МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»
проект на тему
Ведущей идеей проекта - модели организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе является создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА СОВЕТСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание условий
для инновационного пространства
учителя – профессионала»
Рыльцова Елена Викторовна
методист районного методического кабинета
управления образования, молодежи и спорта
Советской районной государственной администрации
Республики Крым
2014 год
АННОТАЦИЯ
ТЕМА ОПЫТА
«Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»
АВТОР
Методист районного методического кабинета Рыльцова Елена Викторовна
ЗАДАЧИ
1.Создать в учебных заведениях и на уровне района оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта.
2. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
3. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
4. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта.
5. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с перспективным опытом широкой общественности.
6. Привлекать опытных педагогов района к участию в конкурсах педагогического майстерства.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- Руководители общеобразовательных учебных заведений
- Заместители директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работе
- Методиста районного методического кабинета
- Творческие педагоги района
ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
- Полный текст печатном и электронном виде
- Тезисный вариант
- Мультимедийная презентация
- Фотоматериалы
- Приложения в печатном и электронном виде
Концепция данного проекта состоит в том, что модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Актуальность темы состоит в том, реализация современного образования невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладеть технологией формирования и корректировки своего имиджа.
Диагностика и методический анализ выявили следующие проблемы:
- учителя района больше не сохраняют высокий статус;
- низкий уровень творческой активности учителя обусловлен процессом «педагогического выгорания»;
- снижение уважения к учителям снижает уровень обучения;
- снижение ценности учительской профессии влияет на ослабление общества.
Ведущей идеей проекта - модели организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе является создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала.
Инновационной составляющей проекта – модели включает следующие:
- Диагностика и анализ творческой активности педагогических работников региона
- Реализация регионального проекта «Педагогика успеха»:
- формирование имиджа педагога
- формирование Я - концепции педагога как способа оценки его самого себя
самим;
- профилактика «эмоционального выгорания» педагогов путем осознания собственного несовершенства и готовность к изменениям;
- Создание модели личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта
- Создание системы методического сопровождения поиска, изучения, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта:
- план реализации проекта - «Методический навигатор» ППО;
- применение технологии SMART – анализа в работе с творческими педагогами;
- применение технологии коучинга в работе с творческими педагогами;
- применение методики тьюторства в работе с творческими педагогами;
- применение методики постановки целей и их реализации в работе с
творческими педагогами
- Создание системы определения уровня перспективного педагогического
опыта:
- заседание секции творческих педагогов на районных Педагогических чтениях;
- проведение районного коллоквиума «Вернисаж педагогических идей»;
- присвоение уровня ППО с выдачей сертификатов.
Научной составляющей проекта являются следующие методики и технологии:
- «Я – концепция»
- «Ситуация успеха»
- коучинг
- SMART – анализ
- тьюторство
- мини – тренинг
- «Мозговой штурм»
- релаксация
С целью реализации проекта используются следующие формы работы:
- мини – тренинги
- ролевые игры
- «круглый стол»
- решение педагогические ситуаций
- мастер – классы
- творческие мастерские, группы
- конкурсы
- дискуссии
- консультации
- коллоквиум
- конференции
- Педагогические чтения
- «Вернисаж педагогических идей»
Технологичность проекта «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала» предусматривает внедрение в качестве системы работы городских, районных методических кабинетов управления, отделов образований со следующими ожидаемыми результатами:
- создание условий для активизации творческого потенциала педагогов района;
- повышение активности и результативности участия в конкурсах педагогического мастерства;
- распространение перспективного педагогического опыта.
ВВЕДЕНИЕ
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладеть технологией формирования и корректировки своего имиджа.
Реализация современного образования невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.
В.А. Сухомлинский считал, что системы работы учителя заключается в таком порядке его деятельности, при котором главные звенья, этапы его труда находятся в правильной зависимости и обусловленности. Он считал, что определенную систему в работе учителя обнаружить, можно тогда, когда учитель видит, что он будет делать завтра, что он будет делать в течение всего учебного года и нескольких учебных годов.
Каким образом можно прийти к складыванию новой формации учителей?
Опыт автора данного проекта нацелен на создание условий в регионе для инновационного пространства учителя – профессионала.
- ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При построении «новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
- содержание образования;
- детско-взрослая общность;
- инфраструктура обеспечения образовательной деятельности;
- статус учителя.
Во многих странах мира учителя больше не сохраняют высокий статус. Как следствие - снижение уровня образования, что влияет на ослабление общества.
Больше всего учителей ценят и уважают в Китае, Греции, Турции, Южной Корее. Низкий статус учитель имеет в США, Италии, Чехии, Бразилии и Израиле. Исследование было проведено в странах, принимающих участие в международных исследованиях, таких, как PISA. Респонденты из Греции, Египта, Швейцарии считают, что профессия учителя почти тоже самое, что социальный работник.
В 2011 - 2012 г.г. в Советском районе Республики Крым была выявлена проблема - снижение активности участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, организации работы по изучению и обобщению перспективного педагогического опыта.
В 2012/2013 учебном году в рамках регионального проекта «Педагогика успеха» была проведена диагностика профессиональной активности педагогов района. У 47% респондентов мотивацией дополнительных усилий в работе являются аттестация и личные достижения в труде.
В результате опроса были определены причины низкой активности педагогов района, которые отражены в диаграмме. (Приложение 1) Основными являются усталость на работе и неумение выступать перед аудиторией.
Приложение 1
Была проанализирована качественная составляющая «горизонтальной карьеры» педагогов района, результаты которого показаны в диаграмме. (Приложение 2) Наиболее активны педагоги, имеющие 1 категорию.
Приложение 2
В школах работают несколько поколений педагогов. Были проанализированы и определены возрастные характеристики профессиональной деятельности педагогов Советского района с точки зрения горизонтальной карьеры.
Стаж работы 1-16 лет – 36% педагогов района. Их профессиональная деятельность характеризуется расширением и совершенствлванием методов обучения и воспитания.
Стаж работы 16–20 лет - 10% педагогов района. Наблюдается повышение уровня увлечения работой
20-25 лет - 14% педагогов района. Для них становятся характерными критичность и настороженность во взаимодействии с другими специалистами
Более 25 лет - 40% педагогов района. Появляется невосприимчивость к новому, психоэмоциональное перенапряжение
В 2012 году достаточно проблемным оказалось привлечение педагогов района во Всеукраинском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года». Целями конкурса является развитие массового педагогического творчества, популяризация педагогических достижений и пропаганда инновационных технологий в образовании. Были проанализированы причины отказа от участия. Они оказались как практические так и психологические.
Результаты блиц – опроса педагогов по участию в конкурсах педагогического мастерства следующие:
Я не хочу участвовать в конкурсах, потому что:
- Не уверена, что хорошо смогу провести открытый урок –9%
- У меня большой стаж работы, меня и так аттестуют и присвоят категорию – 37%
- Боюсь, что не справлюсь с тестами – 2%
- Недостаточно владею компьютером для создания презентации – 38%
- У меня нет хорошего портфолио – 14%
Данные блиц - опроса отражены в диаграмме. (Приложение 3)
Приложение 3
- ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ УСПЕХА.
Создание новой системы подтверждения уровня профессионализма, включающую профессиональные педагогические компетентности - основа для обновления процедур выявления, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта, аттестации педагогических кадров.
Созданная система организации методической деятельности (Приложение 4) по поиску, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта включает следующие методические составляющие:
- региональный проект «Педагогика успеха»
- «Методический навигатор» изучения и обобщения ППО
- создание базовой технологии поиска, изучения ППО на
районном уровне «Инновации сегодня – традиции завтра»
- система организации обобщения ППО
- составление спектрального каталога ППО
Приложение 4
С целью реализации данного проекта была опроделена территория самореализации участников учебно-воспитательного процесса. (Приложение 5)
Приложение 5
Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.
