Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время
статья по биологии по теме

Бубновская Татьяна Владимировна

            В современном мире возрастает актуальность экологических знаний.  Негативные последствия антропогенного влияния становятся очевидны: загрязнение окружающей среды промышленными отходами,  нехватка питьевой воды,  опустынивание некоторых территорий, изменение климата…

             Осознание того, что человек  является неотъемлемой частью природы, что от разумного отношения к природе зависит не только физическое, но и психологическое здоровье людей характеризует современное общество. Нарушение гармоничных отношений человека и природы приводит к увеличению стрессов, нарастанию равнодушия и агрессии и, как следствие, к увеличению заболеваний.

         Экологическое образование и воспитание являются составной частью духовно-нравственного воспитания молодого поколения.    

   В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр.  В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевают приемами коммуникативной культуры.

             Из опыта работы я привожу пример подготовки к проведению экологической игры по станциям, который может помочь начинающему учителю спланировать и провести аналогичную игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                      средняя общеобразовательная школа № 355 Московского района г. Санкт-Петербурга

учитель биологии ГБОУ СОШ № 355  

Бубновская Т.В.

«Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время»

            В современном мире возрастает актуальность экологических знаний.  Негативные последствия антропогенного влияния становятся очевидны: загрязнение окружающей среды промышленными отходами,  нехватка питьевой воды,  опустынивание некоторых территорий, изменение климата…

             Осознание того, что человек  является неотъемлемой частью природы, что от разумного отношения к природе зависит не только физическое, но и психологическое здоровье людей характеризует современное общество. Нарушение гармоничных отношений человека и природы приводит к увеличению стрессов, нарастанию равнодушия и агрессии и, как следствие, к увеличению заболеваний.

         Экологическое образование и воспитание являются составной частью духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

           Целью экологического образования является развитие экологической культуры поведения учащихся, формирование ответственного  и бережного отношения к природе.

           Перед учителями биологии стоят следующие задачи:

  1. Дать представление  учащимся о современных проблемах окружающей среды;
  2. Развить критическое отношение к результатам деятельности человека;
  3. Научить анализировать собственное поведение в природе, формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.

           В решении этих задач учитель опирается на основные принципы экологического образования:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
  2. Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязи окружающего мира;
  3. Принцип непрерывности обучения, дающий возможность использовать возможности каждого возрастного периода;
  4. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
  5. Принцип нравственности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.

            Существует три основных типа внеклассных занятий:  индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа  -  тесно связана с приобщением учащихся к чтению и составлению рефератов научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, с осуществлением проектной  деятельности, оформлением  результатов работы в виде презентаций.

Групповая и массовая внеклассная работа  обычно осуществляется в кружке, научно-экологическом обществе, и ее успех зависит от сочетания деятельности учащихся в стенах школы и изучения ими природной среды во внеурочное время.

       В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр.  В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевают приемами коммуникативной культуры. Конференции способствуют привлечению учащихся не только к подготовке рефератов и презентаций, но и к экспериментальной работе и личным наблюдениям в природе.  Только сочетание всех типов внеклассной работы позволяет решить задачи, стоящие перед учителем.

                        В рамках традиционной Недели биологии я обычно провожу игры по станциям для учащихся начальной школы, для возрастных категорий 5-6 и 7-8 классов. Используя материал, накопленный за несколько лет, я могу варьировать вопросы, корректируя уровень их сложности, вводить игровые моменты, могу использовать материал для проведения викторин или брейн-рингов, привлекать старшеклассников, которые проводят беседы, викторины, являются ведущими станций. Это позволяет расширить кругозор и тех ребят, которые непосредственно играют, и тех, кто готовит материал к игре. Это стимулирует активность в добывании новых знаний, приобщает к творчеству, формирует гражданскую позицию учащихся по отношению к природе, окружающему миру.  Практика показывает, что желание участвовать в подготовке и проведении игры проявляют не только успешные ученики, но и слабые. А это позволяет им повысить  самооценку, почувствовать свою значимость, что в подростковом возрасте очень важно. Как правило, эти ученики потом и на уроках проявляют большую активность.

              Подготовка к игре заключается в определении участников игры – играет ли команда или участвует класс целиком, выбирается капитан команды, название, девиз, оформляется эмблема или продумываются элементы костюма (например, одинаковые галстуки, шарфики, кепки или футболки и т.д.). Затем в определенный день и час команды собираются в актовом зале. Желательно для создания эмоционального настроя включить музыку.  Когда все команды в сборе, я говорю о цели сбора и выдаю маршрутные  листы, которые подготавливаю предварительно сама или поручаю ведущим станции.  Маршрутный лист содержит:

  1. Название команды
  2. Маршрут движения
  3. Время нахождения на станции
  4. Количество  баллов
  5. Отметку о лучших, наиболее активных учащихся
  6. Дополнительные баллы
  7. Место, занятое командой

Например:



Маршрут движения

Команда 6-а класса «Дружба»



Место


Время


Баллы


Лучшие игроки

Дополнительные баллы

  1. Станция «Юный ботаник»  11 каб.

15.10-15.20

  1. Станция «Охрана природы»  7 каб.

15.20-15.30

  1. Станция «Экологическая»  13 каб.

15.30-15.40

  1. Станция «Домашний зоопарк»  15 каб.

15.40-15.50


Итого:

   

      -

Маршрутный лист может быть оформлен  в виде какого-либо биологического объекта (грибок, цветок, гномик, бабочка, жучок, листок и т.п.) и может отражать связь с названием команды или быть общим по стилю для всех команд.

         На станциях учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы. За правильный ответ ставится 1 балл, за неполный ответ – 0,5 балла. Можно использовать жетоны, заготовленные заранее (например, небольшие открытки или фрагменты), благодаря которым затем легче будет подводить итоги  и выделять лучших игроков.

                  Если правильного ответа на вопрос  не последовало, ведущие сами дают ответ с комментариями. Это позволяет и участникам, и ведущим пополнить свои знания.

По окончании игры команды собираются в актовом зале и, пока жюри (ведущие станции старшеклассники) подводит итоги, можно провести песенную кольцовку. Например, команда исполняет 1 куплет песни, где есть упоминание о живых организмах ( «В траве сидел кузнечик»). Затем следующая команда («Не дразните собак»). Затем – следующая («Черный кот») и т.д.

             Таким образом, игра занимает около 1 часа. Следовательно, это не утомит учащихся и не нарушит их обычный распорядок.

    Лучшим учащимся можно поставить отметки по биологии, можно вручить символические медальки или значки.  Команды-победители награждаются грамотами.

г. Санкт-Петербург

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа

Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....

Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению  мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...

"Ценностная значимость формирования толерантности у учащихся во внеурочное время" - выступление на ШМО воспитателей.

Формировать толерантность - значит помогать детям входить в мир с признанием его многообразия. Это особенно важно в наше время, в котором наметилось провостояние по национальному, религиозному признак...

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...