Программа кружка по ПДД «Юный пешеход»
рабочая программа на тему
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми по изучению правил дорожного движения. Поэтому я составила программу кружка « Школа юного пешехода » , чтобы дети успешно осваивали правила дорожного движения, узнавали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, а главное на практике применяли свои знания, а также знаниями поделиться с другими, используя для этого сценки , мини- спектакли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_pdd.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И по этому, я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми по изучению правил дорожного движения. Поэтому я составила программу кружка « Школа юного пешехода » , чтобы дети успешно осваивали правила дорожного движения, узнавали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, а главное на практике применяли свои знания, а также знаниями поделиться с другими, используя для этого сценки , мини- спектакли. При составлении программы, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Данная программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Основная цель программы:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, подготовка организованных юных пешеходов. Задачи:
- Познакомить с историей правил дорожного движения и основными правилами поведения на дороге.
- Способствовать развитию дорожной грамотности детей, совершенствованию навыков ориентировки на дороге.
- Способствовать формированию мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
- Способствовать формированию активной позиции по пропаганде правил дорожного движения. Программа " Школа юного пешехода " относится к программам социально-педагогической направленности:, так как создаются условия для социальной практики учащегося, освоения теоретического и практического опыта поведения на дороге . Данная программа модифицирована для учащихся с легкой степень умственной отсталости , за основу взята программа по ОБЖ ( «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ I—IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ авторов: А. Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Л.П. Анастасова, Н.А. Крючек, Н.В. Иванова, Б.И. Мишин, И.А. Петрова.) Данная рабочая программа рассчитана на детей 9-11 лет, срок реализации 1 год. Занятия проводятся с учащимися 1 раз в неделю по 1 часу всего 34 недели. Итого : 34 часа в год.Основные методы, используемые при реализации программы: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод, инсценировки, мини –спектакли. Программа состоит из 11 тем и 34 занятий, из них 16 занятий практических , 18 теоретических
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны:
знать:
- историю возникновения ПДД;
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила движения на велосипеде;
- правила движения по дороге.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать свое поведение на дороге;
- объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Специальные тесты по ПДД, кроссворды, викторины после изучения тем программы помогут проверить знания учащихся. Формами подведения итогов работы кружка является участие в конкурсе рисунков « Творчество юных за безопасность дорожного движения», выступления с инсценировками по ПДД на общешкольных мероприятиях не менее 2 раз в год.
Календарно - тематическое планирование
№ | Темы разделов и занятий | Дата по факту | Дата По плану | Количество часов | ||||||
Общее количество | теоретических | практических | ||||||||
1 | « Путешествие в историю ПДД.» 1 «Откуда появились ПДД.» | 2 | 1 | 1 | ||||||
2 | «Дорога, что ты расскажешь о себе?» 3 «Что значит слово «дорога» Правила поведения на дороге»
| . | 3 | 2 | 1 | |||||
3 | «Тротуар, что это 6 « Элементы дороги, по которым двигаются пешеходы » | 2 | 1 | 1 | ||||||
4 | «В гости к Светофору Светофорычу» 8 «История возникновения светофора» 9 Изготовление поделки « Светофорик» 10 Просмотр видеоматериалов по ПДД 11Сказка С. Михалкова «Бездельник светофор » |
| 4 | 3 | 1 | |||||
5 | «На дороге постовой, а кто он такой?». 12 «История появления на дорогах постовых» |
| 2 | 1 | 1 | |||||
6 | «Транспорт, каким ты был раньше?». 14-15 «Каким был транспорт». Посещение музея. « Транспорт прошлого в нашем городе» | 3 | 1 | 2 | ||||||
7 | Современный транспорт. 17- 18 «Виды транспорта» Викторина «О транспортных средствах» 21 Конкурс рисунков « Транспорт нашего города сейчас» автобусе на автовокзал | . | 5 | 3 | 2 | |||||
8 | «Мой друг – велосипед». 22«История появления велосипеда» | 4 | 3 | 1 | ||||||
9 | «В стране дорожных знаков» 26 «История возникновения дорожных знаков» 27 «Группы дорожных знаков» | » | 3 | 1 | 2 | |||||
10 | «Что такое ДТП?» 29 «Причины возникновения ДТП» | 4 | 2 | 2 | ||||||
11 | «Всезнйки» Итоговые занятия. 33«Повторение изученного материала за год. Викторина «Эти знания важны, эти знания нужны» 34 Участие в празднике День защиты детей Внеклассное занятие « Выручаем дорожные знаки» | | 2 | 2 |
Содержание
« Путешествие в историю ПДД.»