С целью повышения статуса педагога была выработана модель личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта. (Приложение 6)
Приложение 6
С целью развития мотивации педагогов к профессиональному самосовершенствованию, овладения технологиями формирования имиджа педагога, раскрытия творческого потенциала учителя с 2012 года реализуется проект «Педагогика успеха». В «Педагогику успеха» заложена идея позитивной педагогики: в каждом человеке имеется потенциал к росту и развитию, поэтому необходимо способствовать его пробуждению.
В ходе реализации методического проекта используются следующие формы работы:
- Тренинг
- Семинар - практикум
- «Круглый стол»
- Мастер - класс
Мероприятия проводятся в следующих рамках методической деятельности:
- «Творческая мастерская» кураторов одаренных детей
- РМО заместителей директоров по воспитательной работе
- РМО педагогов – организаторов
- РМО руководителей МО классных руководителей
- Совещания заместителей директоров по учебно – воспитательной работе
- Совещания директоров ОУЗ
- «Клуб молодых специалистов»
Запланированы этапы реализации проекта:
1 этап - 2012 – 2013г.г.
«Познай самого себя»
2 этап - 2013 – 2015 г.г.
«Самосовершенствование»
3 этап - 2015 – 2017 г.г.
«Реализация творческого потенциала»
С целью систематизации деятельности по выявлению, изучению, обобщению и распространению перспективного педагогического опыта в учебных заведениях Советского района в 2013 году разработан «Методический навигатор» - план действий.
С целью получения из расплывчатой картинки четкой и понятной картины перспективного педагогического опыта, на котором можно эффективно сфокусироваться, возникла идея применить технологический прием SMART – анализа.
В идею поиска и обобщения перспективного педагогического опыта положена методическоя работа, связанная с нахождением верной формулировки темы и первым шагом к успеху дела — правильно сформированным целям. SMART цели — умные цели, то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.
Только когда цель отвечает всем требованиям SMART, только тогда она начинает работать как инструмент. По результатам составляется карта участника «Вернисажа педагогических идей». (Приложение 7)
Приложение 7
Карта участника «Вернисажа педагогических идей»
Советского района Республики Крым
- Полное название учебного заведения_______________________________________
- Ф.И.О.(полностью) участника__________________________________________
- Педагогический стаж__________________________________________
- Стаж работы классным руководителем (если ППО
по воспитательной работе)___________________________________
- Категория_________________________________
- Звание__________________________________
- Проблема, над которой работает учитель (классный руководитель)___________________
- Инновационные формы работы, технологии, которые использует учитель___________
Specific (конкретная тема опыта) | |
Measurable (измерение опыта, уровень опыта) |
|
Attainable (достижения опыта) | |
Relevant (значение опыта для пед. деятельности | |
Time-bounded (пыт,обозначенный во времени) |
Именно этот технологический прием дает возможность быстро им четко проанализировать с претендентом на обобщение ППО его педагогическую деятельность, найти либо не найти тот особый ресурс, называемый в последующим перспективным.
Основополагающей технологией проекта является коучинг.
Смысл педагогического коучинга :
- движение к цели
- полное раскрытие потенциала человека и команды
В результате использования коучинговой технологии в методическом сопровождении обобщения перспективного педагогического опыта педагоги намного эффективнее формулируют свои цели, а (как следствие) тему своего опыта, нарабатывают стратегии и осуществляет наиболее удачную из них, достигают своих целей, формируют ясность в выборе своего развития.
Главный путь - создать условия для того, чтобы педагог сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.
