Выступление по теме Современные технологии оценивания
статья по физкультуре на тему
В рамках Республиканского семинара учителей физической культуры выстпление на тему "Современные технологии оценивания урока физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovr._tekhn._otsenivaniya.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный технологии оценивания
урока физической культуры
(выступление на республиканском семинаре учителей физической культуры»
Сегодня уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья современных школьников не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом .
Здоровье школьников вызывает большую тревогу и оно должно стать приоритетным направлением государственной политики в сфере школьного образования.
По данным Н. Герасименко и А. Корешкина (2005), в настоящее время здоровых детей среди школьников младших классов всего 10-12%, средних - 8%, а старших — лишь 5%.
Более чем у 50% детей в возрасте до 9 лет и более чем у 60% старшеклассников диагностируются хронические заболевания, многие из которых в дальнейшем могут привести к инвалидизации .
Интенсификация учебного процесса, переутомление школьников учебными заданиями ведут к дисгармоничному развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно -сосудистой системы, дыхательной и мышечных систем), создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью, психофизической перегрузкой, формированием достаточной двигательной подготовленности у обучающихся в разных видах общеобразовательных учреждений (государственных и негосударственных, городах, сельских школах, гимназиях, колледжах). За период обучения в школе в 5 раз увеличивается нарушение органов пищеварения, осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. При непринятии мер, по мнению специалистов, эти показатели с течением времени будут увеличиваться (Демографический ежегодник России, 2007).
В силу недостаточной физической подготовленности и слабого здоровья школьники на уроках физической культуры не могут выполнять на должном уровне нормативные требования, что влияет на* итоговую* оценку по данному предмету. Это усиливает неприятие учащимися этих уроков, поиски способов их непосещения, приводит к формированию желания, избегать физических трудностей.
Новая образовательная технология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют от профессионально - педагогического образования совершенствования подготовки будущих учителей. Важнейшим компонентом этой подготовки* является контрольно — оценочная деятельность (В.К. Бальсевич, В.К. Лукьяненко, 1996).
Вот уже более двух с половиной столетий в нашей стране при оценке знаний учащихся пользуются отметками. На Западе они появились еще раньше (В.М. Полонский, 1981).
В последнее время в связи с демократизацией общества и научно-технической революцией некоторые педагоги ведут интенсивные поиски обучения без выделения в основной части урока контроля и выставления отметок. Но массового распространения этот опыт не получил. К старому привыкли, сжились с ним. Другого не представляют. Пытаются безуспешно усовершенствовать существующий учебный процесс, не выходя за его рамки.
Применяемая форма организации обучения по 5-ти балльной системе оценивания безнадежна устарела. Предложенная Яном Амосом Каменским более трехсот лет назад, она в современных условиях приносит больше вреда, чем пользы. Ее необходимо заменить другой, соответствующей духу нашего времени. Новая система должна быть основана на самостоятельной работе учащихся, не нуждаться в каких - то внешних стимулах, особом нажиме (в баллах) и позволять учащимся получать в ходе самого учения достаточное количество информации, что даст возможность учителю целенаправленно управлять процессом усвоения знаний (Ф.В. Костылев, 2000).
Вопрос оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» - один из актуальных в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы (М.А. Годик, 1973, 1990; Ю.Б. Бабанский, 1979; Б.Г. Ананьев, 1980; G. Гореславский, 1990; Г.Б. Мейксон, 1991; М).
Актуальность
И так начнем с вопроса – нужна ли оценка?
Вот уже несколько лет говорят о зачетной системе в области физической культуры.
Я являюсь противником грядущего нововведения – зачетной системы. Во-первых, оценка является одним из самых мощных путей мотивации детей к изучению предмета. Если убрать этот стимул к хорошему освоению предмета, то сразу катастрофически снизится посещаемость, а также желание детей качественно усваивать материал. Первый вопрос, который будут задавать дети: «А что нужно для получения зачета?» И, поверьте, никто ничего лишнего не сделает. Конечно, можно ужесточить требования к зачету, но до каких пор? И смогут ли все (дети, учителя физкультуры) выполнять и требовать одинаково?
Во-вторых, оценка является как бы связующим звеном в отношениях между детьми, учителями и родителями. Если отметки по физкультуре не будет, как вы думаете, пойдут ли к нам родители на собраниях, будут ли хоть как-то заниматься со своими детьми? По-моему, это возможно теперь лишь только в таких случаях, когда у ребенка предвидится «незачет» по предмету.
