Опыт проведения интегрированных уроков
статья (10 класс) по теме

Орел Юлия Антоновна

Статья написана в соавторстве с учителями школы "Тутти" Дыгодюк Н.В. и Григорьевой А.С. по материалам двух интегрированных уроков (гармония+сольфеджио+английский язык) в 10 классе, посвященных английским и американским песням. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_provedeniya_integrirovannykh_urokov.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Орел Ю.А., Дыгодюк Н.В., Григорьева А.С.

ГБОУ школа «Тутти», Санкт-Петербург

Опыт проведения интегрированных уроков

Метод интеграции различных учебных предметов в средних общеобразовательных учреждениях в последнее время стал очень популярным. Идея нахождения точек пересечения нескольких дисциплин будит мысль, активизирует творческий потенциал, вызывает энтузиазм, как у учителей, так и у учеников.

Учебное заведение, в котором мы работаем – это ГБОУ школа «Тутти» с углубленным изучением предметов музыки. Вот уже несколько лет методической темой в нашей школе является интеграция предметов общеобразовательного и музыкального циклов. В рамках работы над данной методической темой родилась идея уроков, в которых объединились бы общеобразовательная дисциплина «Английский язык», а также музыкальные дисциплины «Сольфеджио» и «Гармония». Толчком к возникновению этой мысли стал попавший в поле зрения авторов данной статьи сборник популярных английских и американских песен. Мы подумали, что было бы интересно и полезно применить навыки, полученные учениками по английскому языку, сольфеджио и гармонии на нескольких уроках, посвященных подробному ознакомлению учащихся с текстом, музыкой и историей бытования нескольких песен из указанного сборника, а также исполнению этих песен силами самих учащихся. Так родилось два интегрированных урока в 10 классе.

Первый урок из этой серии мы посвятили трем английским песням: «Are you sleeping, brother John?» («Брат Джон, спишь ли ты?»), Limerick tune (мелодия лимерика), «Greensleeves» («Зеленые рукава»).

«Are you sleeping, brother John?» – это английская версия популярного в разных европейских странах канона, в русском переводе известного под названием «Братец Яков». Знакомство с этим каноном ребята начали под руководством педагога по сольфеджио, пропев мелодию с названием звуков и с закрытым ртом (по фразам), а затем исполнив канон двухголосно. После этого, при контроле педагога по английскому языку, ученики прочитали и перевели текст. И, наконец, итог – это исполнение канона учащимися с английским текстом под аккомпанемент одного из учеников (аккомпанемент был подготовлен заранее с педагогом по гармонии). Далее десятиклассников ждал сюрприз: им предложили послушать аудиозапись третьей части первой симфонии Г.Малера, в которой использована тема этого канона, а затем ответить на вопрос: что в ней изменилось? Третья часть первой симфонии Малера – пародийный траурный марш. Замысел этой части родился под впечатлением детской лубочной картинки: звери хоронят охотника и проливают притворные, лицемерные слезы. Темой марша стала песенка-канон «Братец Мартин» (немецкий вариант английского канона «Are you sleeping, brother John?»), переведенная в минор и тем самым как бы притворно омраченная.

Вторая песня – Limerick tune (мелодия лимерика). Учитель английского языка рассказал о жанре лимерика. Лимерик — как указывает Википедия, это форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло. В данном случае лимерик написан амфибрахием (1-я, 2-я и 5-я строки — трехстопным, 3-я и 4-я — двухстопным). Затем работа над этой песенкой строилась по уже отработанной схеме: чтение и перевод текста, пение сольфеджио мелодии лимерика, и, наконец, исполнение лимерика силами учащихся по-английски под аккомпанемент одного из учеников. Жанр лимерика оказался очень привлекательным для нас, учителей. Готовясь к уроку, мы сами сочинили несколько стихов в этом жанре на сюжеты, связанные с сольфеджио, гармонией и английским языком. Мы зачитали ученикам наши заготовки и предложили им самим сочинить лимерик на заданные первые две строки. Для этого мы разделили класс на две группы. Вот, что получилось в итоге:

Учили сольфеджио дети,

Искали диктант в интернете.

Вар.1

Диктант не нашли,

Но к ответу пришли,

Такие вот умные дети!

Вар.2

"Диктант написать,

Не хакером стать!",-

Так выдал им Яндекс в ответе.

Третья песня «Greensleves» («Зеленые рукава») – одна из самых известных английских песен. Яркая, запоминающаяся мелодия вдохновила нас на создание презентации, в которой на фоне инструментальной обработки песни «Greensleeves» показаны в виде слайд-шоу картины с изображением девушек в нарядах зеленых тонов. Далее ученики читали, разбирали и переводили текст; пели, сольфеджируя, мелодию песни, импровизировали бас и верхний голос. В результате, песня «Greensleeves» была исполнена с текстом под аккомпанемент одного из учеников. Попробовав свои силы в исполнении и импровизации, ребята с интересом посмотрели видеоролик, на котором известный британский мужской секстет «The King's singers» исполняет эту песню в вокальной обработке.

Этот урок очень понравился и учащимся, и нам, готовившим урок, и гостям, присутствовавшим на занятии. Это вдохновило нас на создание второго урока из этой серии.

В основу второго урока, который мы проводили в конце декабря, в канун новогодних праздников, легла популярная американская песенка «Jingle bells». На этом занятии ребята узнали историю создания этой песни, подробно познакомились с ее текстом, а затем сами исполнили ее в двух обработках: вокальной (для четырехголосного ансамбля а капелла) и инструментальной (для флейты, гобоя, домры, скрипки и ударных – инструментальный состав выбирался исходя из исполнительских возможностей учеников). Далее ученикам предлагалось послушать разные обработки «Jingle bells» и угадать исполнителей и стиль. Здесь был и джаз, и рэп, и метал, и электронная музыка, и диско – целая палитра музыкальных стилей XX века на примере обработки одной песни! В заключение ребята разгадали кроссворд, для решения которого требовались сведения, полученные на этом уроке. Таким образом, получился увлекательный итог занятия, позволивший в игровой форме обобщить новый материал.

Наш опыт подготовки и проведения интегрированных уроков показал, что это прекрасная и перспективная форма, привлекательная для учеников и учителей, дающая возможность проявить творческую энергию, расширить кругозор, применить знания и умения, полученные на разных предметах. Думаем, что уроки такого типа очень удобны для конца четверти – времени, когда контрольные по предметам уже написаны, и впереди – каникулы. Если опыт, умения и потенциал учителей и учеников объединяются, результат получается качественным, приносит радость и побуждает к новым инициативам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Статья "Опыт внедрения интегрированных уроков естественнонаучного цикла в образовательный процесс и требования ФГОС ООО"

Статья будет интересна всем учителям биологии, ОБЖ, физики, химии, внедряющим ФГОС ООО....

Опыт проведения открытых уроков в хореографическом коллективе

Опыт проведения открытого занятия в хореографическом коллективе "Серпантин". Цели и задачи программы. Структура урока. Фотоматериалы....

Методическая разработка проведения интегрированного урока (занятия) «Сталинградская битва: уроки истории»

Данная методическая разработка интегрированного урока литературы и истории (внеклассного мероприятия) предназначена для учителей литературы и учителей истории, педагогов-организаторов, классных руково...

Презентация для интерактивной доски (опыт проведения открытого урока)

В работе дана презентация, с помощью которой был проведён открытый урок русского языка....

Опыт проведения онлайн-уроков с использованием программы для ЭВМ «Discord»

     Современное образование невозможно представить без включения в процесс обучения и воспитания различного вида цифровых образовательных платформ. Переход на дистанционный форм...