ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
методическая разработка по психологии на тему
В данной статье представлен опыт работы нашей школы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Также данный материал был представлен на межрегиональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога» , проходившей в г. Благовещенске, Амурской области в 2015 году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Борисенко Валентина Владимировна
педагог-психолог МОБУ Талаканской СОШ № 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.
Для решения данной задачи в нашей школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Цель: создание в школе системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. [3]
Основные принципы реализации программы сопровождения
- Индивидуальный подход и дифференцированность. Реализуя дифференцированный подход к целям, содержанию, срокам освоения программного материала, обеспечивая помощь специалистов, система психолого-педагогического сопровождения создаёт условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду. [1]
- Целостность (в масштабах класса, школы), работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
- Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и прогнозирование и т.д.).
- Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение на всех ступенях обучения ребенка в школе.
- Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.
2. Участники психолого-педагогического сопровождения
- Дети с ОВЗ, дети-инвалиды
- Родители детей с ОВЗ, детей-инвалидов
- Педагоги, работающие с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ
- Родители детей, обучающихся совместно с детьми с ОВЗ
А также:
- Учащиеся школы в целом
- Родители учащихся школы
- Весь педагогический коллектив
Специалисты:
- Психолог школы
- Социальный педагог
Организующий центр:
- Психолого - педагогический консилиум школы
3. Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума
- Выявление индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, его потребностей, затруднений, потенциальных возможностей, ресурсов. Прогнозирование успешности освоения им академических знаний и социальных навыков
- Определение образовательного маршрута ребенка в школе, классе
- Разработка индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы
- Динамическая оценка эффективности социальной адаптации ребенка и обучения.
- Внесение корректировок в учебный план ребенка с ОВЗ и рекомендаций по изменению образовательной и социализирующей среды
5. Содержание деятельности психолога в инклюзивном процессе
- Проведение подготовительной разъяснительной работы с родителями детей с ОВЗ.
- Проведение просветительской работы с педагогами, работающими в классах с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ.
- Обследование ребенка. Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.
- Оказание практической помощи ребенку с ОВЗ и его ближайшему окружению в период адаптации к новым условиям школы, в овладении важнейшими социальными и учебными навыками.
- Помощь ребенку с ОВЗ в снижении эмоционального напряжения, овладении навыками саморегуляции.
- Разработка программ и проведение индивидуальных занятий с ребенком по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы.
- Проведение групповых занятий с учащимися класса, где обучаются дети с ОВЗ по развитию толерантного восприятия, навыков сотрудничества и взаимопомощи.
- Помощь субъектам образовательного процесса в предупреждении сложных ситуаций, их анализе и поиске выхода.
- Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам особенностей взаимодействия с ребенком.
- Изучение микросоциальных условий развития ребенка с ОВЗ, особенностей семейного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи семье ребенка. [2]
Основными показателями эффективности психолого-педагогического сопровождения в обучении детей с ОВЗ, являются:
- все дети с ОВЗ, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают школу, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
- родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями. [2]
В нашей школе обучается 6 детей с ограниченными возможностями здоровья, трое из них дети-инвалиды. Все они включены в образовательный процесс, обучаются в общеобразовательных классах со своими сверстниками, активно участвуют в жизни школы, посещают кружки, участвуют в конкурсах. Для обучающихся по VII виду (2 человека) и VIII (1 человек), разработаны и реализуются программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с психологом, с учетом их индивидуальных особенностей. Ведется постоянная работа с родителями, которые получают необходимую консультационную помощь, рекомендации по поддержке и развитию их детей.
Таким образом, разработанная программа психолого-педагогического сопровождения реализуется в полной мере с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов. На данный момент можно говорить о положительной динамике в развитии социальных навыков, все дети адаптированы и приняты детским коллективом, получают достаточную помощь и поддержку в обучении, чувствуют себя комфортно среди своих сверстников.
Подводя итог, необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение в обучении детей с ОВЗ – это необходимая составляющая в современном образовательном пространстве, позволяющая обеспечить благополучное включение детей не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
- Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.
- Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост. И.В Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 30-31с.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. – 10-11с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа психолого-педагогического сопровождения в обучении детей с ОВЗ Цель: создание в школе системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями. Задачи: своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; определение особых образовательных потребностей детей; создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы образования и их интеграции в образовательном учреждении; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии; обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основные принципы реализации программы сопровождения - Индивидуальный подход и дифференцированность - Целостность (в масштабах класса, школы) - Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и прогнозирование и т.д.) - Непрерывность - Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса - Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения
2. Субъекты психолого-педагогического сопровождения Дети с ОВЗ, дети-инвалиды Родители детей с ОВЗ, детей-инвалидов Педагоги, работающие с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ Родители детей, обучающихся совместно с детьми с ОВЗ А также: Учащиеся школы в целом Родители учащихся школы Весь педагогический коллектив Специалисты: Психолог школы Социальный педагог Организующий центр: Психолого - педагогический консилиум школы
3. Содержание деятельности психолого-педагогического консилиума Выявление индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ, его потребностей, затруднений, потенциальных возможностей, ресурсов. Прогнозирование успешности освоения им академических знаний и социальных навыков Определение образовательного маршрута ребенка в школе, классе Разработка индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Динамическая оценка эффективности социальной адаптации ребенка и обучения Внесение корректировок в учебный план ребенка с ОВЗ и рекомендаций по изменению образовательной и социализирующей среды
5. Содержание деятельности педагога-психолога Проведение подготовительной разъяснительной работы с родителями детей с ОВЗ. Проведение просветительской работы с педагогами, работающими в классах с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ по вопросам индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ Обследование ребенка. Участие в разработке индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы Оказание практической помощи ребенку с ОВЗ и его ближайшему окружению в период адаптации к новым условиям школы, в овладении важнейшими социальными и учебными навыками Помощь ребенку с ОВЗ в снижении эмоционального напряжения, овладении навыками саморегуляции Разработка программ и проведение индивидуальных занятий с ребенком по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы Проведение групповых занятий с учащимися класса, где обучаются дети с ОВЗ по развитию толерантного восприятия, навыков сотрудничества и взаимопомощи Помощь субъектам образовательного процесса в предупреждении сложных ситуаций, их анализе и поиске выхода Работа по запросу учителей и родителей, консультирование по вопросам особенностей взаимодействия с ребенком Изучение микросоциальных условий развития ребенка с ОВЗ, особенностей семейного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи семье ребенка
Показатели эффективности психолого-педагогического сопровождения все дети с ОВЗ показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают школу, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой; родители детей с ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями
София К. обучающаяся 2 класса
Конкурс «Безопасная дорога»
День здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации трудового воспитания и обучения детй с ограниченными возможностями здоровья
Без труда не вытянишь и рыбку из пруда!...
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материал статьи направлен на повышение педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет обучения навыкам взаимодействия и общения со с...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобраз...
Доклад на тему: Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями
Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями....
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...
Психолого-педагогическая коррекция дезадаптивных форм поведения детей с ограниченными возможностями здоровья
Дезадаптивное поведение – это социально–неприемлемые формы поведения, которые препятствуют включению человека в общество и могут привести к возникновению трудностей в учебной деятельности ...