1 «Откуда появились ПДД.»
2 «Кто ввел первые ПДД в нашей стране»
Тест: « Знай правила дорожного движения»
Учащиеся должны знать:-историю развитие Правил дорожного движения.
Уметь: рассказать учащимся начальных классов об истории ПДД
«Дорога, что ты расскажешь о себе?»
3 «Что значит слово «дорога» Правила поведения на дороге»
4 «Виды перекрестков. Правила перехода »
5 «Практическое занятие для учащихся начальных классов. Инсценировка сказки «Айболит на новый лад» .
Учащиеся должны знать:-безопасный маршрут до школы и домой; правила перехода улицы нерегулируемой и регулируемой светофором, переход на перекрестке;
Уметь: уметь ходить по безопасному маршруту до школы и домой
«Тротуар, что это такое?»
6 « Элементы дороги, по которым двигаются пешеходы »
7 «Практическое занятие. Выход на тротуар и обочину дороги .» Рисунки детей по теме «Безопасность на дороге»
Учащиеся должны знать:-элементы дороги городской и загородной; основные правила движения по тротуару и обочине дороги.
Уметь: переходить дорогу, места перехода проезжей части, средства регулирования движения.
«В гости к Светофору Светофорычу»
8 «История возникновения светофора»
Игра «Знай сигналы светофоров»
9 Изготовление поделки « Светофорик»
10 Просмотр видеоматериалов по ПДД
11Сказка С. Михалкова «Бездельник светофор »
Учащиеся должны знать: сигналы светофора
Уметь: переходить улицу по сигналам светофора; рассказать учащимся начальных классов о светофоре и его сигналах
«На дороге постовой, а кто он такой?».
12 «История появления на дорогах постовых»
13.Наблюдение за работой ГИББД на улицах города Просмотр видеоматериалов
Учащиеся должны знать:о регулировании улиц, знаках, которые подает постовой
Уметь: переходить улицу по сигналу регулировщика
«Транспорт, каким ты был раньше?».
14-15 «Каким был транспорт».
Посещение музея. « Транспорт прошлого в нашем городе»
16Выступление перед учащимися начальных классов со сказкой С. Михалкова «Бездельник светофор
Учащиеся должны знать:историю возникновения транспорта
Уметь: делать поделку из пластилина и бросового материала «транспорт прошлого»
« Современный транспорт»
17- 18 «Виды транспорта» Викторина
«О транспортных средствах»
19 «Правила поведения в транспорте. Игра «Я пассажир»
20 Практическое занятие. Поездка на автовокзал
21 Конкурс рисунков « Транспорт нашего города сейчас» автобусе на автовокзал .
Учащиеся должны знать: виды автотранспорта - легковой, грузовой, общественный ; места перехода проезжей части дороги после остановки автотранспорта ;обход стоящего транспорта; правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Уметь: правильновести себя в салоне автобуса; переходить проезжую часть дороги после остановки автотранспорта
«Мой друг велосипед»
22«История появления велосипеда»
23-24 « Прежде чем купить велосипед»
«Правила движения на велосипеде».
25 Выпуск памятки « Сел за руль будь осторожен!»
