Современные технологии оценивания знаний учащихся
методическая разработка по химии
Все ощутимее чувствуется изменения в технологиях обучения. Но вот система школьного оценивания ещё мало изменилась. Школьники часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют истинному результату затраченных усилий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_otsenivaniya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии оценивания знаний учащихся
На сегодняшний день, действительно значительное изменение произошли в обновлении содержания обучения. Все ощутимее чувствуется изменения в технологиях обучения. Но вот система школьного оценивания ещё мало изменилась. Школьники часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют истинному результату затраченных усилий. Не секрет, что наша так называемая пятибалльная система оценивания давно изменилась: на практике чаще используется всего лишь три оценки: «3», «4», «5».
Традиционная (пятибалльная) система оценивания становится недостаточной, так как не учитывает всех требований, предъявляемых к выпускнику школы (умение ставить цель и добиваться её, умение адаптироваться к ситуации, умение общаться, умение ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и применять знания, уметь заботиться о других, быть достойным человеком, сохранить здоровье…). Её существенные недостатки: неполнота, ограниченность, неэффективность.
Как обеспечить объективность оценок?
--Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются:
- разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например, портфель учебных достижений);
- ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и измерители;
- формирование четкого представления о целях обучения, прививание учащимся навыков самоконтроля и самооценки;
- отслеживание динамики усвоения учащимися материала, помогающее обеспечить перестройку и совершенствование образовательного процесса.
Современные методы оценки знаний, умений и навыков
- 1.Программированный контроль.
- В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.
Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
2.Тестирование. По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой.
Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным
ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью".
Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше - содержание базового учебника
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей. В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки
3.«Рейтинговая система оценки качества знаний и умений учащихся на уроке».
С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – рейтинговая система. Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся.
Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей более самостоятельному обучению. Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит так: изложение → вопрос → ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации → действия по добыванию знаний → ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Познавательная потребность всегда приносит радость, тогда как деятельность ради оценки сопровождается напряжением, раздражительностью, обидами и спорами с учителем на тему: «Почему мне поставили эту оценку, а не другую?» Потеря учебной мотивации может привести к образованию разрушающей силы, к глубокой изоляции, к систематическому невыполнению домашних заданий.
Накопление баллов происходит в течение всего урока. Дифференциация различных видов деятельности при рейтинговой системе позволяет каждому ученику выбрать для себя наиболее оптимальные виды деятельности согласно своим индивидуальным способностям, что придает ему больше уверенности в своих силах. Итоговая оценка за урок учащимся выставляется на основе общего количества баллов, которые они набрали за различные виды работы. Оценка в школе чаще ставится за быстроту ответа. Медлительность отдельных учеников при выполнении заданий может сослужить им плохую службу. Тогда как использование рейтинговой системы оценивания поможет решить данную проблему.
Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает, что, разумеется приведет к повышению качества знаний.
Правда, использование рейтинговой системы порождает для учителя две серьезные проблемы: оценить различные виды деятельности в баллах и привести баллы в соответствие с пятибалльной системой
Оценивается работа по следующим правилам:
Шкала оценки:
«5» - 90-100%
«4» - 75-89%
«3» -51-74%
Введена система дополнительных баллов:
- за выполнение индивидуальных заданий
- за аккуратность выполненной работы
- за выполнение домашней работы в полном объеме.
Штрафные баллы, которые вычитаются из «заработанных» ранее. Штрафные баллы выставляются:
- за пропуски без уважительной причины.
- за несвоевременную выполненную работу и т.д.
Основная цель всех рейтинговых систем заключается в создании условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к учебе и самостоятельной работе.
Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения.
Алгоритм построения урока по рейтинговой системе.
1. Составить технологическую карту урока.
2. Составить памятку, в которой будут раскрыты все условия работы с классом.
3. Распределить по баллам этапы урока, не забывая о значимости содержания каждого этапа урока.
4. Определить количество баллов, начисляемые за дополнительную работу, за своевременное выполнение, в целях поощрения активной работы учащихся.
5. Определить количество штрафных баллов (если есть в этом необходимость).
5. Составить таблицу перевода в 5-балльную систему.
6. Составить карту успешности ученика или группы.
Примерное оценивание этапов урока (деление это условное, приблизительное, распределение баллов может меняться в зависимости от формы и содержания урока).
1. Готовность к уроку – 1 б.
2. Домашнее задание – 3 б.
3. Устный счёт – 3 б.
4. Изучение новой темы – 4 б.
5. Применение полученных знаний (самостоятельная работа, взаимоопрос, тест, исследовательская работа) – 7 б.
6. Работа в группах (организаторские способности) – 5 б.
7. Активность, смекалка, своевременность выполнение работы – 2 б.
Всего за урок: 25 б.
При выставлении оценки за урок применяются следующие расчёты:
10 % от 25 б. – 3 б.
25 % от 25 б. - 6 б.
51 % от 25 б. - 13 б.
Таким образом,
«5» - 22 – 25 б.
«4» - 19 - 21 б.
«3» - 12 – 18 б.
0 - 11 б. (жду на дополнительные занятия)
Данные критерии для различных уроков, различных тем они могут изменяться, например сообщения, зачеты, проводятся не каждый урок, поэтому количество набранных баллов за урок может варьировать.
Преимущества рейтинговой системы:
- Лучшая приспособленность к изменяющимся условиям обучения (гибкость оценки).
- Более справедливая оценка, чем другие (субъективность оценки).
- Более широкий инструмент, не только в плане охвата учебных тем, а в плане оценки компетентностей и достижений обучающихся;
- По этой системе, за счет того, что она более объективная и критерии имеют очень высокий диапазон, меньше травмируется психика ребенка негативным результатом.
- Активность учащихся на уроках по этой системе резко возрастает, так как они заинтересованы в накоплении большего количества баллов, и баллами, полученными за активную работу на уроке.
Недостатки рейтинговой системы:
- В конце четверти приходится немного посчитать, подводя итоги. Но считать приходится по любой системе. А если вести электронный журнал, то в него надо только один раз занести формулы расчета, а затем только выставлять текущие результаты.
- Нужно некоторое время, чтобы дети привыкли. Для этого достаточно 1-2 месяца.
Итак, в современном образовательном процессе, ориентированном на создание условий для становления ключевых компетенций, особое внимание уделяется освоению универсальных учебных действий, так же обязательно предусматривается непрерывная диагностика динамики развития школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценивания знаний учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение»
Критериальное оценивание учащихся 11 класс по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения"...
Требования к оцениванию знаний учащихся.
В работе дано определение текущего контроля и критерии оценивания знаний учащихся по химии....
Системы контроля и оценивания знаний учащихся
Материалы работы творческой группы по проблемам оценивания знаний....
«Оценивание знаний учащихся : теория, психология, практика» Анкета для педагогов
Анкета для педагогов...
Современные технологии оценивания учащихся
В связи с качественными изменениями в структуре, форме и содержании урока, меняются и технологии оценивания. Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены тр...
Статья "Система оценивания знаний учащихся в современной школе"
В статье анализируется принятая в современной российской школе система оценивания знаний учащихся и предлагаеся вариант ее модернизации в соответствии с требованиями ФГОС....
Система оценивания знаний учащихся в современной школе
В своей статье я хочу проанализировать принятую в современной российской школе систему оценивания знаний учащихся и соотнести ее со стоящими перед ней задачами....