Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"
статья на тему
Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации классным руководителям по организации
психолого-педагогического просвещения родителей
по проблемам воспитания толерантности у детей
учитель английского языка Рыскина О.С.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интел-лектуального развития индивидуума, общества в целом. Актуальность воспи-тания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессивности и нетерпимости, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных проблем.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Общей для учителей и для родителей является проблема межнацио-нальной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна национальной вражды, даже не замечая этого.
Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межна-ционального общения. Перевоспитать родителей педагог не сможет, но по-влиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаим-ного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпи-мости по отношению друг к другу.
Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семейных взаимоотношений. Знакомство с семьей школьника учитель может начать с анкеты для родителей. С по-мощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в кото-рых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и вывить просчеты в семейном воспитании.
Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.
Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимосвязь, соот-ветствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей; выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей может включать следующие вопросы: сущность понятия «толерантность», ее основные характеристики и проявления; виды толерантности; межнациональная толерантность и веро-терпимость; факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;
взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;
методы воспитания толерантности у детей; пример родителей в воспитании толерантности у детей; особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создание благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно создать ситуации для воспитания уважительно-го отношения детей к своим родителям: организовать поздравления с празд-никами, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
провести творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей про-фессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему; организовать семей-ные конкурсы «Спортивная семья», «Дружная семья». Полезно проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, гене-ральные уборки, экскурсии и т. д.), выполнение творческих семейных зада-ний при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. д.)
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методики и критерии оценки толерантности учителей, класса и родителей
Критерии для оценки толерантности учителя(оценивают коллеги, например классные руководители)
Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе, ученики и родители. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).
- Уважительное обращение, доброжелательность.
- Умение внимательно слушать и слышать.
- Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.
- Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.
- Умение “гасить” и предотвращать конфликты.
- Интерес к проблемам других и готовность помочь.
- Уважение различных культур и верований.
- Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).
Критерии оценки толерантности учителя
(оценивают учащиеся)
- Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.
- Умение внимательно слушать и слышать.
- Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.
- Интерес к мнению учащихся и родителей.
- Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.
- Умение дать нужный совет.
- Доброжелательность.
- Стремление понять, поддержать и подбодрить.
- Признание права учащегося быть самим собой.
- Стремление принять справедливое решение.
Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку – "урну".
Для определения уровня толерантности класса исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).
Критерии оценки толерантности класса
- Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.
- Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.
- Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.
- Готовность принять и дать совет, предложение.
- Умение хвалить, соглашаться, утешать.
- Доброжелательность.
- Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.
- Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.
- Стремление поддержать друг друга, подбодрить.
- Признание права каждого быть самим собой.
Для самооценки толерантности учителей и родителей рекомендуется использовать нижеприведенные анкеты. Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.
Анкета для самооценки толерантности родителей
- Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?
- Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?
- Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?
- Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?
- Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?
- Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
- Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?
- Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?
- Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?
- Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?
- Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?
Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка. Ведь в большинстве случаев администрация в курсе произошедших конфликтов между учителями и учащимися, отношений педагога с классом, его поведения на уроках. Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли он признать свои ошибки и вообще видит ли он их.
Анкета для самооценки толерантности учителя
- Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
- Отличается ли стиль Ваших отношений с “плохим” и “хорошим” школьником? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
- Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
- Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
- Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
- Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? / ”Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
- Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
- Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
- Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
- Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта
Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...
Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей
Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...
«Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и ...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практ...
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями».
Одной из основных функций Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребност...
Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей. Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с образовательной организацией: традиции и инновации».
Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей. Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с образовательной организацией: тради...