Учащиеся должны знать: техническое состояние велосипеда; дорожные знаки для движения групп велосипедистов ;
Уметь:соблюдать правила для велосипедистов
«В стране дорожных знаков»
26 «История возникновения дорожных знаков»
27 «Группы дорожных знаков»
Конкурс рисунков « Знаки мы дорожные»
28 Подготовка к празднику «Выручаем дорожные знаки»
Учащиеся должны знать: дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, сервиса) ;значение отдельных дорожных знаков ( не менее 5-6 знаков )
Уметь: определять значение не менее 5-6 знаков и пользоваться ими
«Что такое ДТП?»
29 «Причины возникновения ДТП»
30-31 Создание буклета «Помни, пешеход!»
32 «Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД, с целью предупреждения ДТП. Вручение детям - пешеходам буклетов «Помни, пешеход!»
Учащиеся должны знать: некоторые причины ДТП
Уметь: соблюдать правила пешеходов
«Всезнайки». Итоговые занятия.
33«Повторение изученного материала за год. Викторина «Эти знания важны, эти знания нужны»
34. Участие в празднике «День защиты детей» Внеклассное занятие « Выручаем дорожные знаки»
Учащиеся должны знать:основные правила ПДД по программе « Школа юного пешехода»
Уметь: пропагандировать правила безопасного поведения на дороге
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- переходить дорогу по сигналу светофора и там, где его нет
-соблюдать правила пешехода и пассажира
- уметь ходить по безопасному маршруту до школы
Ресурсное обеспечение :
- «Безопасность на улицах и дорогах». 1-4 классы, А.М.Якупов. М. Просвещение.1996г.
- Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
- «Дорожная азбука».- М., Просвещение.1974.
- Материалы газеты «Добрая дорога детства».
- В. В. Воронкова « Воспитание и обучение учащихся с отклонениями в развитии» М. Просвещение 1998г.
- Энциклопедия «Все и обо всем . Компания «Ключ-С»АСТ М. 1996г.
- Энциклопедия «Я познаю мир Автомобили», автор В. И. Малов . М. ООО Изд. «Астрель» 2004 г.
- Энциклопедия «обо всем на свете .Изобретения» автор Л. Бендер.» Дорлинг Киндерсли»
- .Лондон.Нь-Йорк.Штутгарт. Москва. 1996г.
- Видео материалы по ПДД. Автор разработчик концепции Сюньков В. Я. Студия «Премьер –Учфильм».2010
- «Основы безопасности жизнедеятельности» ДЛЯ I—IV классов общеобразовательных учреждений авторов: А. Т. Смирнов, П.В. Ижевский, Л.П. Анастасова, Н.В. Ивановаи др М. Просвещение 2008г..
- Методические рекомендации по преподаванию курса основы безопасности жизнедеятельности во 2-11классах Киров 2009г. авторы- составители: А.Г. Волков, В.Н. Касьянов
Приложение: Внеклассное мероприятие
Знай правила движения, как таблицу умножения.
Цели мероприятия:
- Вспомнить с детьми дорожные знаки.
- Предупреждения ДТП.
- Воспитание вежливого пешехода.
Ведущий:
Здесь, наверно, скажет кто-то
-Это что за волшебство?
Не случилось ничего!
Ну , исчезли переходы –
Не заплачут пешеходы,
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти.
Светофор не светофорит?
Ну какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет.
Может, в них и толку нет?
Как вы думаете, ребята, нужен ли светофор, нужны ли правила дорожного движения? (ответ детей).
Вбегает Растепа. На груди – «Ожерелье» из разорванных рисунков дорожных знаков.
Растепа:
Ехали медведи
На велосипеде
А за ними кот
Задом наперед
Волки – на кобыле,
Львы – в автомобиле,
Зайчики – в трамвайчике,
Жаба – на метле.
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый..
Кто, вы думаете?
Дети: Таракан.
Растяпа: Сами вы-тараканы! Из подворотни –я, Растяпа! Все меня боятся! Так-то! А жители Светофории у меня в плену! Ха! Помощи захотели! Не будет им никакой помощи! Да и кто им поможет?
