"Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания детей с ДЦП"
презентация к уроку на тему
Презентация для семинара педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, раскрывающая психологические особенности познавательной сферы детей с ДЦП. ( из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЦП – обобщенное название для тяжелых заболеваний ЦНС, проявляющихся в виде различных двигательных, когнитивных и речевых нарушений. Впервые ДЦП был описан Вильямом Литтлем в 1861 году. Термин же впервые предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году, еще до начала своих занятий психологией. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают ДЦП
Детский церебральный паралич(ДЦП)- проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, с возрастом состояние ребенка , как правило, улучшается. По наследству не передается. Чем раньше начато лечение и коррекция, тем больший эффект от них будет.
Причины ДЦП наследственные генетические факторы; нарушение кровоснабжения или недостаток кислорода мозга плода; это фактор инфекционный (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит и т.д.); действия токсических факторов; воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей, рентгеновского, радиационного излучения -физические неблагоприятные факторы; механический фактор – родовая травма.
Характерные особенности церебрального паралича нарушения двигательной активности(происходит нарушение координации движений, мышечная патология- спастика ); непроизвольные движения; аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития; трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни
Особенности ощущения и восприятия Недостатки развития анализаторов-ребенку не удается оценить форму предмета, пропорции, фактуру, детали; бедность сенсорного опыта
Трудности пространственной ориентации
Особенности памяти Механическая память в норме или превышает норму; Препятствовать актуализации знаний может истощаемость нервной системы; Словесно-логическая память может страдать из-за недоразвития речи
Особенности мышления несущественные признаки предметов, имеют большее значение, чем для здоровых детей того же; с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями ;
Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, преобладанием игровых мотивов .
Особенности познавательной деятельности при ДЦП Неравномерный дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций ( мозаичный характер поражения мозга); Выраженность астенических проявлений(повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем; Трудности формирования пространственных представлений
Психоорганические проявления-замедленность , истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема памяти; Низкая познавательная активность, которая проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлитель- ности .
1 ) предотвращение утомляемости, 2) учет ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, 3) подкрепление мотивации через создание ситуации успеха, 4) развитие эмоционально-волевых и коммуникативных качеств
При ранней коррекционной работе, организованном взаимодействии учителя и родителей учащихся с ДЦП всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития. Такие дети обычно легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
Литература 1.Инденбаум Е.Л. Специальная психология для начинающих :психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Иркутск-2014 2. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова , Р.Д. Бабенкова , Е.М. Мастюкова . — 2-е изд., перераб . и доп. - М. : Просвещение, 1993. 3. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М. : Академия, 2001. 4. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Автореферат дис . докт . псх . н. – Москва, 2001 5. Осокин В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики /Под ред. Е.Л. Инденбаум . Уч.пос . Иркутск, 2005.-С.89-96. 6. Твардовская А.А. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом Автореф.дис.канд …психол.наук.. Нижний Новгород, 2011 7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений. . —— М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-26300-1469452330.jpg)
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-185094-1358958744.jpg)
Психолого-педагогическая диагностика при обучении детей, находящихся на индивидуальном обучении
Трудности учителя, который обучает детей, находящихся на индивидуальном обучении. Необходимость взаимодействия всех сторон педагогического процесса (родитель, медики, психологи, классный руковод...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665703-1441968071.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-675409-1505242971.jpg)
Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей в условиях ФГОС ООО
Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих ва...
Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"
Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/10/picture-1020692-1715342074.jpg)
Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с нарушением интеллекта в первом классе
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма....
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....