Статья "Современные технологии оценивания в учебном процессе:проблемы и решения"
статья по географии по теме
Предварительный просмотр:
Современные технологии оценивания в учебном процессе:
проблемы и решения.
Горячева Ирина Анатольевна, учитель географии, ГБОУ школа№334, г.Санкт-Петербург
В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.
Одной из важных проблем образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, её содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.
С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Современная жизнь, школа требуют от учащихся не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных умений и навыков, а учета индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке, количества затраченных усилий на подготовку. Нужно скорее оценивать не знания, умения и навыки, а степень успеха ученика.
И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам – это рейтинг, количественное определение в соответствии с произвольно выбранной шкалой.
Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности.
Существует система требований, которым отвечает оценка учителя на уроке. Оценка должна быть:
- Объективной, т.е. непредвзятой, беспристрастной. В ней не должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребёнке.
- Адекватной, т.е. соответствующей реальным показателям конечного результата – количественным, качественным, а также вложенным в его достижения усилиям.
- Мотивированной – содержать чёткое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом. Для этого учитель должен прибегать к доводам, доказательствам, обоснованию, убеждению. Показателем того, что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика.
- Критической, т.е. содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.
- Стимулирующей – побуждающей к продвижению вперёд, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало.
- Дифференцированной, т.е. раскладываться на отдельные, частные оценки, содержащие в себе чёткие критерии как на успешные моменты в работе ученика, так и на недостатки.
- Заинтересованной, выражающей интерес учителя к личности ребёнка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в его возможности.
- Выразительной – показывающей искренность педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и полученных результатов.
- Понятной – чётко и просто сформулированной, доступной пониманию ребёнка.
- Уважительной – утверждающей чувство собственного достоинства ребёнка, признающей его право на собственные ошибки.
Традиционная пятибалльная система (а в сущности, четырёхбалльная – «2», «3», «4», «5») имеет ряд недостатков, один из них – сложность при выставлении оценки. Часто бывает тяжело найти грань между «четвёркой» и «пятёркой», между «тройкой» и «четвёркой». Проблема встаёт и при оценивании домашнего задания, так как уровень способностей у всех учеников разный.
Для исключения этих противоречий используют рейтинговую систему оценки знаний учащихся. Сущность такой системы состоит в том, что каждая форма работы ученика на уроке и при выполнении домашнего задания оценивается определённым числом баллов в зависимости от числа заданий, степени их сложности. За время изучения отдельной темы или целого модуля ученик должен набрать определённое число баллов, что соответствует определённой оценке. Домашние задания также предполагают разноуровневый подход и самостоятельный выбор ученика, что помогает формированию его объективной самооценки.
Оценка работы учащихся на уроке
и при выполнении домашнего задания.
1. Активность в ответах на вопросы - до 4 баллов.
А) если называется факт, имя, событие - 1
Б) определение - 2
В) использование дополнительного источника - 2
Г) объяснение причин события - 3
2. Составление таблицы по теме - до 5 баллов.
(работа с источниками)
Учитываются: активность,
скорость,
умение выделять главное.
3. Работа у доски по теме - до 3 баллов.
Учитываются: скорость,
объём.
4. Формулировка вопросов по одной из рубрик – до 3 баллов.
5. Посещаемость - 1 балл.
6. Домашнее задание - до 7 баллов.
А) написание аналитической работы на 2 стр. – до 7 баллов.
Б) составление глоссария по теме - до 5 баллов.
В) устный рассказ у доски на основе таблицы – до 3 баллов.
Г) написание контрольной работы - до 10 баллов.
После проверки домашнего задания можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику соответствующую оценку.
Оценка «5» -
если ученик набрал более 20 баллов (за контрольную работу не менее 8 баллов)
Оценка «4» -
если ученик набрал более 15 баллов (за контрольную работу не менее 6 баллов)
Оценка «3» -
если ученик получил за контрольную работу 4-5 баллов.
Однако рейтинг - накопительная система оценивания знаний учащихся в таком объёме не может быть приемлема на каждом уроке, так как педагог должен учитывать возрастные особенности подростков и высокую степень психологического напряжения у учащихся . Поэтому лист оценки знаний учащихся по 30-балльной шкале можно успешно применять на уроках изучения нового материала и повторительно-обобщающих уроках. Как правило, учебник является главной настольной книгой для школьника при выполнении домашнего задания. Поэтому очень важно, чтобы ученик понимал уровень своей подготовки, и знал, на какую оценку он может рассчитывать при проверке домашнего задания.
Лист самооценки знаний учащихся
при подготовке домашнего задания по параграфу учебника.
( 4 уровня)
1-ый уровень – «2».
«Я могу ответить по основным рубрикам с помощью учебника».
2-ой уровень – «3».
«Я могу рассказать о типах воздушных масс на основе учебника в течение 2-3 минут».
3-ий уровень – «4».
«Я могу рассказать о типах воздушных масс и их размещении на основе учебника и дополнительного материала
4-ый уровень – «5».
«Я могу рассказать о типах воздушных масс и закономерностях их размещения на основе учебника, дополнительного материала и установить взаимосвязи с различными географическими особенностями».
Таким образом, подводя первые итоги своей деятельности по рейтинг -накопительной системе знаний и умений учащихся на уроках географии, можно сделать следующие выводы:
- рейтинг - накопительная система оценки знаний школьников несёт в себе большой воспитательный потенциал и отражает все критерии предметной оценки по истории;
- перевод многобалльной шкалы оценивания успешности ученика в обычную 5-балльную делает сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности;
- рейтинг – накопительная система помогает ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.
Список литературы
1). Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – С. 136
2). Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 - №4
3). Диканская Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38 – 42
4). Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000
5). Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5. – С. 14 – 20
6). Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 94 – 99
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Электронная доска в учебном процессе : проблемы и перспективы".
Электронные интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям!...
Использование современных технологий оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся.
Современные образовательные технологии требуют иного подхода к оцениванию достижений обучающихся. Сегодня в школе оценка должна ориентировать на достижение предметных, метапредметных и...
«ТОУУ – технология оценивания учебных успехов»
Необходимость перехода к новой системе оценивания учебных достижений школьников. Если до недавнего времени основной целью обучения являлось формирование...
Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»
Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...
Технология оценивания учебных достижений(краткий обзор)
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает...
Семинар МБОУ "СШ №8" " Внедрение ФГОС в учебный процесс:проблемы, поиски ,решения" 2015
Семинар МБОУ "СШ №8" " Внедрение ФГОС в учебный процесс:проблемы, поиски ,решения" 2015...
Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса
Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса....