Модель работы по развитию одарённых детей
статья по теме
Работа содержит подходы к орагнизации системы в работе по развитию одарённых детей. Авторская модель содержит ресурсы, учитываемые при составлении индивидуальной образовательной траектории ученика-исследователя Каптыревской школы в Шушенском рйоне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание модели работы по развитию одарённых детей
Заместитель директора МБОУ «Каптыревскя СОШ»
по дополнительному образованию Черданцева Е.А.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В условиях построения инновационной экономики, модернизации российского общества задача системной, эффективной работы с одаренными детьми и молодежью становится особенно актуальной. (Из справки «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и
поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему» от 24 января 2012года)
Исходя из современных требования к организации образовательного процесса, каждой школе необходимо создать программу, способствующую максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, развитию, оказанию адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности. В основе программы- реализация разработанных индивидуальных «образовательных программ» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование его личностного и профессионального самоопределения. Однако нельзя игнорировать такой факт, что при существующая система образования, ориентирована на выполнение стандарта, и в школе возможно ошибочно не заметить одарённого ребёнка. Существующая объективная проблема «нераскрытости» появляется вследствие неграмотности или невнимательности родителей к развитию личности ребёнка, с одной стороны, а с другой, определена самой школьной массовой системой, которая не всегда позволяет увидеть особенные возможности каждого. Школьная образовательная среда должна быть организована таким образом,чтобы была обеспечена возможность развития и творчества как одарённых детей,так и со скрытой формой одарённости.
Можно выделить следующие категории одарённых детей:
• дети с высоким интеллектом, способные в разных областях;
• дети, с высоким интеллектом, способные в определённой области;
• дети, обладающими творческими способностями;
• дети, обладающими прекрасными спортивными способностями ;
• дети, с активной жизненной позицией, с ярко выраженными качествами лидера;
• дети с развитым интеллектом, проявляющие себя ярко «от случая к случаю».
• дети с особыми возможностями, ярко проявляющие себя в прикладных видах творчества.
К работе с категорией «одарённые дети» можно сформировать общие подходы:
1 подход- индивидуализация и дифференциация в обучении;
2 подход- максимальный учёт запросов ребёнка и родителей, разнообразие предоставляемых возможностей
3 подход-совместное сотрудничество с учителем, в котором учитель оказывает сопровождение ребёнка, развивает его самостоятельность в выбранном направлении ,минимализирует своё участие в готовом продукте;
4 подход- свободный выбор, по возможности согласованный с родителями.
При разработке программы по развитию одарённых детей следует выполнить следующие шаги:
• определить основные направления в работе с одарёнными детьми исходя из возможностей образовательного учреждения;
• организовать согласованное социально-педагогическое сопровождение одарённых детей, которое обеспечивает развитие ребёнка в комфортных для него условиях; при котором учитывается не только интенсивность, качество развития, но и здоровьесберегающие факторы;
• провести работу по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности;
• разработать систему поощрения педагогов, оказывающих поддержку одарённым детям;
• создать систему мониторинга продвижения и результативности одарённого ребёнка в школьном пространстве и за его пределами.
Особую заботу составляют подвозные учащиеся из близлежащих сел, которые не всегда могут быть включены в программу развития одарённых детей. Для работы с такими учащимися следует выполнить следующие шаги:
• педагогу организовать тесное сотрудничество с родителями, заинтересованными в развитии ребёнка;
• составить режим занятий, удобный для ребёнка;
• использовать дистанционные формы обучения;
• организовать дополнительное питание во вторую половину дня.
Можно выделить три области, в которых может происходить развитие одарённого ребёнка: интеллектуальная, спортивная, творческая.
В каждой области работает своя программа.
Школьная программа «Формирование и развитие учебно-познавательной ,проектно-исследовательской компетентности школьников» включает школьное научное общество «Энгима», проектное бюро, информационный центр, пресс-центр. Учащиеся под руководством учителей проводят исследовательскую работу, разрабатывают учебные, социальные проекты, участвуют в организации и проведении мероприятий на школьном и сельском уровнях. Результаты одарённые дети демонстрируют на ежегодной научно-практической конференции, фестивалях, выставках, проводят единые уроки, классные часы. Формой предоставления результата деятельности является публичный отчёт.
Дополнительное образование проходит в различных формах: дистанционные курсы, образовательные программы, клубы, кружки.
Целью программы «Содружество муз» является развитие творческой личности и индивидуальности. В программу входит семь долгосрочных программ, реализуемых от3-5 лет: «Искусство рукоделия», «Роспись в танце», «Поёт душа», «Праздник делаем сами», «Чудесные звуки», «Радуга», «Школьный театр», «Народные традиции в костюме». А также программы с сроком обучения 1 год.
Реализация программ по развитию интеллекта, творчества, спортивного мастерства позволяет осуществить главную задачу: создание условий для развития одарённых детей через возможности дополнительного образования по выбору и желанию ребёнка и родителей. Погружение в программы способствует развитию у младших школьников способностей:
-видеть границу между известным и неизвестным;
– соотносить результат своей деятельности с образцом;
– находить ошибки в своей и чужой работе и устранять их;
– выработки критериев для оценки учебной работы;
– обращаться к взрослому с запросом недостающей информации или с просьбой помощи в устранении учебных трудностей, установленных самим ребенком;
– нацеливаться на выявление недостающих способов и средств решения задач, а не на получение их в готовом виде (Г.А. Цукерман);
– вступать в предметную коммуникацию (вести дискуссии) и организовывать свою работу в малых группах:
– владеть приемами и навыками учебного сотрудничества;
– регулировать конфликты, переводя их из эмоционально-личностного в предметно-деловой план;
– понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих партнеров по совместной работе;
– скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата;
– владеть основами важного учебного действия – моделирования. В дальнейшем, в подростковой школе, моделирование становится основным учебным действием.
В подростковом возрасте:
-Выполнять требования, которые предъявляются к уровню их обучения по дополнительным программам;
– переносить способы действия из одной предметной области в другую; строят алгоритмы своих действий;
– решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
– обладать достаточно широким социальным опытом, позволяющим им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.
– определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;
– вырабатывать критерии оценки творческой работы;
– согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем;
– оценивать свою работу по этим критериям;
– сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);
– исправлять допущенные ошибок;
– определять границы способа решения задачи (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);
Предметом контроля и оценки в творческом и спортивном процессе, интеллектуальной деятельности со стороны ребят в это время могут быть:
– собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления («Что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?»);
– последовательность действий при решении поставленных задач («Какие операции, действия мне надо совершить, чтобы решить задачу?»);
– личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала («Чему я научился?»);
– оценка своих возможностей («Могу ли сделать более сложное задание?»);
– самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения («Какие задания могу выполнить хорошо?»).
На данном этапе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные действия учителя по возможности производились исключительно по запросу учащихся, в том числе в момент предъявления учащимися своих результатов (достижений).
В базовую часть школьного образования входят элективные курсы, спецкурсы, которые позволяют углубить знания, развить компетентности через дополнительную работу по определённому предмету. Внеурочная деятельность организована для всех школьников в виде учебных курсов для класса и групп («Почемучка», «Основы информационной грамоты», «ПДДешка», «Театральное мастерство», «Хор»).
В модель работы с одарёнными и талантливыми детьми входит блок «Сопровождения и поддержки». Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог, классные руководители осуществляют психологическую, педагогическую, методическую помощь учащимся и педагогам. Именно эта команда разрабатывает и помогает реализовывать, и, в случае необходимости, корректировать ИОП (индивидуально -образовательную программу) каждого одарённого ребёнка, отслеживает путь продвижения его в школьной образовательной среде и результативность достижений, которые фиксируются в «Портфолио» ученика.
Сопровождение одарённых детей требует повышения квалификации учителей, педагогов и педагогических работников. Повышение квалификации проходит традиционно через деятельность ШМО, Школы молодого учителя , семинаров, Районных методических центров, выездных курсов ПК, участие в конкурсах педагогического мастерства, мастер-классы, обмен опытом. Результаты, достижения предоставляются в «Портфолио» педагогического работника.
В школе есть условия, возможности, кадровое обеспечение современного образовательного процесса и реализации модели работы по развитию одарённых детей.
Модель работы со способными, одарёнными и талантливыми детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация подпрограммы развития "Одарённые дети"
В презентации раскрыта система работы в школе с одарёнными детьми....

Программа развития одарённых детей
Программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности....

Модель работы по развитию одарённых детей
Работа содержит подходы к орагнизации системы в работе по развитию одарённых детей. Данная модель содержит ресурсы, учитываемые при составлении индивидуальной образовательной траектории уч...

Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
Активизация мыслительной деятельности. Работа с одарёнными детьми...

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей
Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...

Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
Активизация мыслительной деятельности как средство развития одаренности...

План работы школы по выявлению и развитию одарённых детей в 2014-2015 учебном году
План составлен по ступеням образования с учётом задач. Учтены основные направления деятельности, средства реализации, ответственные....