Ведущая: Мы. Поможем ребята?
Дети: Да!
Растяпа: А вы, кто такие?
Ведущий: Это ребята из начальных классов.
Растяпа: Никогда вам не удастся помочь! Не получите вы светофор и дорожные знаки, я их хорошо спрятал. Путь туда трудный и никакими знаками не указан.
Растяпа убегает.
Ведущий: Ребята, вы испугались его?
Дети: Нет!
Ведущий: Тогда мы не будем терять времени даром и отправимся в путь с веселой песней.
Плача, входит Дорожный знак. На груди – перевернутый обратной стороной планшет с дорожным знаком.
Ведущий: Кто ты такой?
Дорожный знак: Я – Дорожный знак. Меня заколдовал Растяпа. Я никому не могу показать правила дорожного движения. Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки.
Дорожный знак загадывает детям загадки.
- Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.(Автомобиль, автобус) - Стою я с краю улицы
В длинном сапоге-
Чучело трехглазое
На одной ноге. (Светофор) - В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица) - Два колесика подряд
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. ( Велосипед и велосипедист). - Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней. (Дорога) - Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автобус) - Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус) - Не живая, а идет;
Неподвижна, а ведет. (Дорога).
Дорожный знак открывает на груди знак «Поворот».
Дорожный знак: Узнали меня? Где вы меня можете встретить? /Дети отвечают/.
Ведущий:
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед
И вижу – скоро… Что?
Дети (хором) Поворот!
Появляется Кот.
Кот: Я Кот, ученик светофорных наук.
Ведущий: Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем? Я и без них прекрасно обойдусь!
Ведущий: Что ж, проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот: Как? На четырех лапах!
Ведущий: Ребята, правильно он ответил?
Дети: Нет.
Ведущий:
А как надо? (Дети отвечают)
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру.
Знаю, что только переход,
От машин тебя спасет!
-Скажи-ка Кот, как следует себя вести, если ты вышел из автобуса, а тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Кот: Надо обойти автобус, а еще лучше – пролезть между колесами.
Ведущий: Ребята, поможем Коту, он совсем запутался. /Дети отвечают/.
Правильно. Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть сначала налево, а затем направо и только потом переходить. А если рядом есть обозначенный переход, надо переходить только по нему. А теперь, Кот, ответь на последний вопрос. Можно ли играть на проезжей части?
Кот: Конечно, очень удобно играть в мячик.
Ведущий: А вы, ребята, согласны с Котом?
Дети: Нет.
Ученик:
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умножения.
Дети:
На мостовой- не играть, не кататься,
Если хочешь здоровым остаться.
Растяпа (Коту) Не слушай ты их, не слушай! Здорово, да еще как здорово играть на мостовой! Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они все тебе вопросы задают? Сами –то они знают что-нибудь?
Ведущий: Конечно, знают. И сейчас вам докажем.
Ведущий: Ребята, я буду задавать вопросы, а вы хором отвечать «Запрещается!» или «Разрешается!» договорились?
И проспекты и бульвары,
Всюду улицы нужны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить мешать народу….(Хором: Запрещается!)
Быть примерным пешеходом… (Разрешается!)
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете…(Запрещается)
При зеленом – даже детям… (Разрешается)
Прыгать, бегать по дороге…(Запрещается)
(Строго) А помочь старушке…(Разрешается)
Конечно же, разрешается!
И даже очень хорошо, если вы поможете перейти дорогу старушке и объясните ей правила движения.
/Появляется сыщик/
Звучит песня сыщика (запись)
Идут две старушки.
1-я старушка: О мистер! Мы видим, что вы отлично знаете Правила дорожного движения.
2-я старушка: Помогите нам перейти дорогу!
Сыщик: С удовольствием, мадам! Сначала смотри налево.
Старушки: Налево!
Сыщик: Если нет автомобилей, доходим до середины дороги и смотрим направо!
Старушки: Направо!
Сыщик: Если автомобилей нет и там, заканчиваем переход!