В-третьих, отметка является еще и организующим звеном для детей. Не хочешь получить плохую отметку – не пропускай уроки, не забывай спортивную форму, старайся на уроках и тогда добьешься желаемого. Как же без отметки ученик сможет оценить, стал ли он лучше? Что в прошлом году «зачет», что в этом году. А прибавил ли я, добился ли улучшения? Зачетная система ответа на этот вопрос не дает.
И в-четвертых. Представьте себе, по всем предметам дети получают отметки, а по физкультуре – нет. Сможет ли подобное решение поставить наш предмет в один ряд со всеми остальными? Нет, даже наоборот. Отношение детей, родителей, коллег и администрации школы к физкультуре станет сразу другим. Статус предмета упадет и практически будет приравнен к факультативу. Вспомните свои студенческие годы. По самым важным предметам мы всегда сдавали экзамены с отметкой в зачетной книжке: отметка влияла на стипендию, «цвет диплома» и т.д. А по другим предметам мы сдавали зачеты, которые ни на что не влияли, нужно было только этот самый зачет получить. Согласна, что в жизни каждого найдется случай в памяти, когда и зачет был сильнее экзамена. Но это лишь единичные случаи. И с трудом верится, что зачет по физкультуре нам дадут сделать таким уж сложным.
Оценка и отметка
Прежде чем мы выясним, почему есть такая тенденция в оценивании, давайте четко определим, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оценки. «Пятерки», «четверки», «тройки» – это все отметки. Оценка же может быть самой различной.
Словесная оценка. Это самая распространенная оценка. Вы похвалили ученика за хорошее выполнение упражнения, помощь учителю. Вы пожурили рассеянного ученика за невнимательность. Вы не поставили за это никакой отметки, но вы его оценили.
Знак внимания. Да, это тоже вид оценки. Вы жестом похвалили игрока за хорошо выполненное действие, улыбнулись, погрозили пальцем. Этим вы тоже не оставили без внимания деятельность ученика.
Анализ. В короткой беседе с учеником вы подчеркиваете его успехи по сравнению с прошлым годом, месяцем, уроком, в то же время указываете на то, над чем еще нужно поработать, чтобы быть еще лучше.
Как ни странно, но дети очень любят, когда их успехи сравнивают с другими. С одноклассниками, братом или сестрой, учениками других классов, выпускниками. Порой этот вид оценки детям наиболее важен.
Ну и, наконец, отметка. Это то количество баллов, которое получил ученик за свое упражнение, работу на уроке. То, что его обрадует или огорчит, заставит задуматься или, наоборот, оттолкнет от всяких мыслей. Как видите, это тоже всего лишь вид оценивания, но какой сильный!
Варианты оценивания на уроках физкультуры
Так почему же нас хотят лишить отметки? К сожалению, у большинства населения уже сложился стереотип, что учителя физкультуры оценивают детей только по нормативам, совершенно не принимая во внимание способности ребенка. Как девочке с собственным ростом 140 см перепрыгнуть способом «перешагивание» высоту 120 см? Или как выполнить норматив по бегу на короткую дистанцию, если ребенок тяготеет к длинным дистанциям? Подобного рода вопросы звучат многократно. Наверняка сталкивались с подобными вопросами и вы. Тест – норматив – результат – отметка. И все. Такое ощущение, что больше учитель физкультуры оценить ничего не может.
Так что же мы оцениванием и за что выставляем отметки?
Экспертная оценка
Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, техники лыжных ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке.
Шкала нормативов
От выполнения контрольных нормативов нас с вами никто не избавит. Комплекс ГТО, президентские испытания и т. п. Мне думается, что шкала нормативов для оценивания уровня физической подготовленности всегда останется и большинство из нас будет их придерживаться.
Активность на уроке и вне него
Полагаю, что многие из вас использовали такой метод оценивания для поощрения активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, соревнованиях разного уровня и т.д.
Разработка собственных тестов
И этот вариант оценивания используется учителями в современной школе достаточно часто. Наверняка для оценивания учащихся в спортивных играх вы сами составляете требования к отдельным упражнениям. Например, по броскам мяча в корзину, передачам мяча на время с партнером и от стены, по подаче мяча в волейболе через сетку и по зонам и т.п. Подобные тесты составляют даже как контрольные нормативы для абитуриентов при поступлении в физкультурные и педагогические вузы.
