Развитие творческих способностей у детей.
статья по теме

Предлагаю вашему вниманию краткий перечень типов творческих работ, которые можно использовать при преподавании любого школьного предмета и краткое описание м етодов обучения для развития творческого начала учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_detey.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги. Наша задача не только обогатить знаниями детей, но и создать такие условия, использовать такие методики, которые позволили бы детям развить их творческие способности. Ведь именно это-залог того, что наши ученики в будущем будут не только знающими, но и нестандартно мыслящими творческими людьми, способными к деятельности изобретателя в любой сфере. Предлагаю вашему вниманию краткий перечень типов творческих работ, которые можно использовать при преподавании любого школьного предмета и краткое описание методов обучения для развития творческого начала учеников.

Типы творческих работ:

  • исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное
    решение научной проблемы, доказательство теоремы);
  • сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);
  • педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный
    кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина);
  • художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка,
    фотография, композиция, выставка);
  • техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная
    программа);
  • зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление,
    соревнование);
  • методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план
    занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный
    дневник).

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения.

Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Метод "вживания". Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни...". В моменты наилучшего "вживания" ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом

Метод смыслового ,видения. Одновременная концентрация на образовательном
объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть)
первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность
объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика
определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной

деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового "вопрошания": Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.

Метод символического видения. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.

Метод образного видения. Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.

Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: "Придумайте необычные названия своим произведениям— стихам, рассказам, рисункам". "Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести". "Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?"

Метод "Если бы..." Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том. что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать "Рекорды Гиннесса", находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.

"Мозговой штурм" (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод синекгики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод инверсии или метод обращений. Когда стереотипные приёмы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, изделие, швами наружу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"

Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Развитие творческих способностей у детей с ЗПР

В презентации показаны условия формирования творческих способностей у детей с ЗПР...

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...