «Морской бой». Каждый корабль имеет свой адрес – букву и цифру, от буквы и цифры проводится перпендикулярная прямая и определяется точка пересечения, данная точка и будет адрес корабля. Точно также все географические объекты имеют свои адреса на карте, то есть географические координаты (широта и долгота).

Слайд 4

ИГРОВОЕ ПОЛЕ «МОРСКОЙ БОЙ» ГРАДУСНАЯ СЕТЬ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а б в г д е ж з и к широта долгота

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а б в г д е ж з и к y x 0

Слайд 6

интегрированный подход при разработке практических работ, помогает учащимся представлять единую картину мира, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов природы. Объяснять процессы, происходящие в природе и обществе при помощи математических характеристик и литературных произведений, а также видеть необходимость в знании иностранных языков, для безграничного взаимодействия между народами всего Мира. Учащиеся через практическую работу осваивают интеграцию между на первый взгляд совсем несовместимыми предметами. И это взаимодействие повышает интерес не только к географии, оживает математика и физика, литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...