Прогресс в обучении
Я думаю, что в своей работе вы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями. Возможно, это не полный перечень того, что оценивают учителя на уроках физкультуры. Но почему-то всегда считают, что мы можем оценивать детей только по нормативам. Лично меня это больно задевает.
Суммативное и формативное оценивание
В отдельных документах по оцениванию можно встретить такие понятия: суммативное и формативное оценивание, а также итоговое оценивание. Чем же они отличаются друг от друга?
Итоговое оценивание включает в себя общий итог работы ученика. Это может быть выставление итоговой отметки за четверть, триместр, полугодие или даже большую итоговую контрольную работу, в которой учитывалось несколько составляющих. Суммативное или, правильнее, саммативное оценивание– оценивание по итогам пройденной темы. Это может быть зачет, финальный тест, контрольное тестирование и т. п. Словом, оценивание не одного урока, а целого периода обучения. Формативное оценивание, наоборот, подразумевает оценивание деятельности ученика на отдельно взятом уроке. Здесь может быть его активность на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Кстати, формативное оценивание не всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий жест являются видами формативного оценивания.
Шкала оценивания
Долгое время вопрос о шкале оценивания в нашей стране не стоял. Учителя всей страны оценивали детей по пятибалльной системе. Большинство школ продолжают использовать подобную шкалу оценивания и сейчас. Но ряд школ отходит от этого однообразия и начинает использовать другие шкалы оценивания. Есть школы, в которых 7, 10, 20-балльные системы оценивания. Есть и такие, в которых 100-балльная шкала. Я считаю нашу привычную 5-балльную систему устаревшей. Да и была ли она пятибалльной? Отметки «0» не было никогда. Многие ли из вас ставили детям отметку «1»? Думаю, что у каждого из нас такие случаи единичны, а то и вовсе отсутствуют. Даже за «двойки» на уроках нам приходилось выслушивать упреки от администрации школы. Вот и выходит, что из пятибалльной шкалы мы превратили систему оценивания в трехбалльную, где есть «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Но ведь как часто нам приходится подчеркивать разницу между одной «четверкой» и другой. Эта «тройка» и та «тройка», как выясняется, не одно и то же. Так и появляются в нашей речи «четверки с плюсом» и «тройки с минусом». А ведь при более широкой шкале оценивания этих минусов и плюсов можно избежать и четко определить разницу в оценивании одного ученика и другого. В связи с введением нескольких шкал оценивания возникает проблема сопоставления разных шкал. В таком случае удобнее всего пользоваться процентным соотношением баллов к нашей пятибалльной шкале. Так, отметке «5» соответствует не менее 85% от максимально возможного числа баллов, отметке «4» – диапазон от
Новые системы оценивания
Хочу проанализировать некоторые системы оценивания. Предлагаемые системы достаточно сложны в использовании, но для целеустремленного, думающего учителя вполне применимы..
1. Разноуровневая система оценивания.
Я начинал преподавать еще в Куйбышевском районе (ныне это Восточный округ) в школе № 1080. В школе два больших спортивных зала, и уроки для мальчиков и девочек мы проводили отдельно. Например, в школьное расписание одновременно вносились уроки в 4-м «А» и 4-м «Б». Мальчики обоих классов занимались в одном зале с одним учителем, девочки – в другом зале с другим преподавателем. Тогда направлением работы всей нашей школы было разноуровневое обучение.
Как можно организовать на уроке физкультуры это оценивание? Его лучше всего строить на основе результатов тестирования учащихся. Ведь результаты тестов в первую очередь должны быть нужны нам, учителям физкультуры. Кроме того, между уровнем физической подготовленности и способностями детей к обучению, освоению двигательных навыков существует тесная связь.
Нужно создать рейтинг физической подготовленности учащихся: выписать все результаты детей в параллели по проводимым в школе тестам: челночному бегу, подтягиванию на перекладине, подниманию туловища за одну минуту, наклонам вперед, прыжкам в длину с места и бегу на выносливость, а затем составить рейтинг тестирования. Принцип самый простой – по наименьшей сумме мест, занятых учащимся в каждом тесте. Занятые места по всем показателям суммируются, и тот, у кого сумма наименьшая, занимает первую строчку в рейтинге. Остальные места распределяются по возрастанию суммы набранных баллов (мест).
