Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
статья по теме
Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка; рассказы о спектакле знакомым, родителям способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли и чувства; передача в рисунке различных эпизодов спектакля, лепка фигурок отдельных персонажей и целых сцен развивает художественно-творческие способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
«Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется,
играя, а в игре он познаёт мир»
С. И. Мерзлякова
На протяжении длительного времени в педагогике господствовало убеждение, что на определенном этапе развития навыков деятельность ребёнка становится творческой. Но современные психолого-педагогические исследования доказывают, что у большинства детей в результате многочисленных упражнений, направленных на формирование навыков, вообще исчезает интерес к творческой деятельности.
В настоящее время появился новый подход, при котором деятельность детей должна сохранять субъективный характер. Cоздатели гуманистического центра "Театр" г. Екатеринбурга под руководством Г.Л. Риасс определяют ценность искусства в том, что только через литературные произведения человек обретает новый способ видения окружающего нас мира, а «задача занятий искусством в том, чтобы в ходе занятий дать детям возможность пережить мир по новому, увидеть его с иной точки зрения».
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят, и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно, и всё возможно.
Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка; рассказы о спектакле знакомым, родителям способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли и чувства; передача в рисунке различных эпизодов спектакля, лепка фигурок отдельных персонажей и целых сцен развивает художественно-творческие способности.
Спектакль нельзя рассматривать как простое развлечение; его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Моя многолетняя практика доказывает, что именно театр располагает возможностями воздействовать на зрителей целым комплексом средств художественных образов (персонажи, оформление, слово, музыка), которые вместе взятые (в силу образно-конкретного мышления дошкольника) помогают каждому ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияют на развитие художественного вкуса. Процесс наблюдений за детьми позволил выделить такой факт: самое яркое отражение спектакля проявляется в творческих играх, когда малыши устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие силы и способности детей.
Итак, театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что в свою очередь и побудило меня пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих способностей дошкольников. Современному педагогу следует знать и помнить, что "образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет".
Для организации работы с творческими детьми я разработала программу театрального кружка «Улыбка» для детей 5- 6 лет. Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению К.С. Станиславского, основополагающими компонентами актёрской деятельности.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат: в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный и эмоциональный контроль; также происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные, психические функции.
Репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем сам спектакль:
- идет последовательное знакомство детей с различными видами театра,
- происходит поэтапное освоение различных видов творчества по всем возрастным группам,
- совершенствуются артистические навыки дошкольников в плане переживания и воплощения образа, моделирования навыков социального поведения в заданных условиях.
Поэтому приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога, чтобы помочь раскрыть его потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа. Для чего и нужна специальная актерская тренировка на играх-занятиях, цель которых: помочь детям овладеть средствами образной выразительности (интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой) [2].
Основная цель моей работы - помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности таланта, развить творческие способности средствами театра. Моё требовательное отношение к выбору произведения, его художественному оформлению, подготовке и проведению самого спектакля, не позволяет мне забыть, что детский спектакль - это первое приобщение дошкольников к театру и искусству в целом. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моя главная задача – проявить все свои способности и умения для вовлечения каждого дошкольника в мир прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи. Уверена, что тот, кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно поспособствует творческому развитию личности дошкольников.
Таким образом, мною были определены следующие задачи:
- развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
- обучение дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям, распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умению использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, пальчиковый, платковый и т.п.);
- включение в различные виды деятельности этюдов, театрализованных игр и упражнений, способствующих развитию памяти, мышления, внимания;
- подготовка необходимых атрибутов и декораций к будущему спектаклю.
Причем я решала и другие задачи: создание эмоционально - благоприятной обстановки, способствующей каждому ребенку обучаться с увлечением, развитие речевой деятельности (словарь, грамматический строй речи, диалогическую речь) и двигательной активности детей, формирование готовности к школьному обучению.
