Современные технологии оценивания учащихся
статья на тему

Тимофеева Валентина Витальевна

В связи с качественными изменениями в структуре, форме и содержании урока, меняются и технологии оценивания. 

Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС. Поскольку ФГОС ориентирован на достижение различных групп образовательных результатов, то оцениваться должны все эти группы. Я имею в виду предметные, метапредметные и личностные результаты. В данной работе я рассматриваю портфолио и балльно-рейтинговую систему как современные технологии оценивания результатов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sektsiya.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Секция: ФГОС: проблемы, вопросы, решения.

Тема: "Портфолио и балльно-рейтинговая система как современные технологии оценивания образовательных результатов".

Тимофеева Валентина Витальевна

ГБОУ СОШ №394 Красносельского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы

В связи с качественными изменениями в структуре, форме и содержании урока, меняются и технологии оценивания.  

Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС. Поскольку ФГОС ориентирован на достижение различных групп образовательных результатов, то оцениваться должны все эти группы. Я имею в виду предметные, метапредметные и личностные результаты.

Оценивание школьника может происходить на разных этапах урока (и это тоже особенность современного урока), но большая часть оценивания, безусловно, на завершающем этапе.

Оценивание на современном уроке предполагает (О.Н.Крылова, 2013):

1) осмысленность учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель;

2) самостоятельность учащегося в формировании образовательной стратегии, осмысленность его действий и осознание уровня их выполнения;

3) критериальное оценивание;

Оценивание и подведение итогов на уроке, соответствующем требованиям ФГОС, имеет принципиальные отличия от урока традиционного (Приложение 1). На мой взгляд, удобными, а главное - эффективными приемами оценивания являются технология Портфолио и балльно-рейтинговая система.

Портфолио - это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его индивидуальные усилия, прогресс и образовательные достижения в различных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других). Как же оценить портфолио? Во-первых, должны быть оговорены критерии, по которым оно оценивается. Во-вторых, учащийся проверяет свою работу самостоятельно, затем ее проверяет партнер по работе и только после этого преподаватель. Учитель пишет критический отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил себе сам. Примерно лист взаимооценки может выглядеть так  (И.В.Муштавинская, 2013):

1-я часть (заполняет проверяющий)

- При проверке портфолио мне наиболее интересными показались разделы ...

- Следует отметить следующие моменты ...

- Требуют дополнения следующие разделы ...

- Портфолио заслуживает ... оценки

- Работу проверял ...

2-я часть (заполняет автор)

- Я согласен (не согласен) с замечаниями ...

- Я готов дополнить портфолио следующими материалами ...

- Я согласен (не согласен) с оценкой портфолио.

Балльно-рейтинговая система (далее БРС) - это комплексная оценка качества учебной работы учащихся, которая позволяет оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Пример технологической карты в приложении. (Приложение 2)

БРС дает возможность (О.Н.Крылова, 2013):

1) определить уровень подготовки каждого ученика на любом этапе обучения;

2) корректировать свою работу, анализируя динамику базового уровня знаний (не только учителю, но и ученику);

3) повышать объективность оценки знаний и развивать нравственно-волевые качества личности: чувство ответственности, мотивации, стремления и достижения;

Таким образом, БРС позволяет ученику выбрать желаемую оценку: если он хочет балл выше, то выполняет дополнительные задания, получает баллы, тем самым повышает свой результат. Все баллы и виды работ регистрируются в личном журнале учителя (можно в электронном). По окончании четверти вывешивается рейтинг-лист, в котором фамилии располагаются в порядке уменьшения количества набранных баллов. Такой способ помогает и в общении с родителями, так как наглядно демонстрирует результаты работ их ребенка. Для школьника - это стимул для улучшения своего результата. Уместнее всего использовать анонимный рейтинг-лист, когда каждому учащемуся будет присвоен личный номер.  Таким образом, ученик не будет видеть имена, а будет видеть свой результат на фоне других. На мой взгляд, стимул и мотивация будут еще выше.

В своей работе я использую такие технологии оценивания. Портфолио есть у каждого учащегося по предмету. Я объединила русский язык и литературу в одно портфолио. В течение всего года они собирают его, поэтому видеть улучшение (ухудшение) результата довольно просто. Родители также на собрании могут видеть результаты своего ребенка. С балльно-рйтинговой системой я "подружилась", когда столкнулась с учащимися, которые не читают произведения из школьной программы. Тогда я решила применить эту технологию. Я создала технологическую карту по литературе по разделу "Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова". Очень важным при составлении технологической карты является распределение баллов. Для того чтобы ученик набрал хорошие баллы, нужно прочитать роман "Герой нашего времени". А это и есть моя цель, которую я преследовала при составлении технологической карты.  Технологическая карта в приложении 2.

Сравнение заключительных этапов урока

Заключительный этап

Традиционный урок

Урок, соответствующий требованиям ФГОС

Оценивание учащихся

Учитель оценивает учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам - самооценивание, оценивание результатов товарищей

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует задание (чаще всего одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Приложение 2.

Технологическая карта

РНС оценки образовательных результатов

по разделу "Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова"

9 класс

п/п

Виды деятельности

Сроки выполнения

Макс.

кол-во

баллов

Факт.

кол-во

баллов

Коррекция

1.

2.

3.

4.

5.

Обязательные задания

Составить обобщающую таблицу по теме: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова".

Прочитать статью в учебнике «Художественный мир лирики Лермонтова». Ответить на вопросы к беседе.

Выполнить задания учебного пакета по теме: «Анализ лирического произведения» (2 стихотворения на выбор).

Прочитать  роман Лермонтова «Герой нашего времени», подготовить ответы на вопросы.

Выполнить контрольную работу по теме «Содержание и анализ романа "Герой нашего времени».

160

20

20

20

50

50

1.

2.

3.

4.

Накопительная часть ( сдача работ до 01.05)

Эссе «Мой любимый эпизод» (по роману "Герой нашего времени").

Чтение наизусть стихотворений (не более 5)

Принять участие в обсуждении проблемных вопросов на занятиях.

Составить тест с вопросами разных уровней

45

10

По 3

5-10

10

         

Призовой фонд преподавателя – до 30 баллов.

«Отлично» - 160 – 190

«Хорошо» - 159-140

«Удовлетворительно» - 139-120

«Неудовлетворительно» - 119-0

Библиография

Загашев И.О. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс "Дельта", 2003.

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2013.

Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. СПб.: КАРО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся.

Современные образовательные технологии требуют иного подхода к оцениванию достижений обучающихся.  Сегодня в школе оценка должна ориентировать на достижение предметных, метапредметных и...

Выступление по теме Современные технологии оценивания

В рамках Республиканского семинара учителей физической культуры  выстпление на тему "Современные технологии оценивания урока физической культуры....

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Современные технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию....

Современные технологии оценивания учебных достижений обучающихся на уроках английского языка

Актуальность разработки методических рекомендаций оценки учебных результатов учащихся в период их отсутствия в школе заключается в том, что во многих регионах России, к их числу относится и ХМАО-Югра,...