Затем все мальчики двух объединенных классов (например, 32 человека) делятся на 4 группы (отделения). Группу «А» составляют сильнейшие ребята, занимающие места с 1-го по 8-е. Группу «Б» – мальчики, занимающие места с 9-го по 16-е, группа «В» – для мальчиков, занимающих места с 17-го по 24-е, и в группе «Г» – замыкающие список рейтинга. В своей работе мы с коллегами практически постоянно используем метод круговой тренировки.
Такое деление по группам нам очень помогает в работе. Нам не приходится теперь каждый раз делить детей на подгруппы. Каждый из них знает свою группу и занимается с ней. А мы благодаря такому делению стали использовать различные упражнения для групп на каждой «станции». Естественно, что группе «А» упражнения подбираются с опережением программы, а для группы «Г» – наоборот, облегченный вариант, да и дозировка упражнений у них меньше. При этом описание упражнений находится на каждой «станции», где четко написано, что здесь необходимо выполнять ребятам из группы «А», что – ребятам из группы «Б» и т. д. В зависимости от задач урока учитель может больше уделить внимания то одной, то другой группе. Вы бы видели, как загорелись глаза детей при появлении рейтинга! С каким усердием стали они относиться к тестированию, которое мы проводили каждую четверть! Все хотели добиться лучшего результата по сравнению с предыдущим тестированием и повысить свой рейтинг.
А как же оценивание? Такое деление детей на группы позволяет учителю не только подбирать разноуровневые задания, но и соответственно оценивать детей внутри своих групп. При таком подходе выполнение разных упражнений разными детьми не создает никакой дискомфортной ситуации на уроке. Никто не посмеется над твоей ошибкой, и в то же время все упражнения становятся доступными, и у ребят появляется желание добиться большего и перейти в другую группу. Кстати, при итоговом оценивании высшим баллом всегда отмечается ученик, который по результатам очередного тестирования перешел из одной группы в другую. Сумел удержаться в своей группе – тоже хорошо, опустился вниз, – значит, хорошей отметки у тебя не будет. Таким образом, само по себе пребывание в сильнейшей группе еще не гарантирует высокой отметки по предмету и наоборот. Надо сказать, что в наше время, время всеобщей компьютеризации, эта система оценивания стала более доступной. Но сразу подчеркну, что лучше всего ее использовать при работе в начальной школе или с детьми не старше 6-го класса.
2. Рейтинговая система оценивания.
Как и в предыдущей системе оценивания, в основе ее лежит так называемый рейтинг учащихся. Варианты рейтинга могут быть самыми различными. В предыдущей системе оценивания в основу рейтинга были положены результаты тестирования. Для варианта рассмотрим другой пример составления рейтинга. В его основе будут лежать отметки учащихся за выполненные зачетные работы.
Рассмотрим на примере первой четверти. За 18 уроков ученики могут выполнить 6 контрольных работ (зачетов), подлежащих оцениванию. Например, выполнение контрольных нормативов (нормы ГТО или президентские тесты), бег на короткую дистанцию, метание малого мяча на дальность, легкоатлетический кросс, подача мяча и техника передач мяча в волейболе. Максимально возможное число баллов, набранное учеником за четверть, может быть равно 30 (если за все зачетные упражнения ученик получит «пятерки»).
Для того чтобы в четверти итоговая оценка была отличной, ученик должен набрать не менее 85% от максимального числа баллов рейтинга, в нашем случае – не меньше 25 баллов, то есть от 26 и выше.
Для получения «четверки» за четверть ученику нужно набрать не менее 70% баллов, то есть рейтинг ученика должен составлять от 22 до 25 баллов.
Отметка «3» (от 40 до 70% от максимума) должна укладываться в диапазоне от 13 до 21 балла.
На первый взгляд нет никакой разницы с общепринятой (нормализованной) системой оценивания. Однако это не так. Во-первых, ученик должен выполнить все зачетные упражнения, так как невыполнение хотя бы одного зачета не дает ему возможности претендовать на высокую отметку. Таким образом, ученик не должен пропускать уроки, а в случае отсутствия по уважительной причине – получить возможность пропущенный зачет сдать. Это, кстати, прибавляет забот учителю, но, поверьте, это того стоит.
Во-вторых, по набранным баллам можно определять лучшего ученика или ученицу класса, параллели и т. д. Кстати, во второй, третьей, четвертой четверти рейтинг суммируется с рейтингом первой четверти, и тогда оценивание по физкультуре превращается в своеобразное состязание. При равном количестве зачетов у всех классов можно сопоставлять рейтинг учащихся даже всей школы.
Но имеет смысл пользоваться отметками «1» и «2», так как каждый балл, набранный учеником, очень важен.
Предложенная система оценивания работает лучше в среднем и старшем звене (с 5-го по 11-й класс), но, к сожалению, не учитывает формативного (текущего) оценивания.
3. Критериально-рейтинговая система оценивания.
В ее основе также лежит рейтинг учащихся. Здесь каждую четверть ученик стремится набрать 100 баллов. В конце четверти набранные баллы по известной уже схеме переводятся в нужную нам шкалу оценивания. Для «пятерки» надо набрать больше 85 баллов, для «четверки» – более 70 и для тройки – больше 40. Как происходит набор баллов? Рассмотрим это на примере все той же первой четверти. До осенних каникул на уроках физкультуры дети изучают легкую атлетику и спортивные (подвижные) игры. Кроме того, нам рекомендовано именно в первой четверти (примерно в конце сентября) провести контрольное тестирование. Таким образом, на всю первую четверть мы выделяем три больших контрольных работы (кстати, за четверть их должно быть от двух до пяти) и 100 баллов равномерно распределяем между ними: 30 баллов – на легкую атлетику, 30 – на игровые виды и 30 – на тестирование. А где же еще 10 баллов? Оставшиеся баллы учитель оставляет на текущее (формативное) оценивание. Эти баллы набирает или не набирает ученик за активность на уроке и вне него, за помощь учителю, добросовестное отношение к работе и т. п.
Теперь вернемся к суммарному контролю. Как здесь выставляются баллы? Оценивание учащихся проводится по определенным критериям, которые заранее сообщаются детям. Рассмотрим это на примере контрольного тестирования.
Итоговая отметка ученика складывается из четырех составляющих (критериев). Критерий А. Физическая подготовка учащегося. Непосредственно сами практические результаты учащегося очень важны.
Контрольное тестирование
Критерий Б. Техническая подготовленность учащегося.
Техника выполнения упражнений
Критерий В. Прогресс в результатах тестирования. На самом деле именно этот критерий представляет особый интерес для ученика и для учителя, так как он позволяет анализировать динамику физического развития учащихся. Очень важна положительная оценка даже небольших успехов детей.
Прогресс достигнутых успехов
Критерий Г. Отношение к работе. К сожалению, ученики не всегда в тестировании проявляют свои максимальные возможности, а некоторые учащиеся выполняют задания спустя рукава. А при введении оценивания по этому критерию ребята стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой потенциал. Максимум по этому критерию – 5 баллов. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов учитель принимает не субъективно, а на основании предложенного описания, с которым также дети знакомятся заранее.
Так же, как и предыдущие системы оценивания, критериально -рейтинговая позволяет ввести элемент состязания между учениками одной параллели и даже всей школы. Наиболее эффективно данная система оценивания работает в среднем звене (с 5-го по 8-й класс).
4. Критериальная система оценивания.
Эту систему оценивания используют в школах, работающих по программам Международного Бакалавриата, многие школы за рубежом и отдельные школы России. На первый взгляд она достаточно сложна, но давайте попробуем в ней разобраться.
По каждому критерию существует заранее предписанное количество баллов. Так, по критерию А (техника выполнения упражнений) ученик может набрать максимум 10 баллов, по критерию Б (артистичность) – 10 баллов, по критерию В (физическая подготовка) – 6 баллов, по критерию Г (тактическая и теоретическая подготовка) – 6 баллов. Дескрипторы по баллам предлагаются заранее или разрабатываются совместно с учениками. Рассмотрим систему подробнее вновь на примере четверти.
Окончание изучения одной темы предусматривает итоговую работу, скажем, зачет по пройденной теме. В первой четверти это легкая атлетика и спортивные игры. Желательно, но отнюдь не обязательно, чтобы зачет по пройденной теме оценивался по всем вышеперечисленным критериям. Так, по легкой атлетике мы оцениваем физическую подготовку, технику, знание и понимание правил. А на уроках спортивных игр мы также оцениванием технику овладения отдельными элементами, тактическую подготовку. Можно еще разработать специальные тесты по физической подготовке.
Сложнее всего оценить артистичность, но, я знаю, отдельные учителя имеют опыт разработки и таких заданий. Выполнение определенных баскетбольных упражнений под музыку, конкурс эффектных бросков в прыжке, с отскоком от щита, хитроумные комбинации в парах и т. п.
По каждому критерию ученик получает определенное количество баллов. После оценивания по всем критериям баллы суммируются, а затем делятся на максимально возможное число баллов. Полученная цифра (в процентах) переводится в итоговую отметку за зачет на основании рассматриваемой выше переводной шкалы. Например, на зачете по легкой атлетике ученик по критерию А набрал 8 баллов из 10 возможных, по критерию В – 5 баллов из 6 и по критерию Г – 3 балла из 6. Таким образом, сумма его баллов – 16 из 22 возможных. Путем деления и перевода в проценты получаем 72,7%, что соответствует отметке «4» по нашей общепринятой пятибалльной шкале.
Баллы по критериям на каждом зачете фиксируются в школьный журнал. Также заносится в журнал через дробь соотношение набранных баллов от максимально возможного числа. И в самой последней графе – итоговая отметка за зачет. При выставлении итоговой отметки за четверть суммируются баллы, набранные учеником по каждому критерию отдельно, а уже затем вся сумма делится на максимально возможное количество баллов за всю четверть.
Такой принцип при выставлении итоговой отметки является более правильным, так как позволяет объективно учитывать возможность «спорных» отметок. Кроме того, использование критериев и запись их в журнале позволяет найти слабые и сильные стороны каждого ученика. Это, в свою очередь, может оказать помощь в корректировке упражнений, домашних заданий.
Конечно, предлагаемый список может быть более обширным, но это зависит от нас с вами. Ведь за многие годы у населения страны выработался определенный стереотип учителя физкультуры как человека со свистком, ходящего по коридору с мячом, постоянно кричащего на детей и оценивающего их только по нормативам. Давайте же попытаемся изменить его. Если каждый из нас изменит свое отношение к оценке ученика и постарается найти свой вариант решения проблемы, то, может, и отношение к физкультуре в школе изменится.
Теперь давай те поговорим об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой"
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную медицинскую группу разделяют на две подгруппы: подгруппу "А" (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу "Б" (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями).
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.
Спортивная форма для уроков физической культуры в каждом учебном заведении может быть своя по соглашению администрации учебного заведения, учителя физкультуры и учащихся.
При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия справкой, заверенной врачом. На основании приказа директора школы ученик может быть освобожден от занятий в школе, если заранее представлен официальный документ от руководителя секции, клуба, спортивной школы с подтверждением об участии обучающегося в соревнованиях, конкурсах и т.п. По окончании соревнований учащийся приступает ко всем занятиям в школе.
Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под присмотром учителя физической культуры. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок (возможно также теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).
Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры
Учащийся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий:
Учащийся не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Учащийся не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.
Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем.
Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии физических или морально-волевых качеств.
Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий:
Учащийся имеет с собой спортивную форму в неполном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.
Учащийся соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятии.
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.
Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
Учащийся частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо) в зависимости от следующих конкретных условий:
Учащийся имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.
Учащийся соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятии.
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста.
Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично) в зависимости от следующих конкретных условий:
Учащийся имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Учащийся выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе.
Учащийся соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия.
Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста.
Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащийся нашей школы принимает активное участие в школьных, районных, городских соревнованиях за школу имеет право на дополнительные баллы в оценивании его результатов учебной деятельности.
Критерии оценки при итоговой аттестации на уроках физической культуры
При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя
Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 г. №13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой"
Но время движется вперед. Вся страна перешла на новую систему обучения – ФГОС.
Система оценивания тоже изменилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....
Выступление на тему: "Современные педагогические технологии в практике учителя"
Современные педагогические технологии в практике учителя.Цель работы – теоретический обзор современных педагогических технологий.Задачи работы:1. Рассмотреть современные ...
Презентация к выступлению Современные технологии оценивания на уроке физической культуры
Презентация к выступлению на семинаре....
Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)
В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...
Презентация к выступлению по теме "Современные образовательные технологии"
Презентация к выступлению по теме "Современные образовательные технологии"...
Выступление на тему: "Современные технологии в обучении детей с ОВЗ"
Выступление о применении различных педтехнологий в обучении детей с ОВЗ...