Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"
статья на тему

Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации классным руководителям по организации

психолого-педагогического просвещения родителей

по проблемам воспитания толерантности у детей

                                                  учитель английского языка Рыскина О.С.

        Толерантность считается признаком высокого духовного и интел-лектуального развития индивидуума, общества в целом. Актуальность воспи-тания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессивности и нетерпимости, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных проблем.

       Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей.

        Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

       Общей для учителей и для родителей является проблема межнацио-нальной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, даже не замечая этого.

       Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межна-ционального общения. Перевоспитать родителей  педагог не сможет, но по-влиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.

      В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаим-ного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпи-мости по отношению друг к другу.

      Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семейных взаимоотношений. Знакомство с семьей школьника учитель может начать с анкеты для родителей. С по-мощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в кото-рых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и вывить просчеты в семейном воспитании.

       Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности  родителей и детей.

      Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

      Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимосвязь, соот-ветствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей; выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.

     Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей может включать следующие  вопросы: сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления; виды толерантности; межнациональная толерантность и веро-терпимость; факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;

взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;

методы воспитания толерантности у детей; пример родителей в воспитании толерантности у детей; особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.

     Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создание благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно создать ситуации для воспитания уважительно-го отношения детей к своим родителям: организовать поздравления с празд-никами, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

провести творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей про-фессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему; организовать семей-ные конкурсы «Спортивная семья», «Дружная семья». Полезно проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, гене-ральные уборки, экскурсии и т. д.), выполнение творческих семейных зада-ний при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. д.)

        Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

                                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики и критерии оценки толерантности учителей, класса и родителей

Критерии для оценки толерантности учителя(оценивают коллеги, например классные руководители)

Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе, ученики и родители. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

  1. Уважительное обращение, доброжелательность.
  2. Умение внимательно слушать и слышать.
  3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.
  4. Уважение человеческого достоинства.
  5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.
  6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.
  7. Умение “гасить” и предотвращать конфликты.
  8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.
  9. Уважение различных культур и верований.
  10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).

Критерии оценки толерантности учителя
(оценивают учащиеся)

  1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.
  2. Умение внимательно слушать и слышать.
  3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.
  4. Интерес к мнению учащихся и родителей.
  5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.
  6. Умение дать нужный совет.
  7. Доброжелательность.
  8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.
  9. Признание права учащегося быть самим собой.
  10. Стремление принять справедливое решение.

Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку – "урну".

Для определения уровня толерантности класса исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей). 

Критерии оценки толерантности класса

  1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.
  2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.
  3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.
  4. Готовность принять и дать совет, предложение.
  5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.
  6. Доброжелательность.
  7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.
  8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.
  9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.
  10. Признание права каждого быть самим собой.

Для самооценки толерантности учителей и родителей рекомендуется использовать нижеприведенные анкеты. Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.

Анкета для самооценки толерантности родителей

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?
  1. Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?
  2. Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?
  3. Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?
  4. Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?
  5. Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
  6. Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?
  7. Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?
  8. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?
  9. Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?
  10. Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка. Ведь в большинстве случаев администрация в курсе произошедших конфликтов между учителями и учащимися, отношений педагога с классом, его поведения на уроках. Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли он признать свои ошибки и вообще видит ли он их.

Анкета для самооценки толерантности учителя

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
  2. Отличается ли стиль Ваших отношений с “плохим” и “хорошим” школьником? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  3. Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  6. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? / ”Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
  10. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта

Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...

Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей

Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...

«Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и ...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями».

Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребност...

Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей. Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с образовательной организацией: традиции и инновации».

Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей.  Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие  с образовательной организацией: тради...