Система работы по данной теме представляет собой взаимосвязанные этапы:
- создание в группе предметно-развивающей среды;
- диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей;
- организация специальных актерских тренировок на играх-занятиях для овладения средствами образной выразительности (позой, жестами, мимикой, интонацией, пантомимикой) через кружковую работу;
- использование театральных персонажей на занятиях и вне занятий;
- формирование произвольного поведения дошкольников в различных ситуациях.
Я применяю также поэтапное использование отдельных видов творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) не только при подготовке к детским спектаклям, но и на занятиях, в организации индивидуальной работы с детьми и через кружковую деятельность.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает детей, желающих играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Поэтому при создании условий для театрально-игровой деятельности активно привлекала родителей. Были сшиты костюмы, детали к костюмам, сделаны атрибуты.
На этапе работы с детьми при обучении их простейшим приемам кукловождения мною использовались резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки, различные виды театров. Работу начинала со знакомства с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавая вопросы детям (например, из какой сказки куклы) и предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить рассказ товарища. Отмечу, что не всегда заучиваю с детьми литературный текст. И этот прием использую для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаюсь "разбудить" детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания.
Применяю еще один методический прием: разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. После того, как все роли детьми были "испробованы", я предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем играть сказку...
В дальнейшей работе, чтобы способствовать развитию воображения, фантазии, речи дошкольников мною используется такой метод: выбор кукол из разных сказок, придумывание новой сказки с участием этих героев. Моя роль, как руководителя кружка, выходит на первый план, ведь речь детей еще развита недостаточно, внимание неустойчиво, и крайне необходимы вопросы наводящего характера. Но как бы примитивны не были сочиненные малышами истории, я радуюсь любому проявлению творчества, стремлюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого из них, стараюсь создать атмосферу доброжелательности и взаимного доверия, одновременно решая воспитательные задачи. Только тогда ребенок сможет проявить свою фантазию и творчество, когда почувствует уважительное отношение к себе и своим способностям со стороны других: взрослых и ровесников. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает ребёнка, даёт возможность поверить в свои силы.
Работа над этюдами (своеобразная школа постижения основ актерского мастерства) проводится во время кружковой работы. Я использую этюды М.Чехова (на развитие внимания, веры, наивности, фантазии) и М.Чистяковой (на развитие памяти, выразительности жеста, тренировку отдельных групп мышц, выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера). Этюды позволяют детям в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Большинство детей легко справляются с заданиями. А использование шумовых инструментов (бубен, барабан, колокольчики и т.п.) обогащает сочиненные ребенком песенки новым звучанием, создает праздничную атмосферу, развивает музыкально-ритмические способности. Так, гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, танцев, музыки и художественного слова совместно с развитием детского творчества позволяет дошкольнику осознавать свои возможности, чувствовать, что каждый может проявить себя в любом виде деятельности, привыкнуть к мысли, что любое проявление его творческих способностей найдет поддержку со стороны взрослых и сверстников.
Строя свою работу с учетом возрастных особенностей детей, я достигла следующих результатов:
- пробудила интерес к театрально-игровой деятельности, создавая необходимые условия;
- научила бережному отношению к игрушкам, театральным куклам, реквизиту, приемам кукловождения и сопровождения движений куклы речью, песенкой, танцами;
- поддержала стремление воспитанников играть с музыкальными игрушками, импровизировать на детских музыкальных инструментах; использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых произведениях;
- воспитала желание выступать перед публикой и по собственной инициативе
участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоёмкое, но увлекательное и результативное.
Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для применения в ДОУ.
В дальнейшей работе планирую постановку больших спектаклей для показа не только внутри сада, но и для других детских садов города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления
Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Учитывая важность проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И мы ...
Театральное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной из важнейших проблем современности является гуманизац...
Обобщение опыта по теме «Музыкально-театральные постановки как средство развития творческих способностей детей»
Данный материал был подготовлен для выступления на районном методическом объединении учителей музыки Чеховского района Московской области и обобщает трехлетний опыт работы автора в качестве руко...