В рамках методического проекта «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала» педагогам предложено принять участие в районном «Вернисаже педагогических идей» с целью поиска и обобщения перспективного педагогического опыта на районном уровне. (Приложение 8)
Приложение 8
При подготовке к «Вернисажу» участники делятся по статусу:
1 группа «На пути к совершенству» (первый год обобщения ППО)
Форма взаимодействия – тьюторство
Методическая технология - коучинг
2 группа «Педагогический стиль» (педагоги, работающие более года над
обобщением ППО)
Форма взаимодействия – дистанционно-консультативная
Методическая технология- SMART - анализ
«Вернисаж педагогических идей» имеет уровень методической коллегии. Презентации и анализ носят дискуссионный характер. По итогам Вернисажа определяется уровень перспективного опыта педагога, выдается сертификат, даются методические рекомендации по дальнейшей деятельности.
Итоги Вернисажа заносятся в «Спектральный каталог», который могут использовать в работе методисты и педагоги.
- РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ОПЫТА
По результатам республиканского мониторинга Крымского республиканского учреждения «Центр проблем образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым» «О состоянии внедрения современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений Советского района», проведенного в марте 2014 года, динамика внедрения педагогических инноваций в Советском районе стабильно положительная. Наиболее прогрессивный рост за последний год показывают учителя Советского района (79,3% учителей активно используют современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе)
Динамика внедрения современных педагогических технологий показывает, что наиболее часто применяемыми технологиями являются:
- интерактивные технологии (80,7%);
- проектные технологии (70,5%);
- личностно ориентированные (69%);
- информационно-коммуникативные (66,9%);
- игровые технологии (57,8%);
- создание ситуации успеха (57,2%);
- проблемное обучение (48,9%);
- технология развития критического мышления (43,5%).
Инновационная составляющая проекта включает следующее:
- Диагностика и анализ творческой активности педагогических работников региона
- Реализация регионального проекта «Педагогика успеха»:
- формирование имиджа педагога
- формирование Я - концепции педагога как способа оценки его самого себя
самим;
- профилактика «эмоционального выгорания» педагогов путем осознания собственного несовершенства и готовность к изменениям
- Создание модели личности учителя, претендующего на обобщение перспективного педагогического опыта
- Создание системы методического сопровождения поиска, изучения, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта:
- план реализации проекта - «Методический навигатор» ППО;
- применение технологии SMART – анализа в работе с творческими педагогами;
- применение технологии коучинга в работе с творческими педагогами;
- применение методики тьюторства в работе с творческими педагогами;
- применение методики постановки целей и их реализации в работе с
творческими педагогами
- Создание системы определения уровня перспективного педагогического
опыта:
- заседание секции творческих педагогов на районных Педагогических чтениях;
- проведение районного коллоквиума «Вернисаж педагогических идей»;
- присвоение уровня ППО с выдачей сертификатов.
Моделирование организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе, кропотливое, «точечное» сопровождение педагогов позволило:
- перспективный педагогический опыт поставить на научную основу;
- отсечь накопительные неструктурированные материалы «из опыта работы»;
- создать «ситуацию успеха» для педагогов, имеющих склонности к научной деятельности;
- стимулировать стремление педагогов района к самообразованию,
повышению методического уровня;
- провозгласить перспективный педагогический опыт «Педагогикой успеха».
Материалы реализации данного проекта опубликованы в научно-методическом журнале «Методист» №7, 2014 год (г. Москва) в разделе «Муниципальная методическая служба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Метод проектов. Создание реляционных баз данных».
В задачи курса "Информатика и информационные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой це...
Проект создания экологического парка - финалист конкурса проектов «Лидеры»
Проект создания экологического парка - финалист конкурса проектов «Лидеры», учрежденного Губернатором Алтайского края и проводящегося под эгидой Алтайской региональной комиссии при поддержке Администр...
проект "СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ КАБИНЕТУ ИСТОРИИ».
Данный проект необходим:· учителям истории, создающим учебный специализированный кабинет, отвечающий всем современным требованиям, и желающи...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...