1-я старушка: Ой, мы перешли дорогу! Это так просто!
2-я старушка: Огромное вам бабушкино спасибо, мистер!
Сыщик: Рад был помочь, мадам! А вы случайно не встречали двух озорных и непослушных зайцев?
1-я старушка: Нет. Чего не видели, того не видели.
2-я старушка: Ну мы пойдем.
1-я старушка: Счастливо остаться! /уходят/
Сыщик: ребята, а вы не видели тут зайцев? Жаль. Представляете, они нарушают все правила дорожного движения, а значит, могут в любой момент попасть в беду. Мне их обязательно нужно найти.
(Из-за кулис голоса: А нам все равно, а нам все равно.)
А вот похоже и они. Опять нарушают правила!
Выбегают зайцы.
1 заяц: Получилось!
Сыщик: Ай-ай-ай! Озорники! Вы ведь так под машину можете попасть! Вам повезло, что сейчас дорога была свободна.
2 заяц:
А нам все равно, а нам все равно!
Не боимся мы никаких машин.
Мы ведь шустрые, очень быстрые,
Все дороги мы вмиг перебежим.
Побежали!
(убегают)
2 заяц: Опять получилось! И ничего не случилось!
Сыщик: Получилось, потому, что все машины стояли.
1 заяц:
А нам все равно, а нам все равно!
Светофоры нам не нужны совсем.
Переходы нам тоже не нужны,
Мы ведь шустрые – это ясно всем.
Побежали!
(убегают)
1заяц: А мы успели!
2 заяц: И даже песню спели!
Сыщик: вам еще раз сильно повезло. Горел зеленый свет светофора, а он как раз разрешает переход, но если бы вы побежали на красный – могла случиться беда.
1 заяц: О! Красный!
2 заяц: Побежали!
(убегают, визг тормозов, грохот)
Сыщик: Ай-ай-ай! Нельзя нарушать правила движения! Теперь им советом не поможешь, нужна «Скорая помощь».
(зайцы выходят в гипсе)
Зайцы вместе:
Теперь- то мы все поняли и можем всем сказать:
Мы правила дорожные не будем нарушать!
Чем в гипсе долго мучиться, запомните, друзья,
Что можно на дороге всем, ну а чего нельзя.
Дорога – не тропинка, дорога – не канава.
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Налево гляди и направо гляди,
И если машин не увидишь, иди!
Растяпа:
Ух какие все умные! Все! Пропала я!
Все против меня! Ухожу от вас!
/Растяпа уходит/
Ведущий: Ребята, беда, ушла растяпа, а знаки то все равно у нее в плену.
Что же делать?
Кот: Я хочу исправить свои ошибки. Я открою вам тайну, как спасти дорожные знаки.
Ведущий: Как же их спасти?
Кот: Нужно сказать три раза несколько вежливых слов: «Знаки, знаки, отзовитесь! К нам скорее возвращайтесь!» (повторяют дети)
Выходят знаки.
Знаки: Мы рады, очень рады,
Что вы спасли всех нас.
Ведущий: Мы совершили сегодня хорошее дело. Спасли от Растяпы дорожные знаки. На улицах страны Светофории не будет больше беспорядка. И дорожные знаки – стонут нашими надежными друзьями.
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида города Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78, korrectcionvp@mail.ru
Рассмотрено
на заседании кафедры
учителей коррекционного обучения Утверждено
на педагогическом совете
«___»___________20__г. «___»______________20__г.
Дополнительная образовательная программа
« Школа юного пешехода »
для учащихся 4-5 классов
Автор- составитель:
Заболотская Е. А.
Вятские Поляны -2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)
Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
Программа кружка краеведческой направленности "Юный михневец"
Программа краеведческого коллектива "Юный михневец". Направление работы: краеведение, туризм, школьный музей....
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) «Отряд ЮИД «Юные пешеходы»
Программа кружка предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 -14 лет....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный пешеход»
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившей...