"Организация работы с одаренными детьми и учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации в процессе преподавания биологии"
статья
Из опыта работы с одаренными детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике. Это и логично, так как благополучие общества в целом во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. От школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, то есть, быть социально мобильными. Но мы с вами понимаем, что одаренность и гениальность – это не массовое явление и поэтому мы чаще говорим о детях, имеющих повышенную мотивацию к изучению того или иного предмета.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, которые опережают сверстников и обладают признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
В своей работе я придерживаюсь следующей системы. Первым этапом является выявление одаренных и талантливых детей. Одаренные дети - это наши звездочки. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают сложные вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением, изобретательностью. Знание этих особенностей помогает мне на практике увидеть таких детей.
Я начинаю присматриваться к детям сразу в 5 классе, как только взяла класс. Какими-то особыми методиками по выявлению таких детей я не пользуюсь, самая главная методика – это опыт, который позволяет увидеть эти заинтересованные глаза, которые тебя изучают, проверяют, оценивают. И на этом этапе важно «влюбить детей в себя». На уровне 5 класса вызвать интерес к предмету стараюсь различными творческими заданиями, занимательными опытами. В этом году, например писали рассказы о своих домашних животных, сказку про плесень, изготавливали книжки о лекарственных растениях, буклеты о съедобных и ядовитых грибах. Ну и конечно, зацепить детей в этом возрасте помогает работа с микроскопом. Поэтому провожу лабораторные работы не только по программе, а некоторые только для того, чтобы развить интерес к предмету.
Определив таких ребят, я должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Многие утверждают, что все качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности.
Основной вид нашей деятельности – это урок. На уроках я практикую дифференцированное обучение, то есть на уроке даю программный материал и олимпиадный уровень. Ну, например, изучая строение бактерий уже в 5 классе я ввожу понятия: прокариоты- эукариоты, автотрофы-гетеротрофы, анаэробные-аэробные. Такую методику я провожу и в других классах. Например, строение нефрона, строение кожи. Этот прием использую почти на каждом уроке, оговаривая и стимулируя детей, что это конечно, материал повышенного уровня сложности, но, учитывая потенциал вашего класса и чтобы быть конкурентноспособными на различного уровня олимпиадах, я думаю вы этот материал усвоите.
Результат – это то, что мои учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах разного уровня. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Чтобы еще больше заинтересовать ребенка и уже с 7-8 класса поставить цель и упорно к ней идти, я предлагаю детям участвовать только в тех олимпиадах, которые утверждены Министерством образования. Это всероссийская олимпиада школьников, Будущие исследователи – будущие науки, олимпиада СПбГУ. И вот здесь, очень важно – взаимодействие с родителями. Я всегда выхожу на родителей, стараясь подсказать, помочь, направить, дать рекомендации. На родительском собрание я разъяснила своим родителям, что есть смысл уже в этом году пробовать себя, так как льготы (победители и призеры) сохраняются в течение 4-х лет.
Мне, как учителю, повезло в жизни. Я считаю, что если ты зажег, хотя бы одну звезду, то ты можешь считать себя реализовавшимся. У меня такая звездочка есть – Молькова Мария. Она с 6-го класса являлась победителем школьных и районных олимпиад по биологии. В 9-м классе мы вышли на областной уровень. В 9-м классе заняли 17 место из 20. В 10-м классе – 13 место. А в 11-м классе Маша стала призером всероссийской олимпиады школьников. И стала участником заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, который прошел в Саранске. Благодаря этому наша школа вошла в число лучших школ России. Также с 9-го по 11-й класс мы участвовали в олимпиаде «Будущие исследователи – будущие науки», в 11-м классе призер. И также три года мы участвовали в олимпиаде СПбГУ. Олимпиада этого учебного заведения отличается от всех остальных олимпиад. Нет тестовых заданий с выбором ответа. Все задания с рисунками, на умение анализировать, логически рассуждать, моделировать. И в 11-м классе Маша стала победителем этой олимпиады. Она получила приглашение от СПбГУ. Маше нужно было сдать ЕГЭ по биологии не ниже чем на 75 баллов. Она сдала – 96 баллов. Я горжусь тем, что сыграла ключевую роль в выборе ее жизненного пути, Маша сейчас учится на биологическом факультете СПбГУ.
Сейчас у меня тоже есть подрастающие звездочки. Фролова Е., Бицулова Д., Лисенков А. Эти ребята являются победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в этом учебном году. Причем, Фролова Е., прошла отборочный тур, который проходил очно, в ННГУ и попала в смену «Одаренные дети» в ДОЦ «Лазурный».
В этом году мы, с этими ребятами участвовали в «БИ-БН». Стали призерами отборочного тура и участниками заключительно этапа. Я считаю для первого раз неплохой результат. В заключительном этапе принимало участие 93 человека. У Бицуловой Д. – 20 результат, причем лучший результат в области 58, у Даши – 52. Недалеко от нее Саша и Лиза.
СПбГУ. Результаты: отборочный этап – победители, все трое. В заключительном этапе – участие.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои ученики принимают участие в различных конкурсах биологической направленности, научно-практических конференциях. Результат тоже есть: 1 место в муниципальном этапе областного конкурса «Я рисую мир» , номинация «Экология будущего», 1 место в муниципальном этапе областного конкурса «Экоэнергия» - Фролова Е.
Одним из методов воспитания мотивированных детей является проектная деятельность. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Правильная организация исследовательской работы способствует формированию у школьников творческого мышления, воспитанию самостоятельности в принятии конкретных решений, развитию навыков сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в процессе коллективного решения исследовательских проблем.
Результатами работы можно считать следующие достижения. Фролова Е. стала призером районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», Фролова Е., Волгунова А. стали лауреатами областной конференции школьных исследовательских проектов. Фролова Е. получила диплом 1 степени XIII региональной естественнонаучной конференции «Школа юного исследователя».
Но не все дети, склонные к высоким достижениям, могут демонстрировать их сразу, некоторые еще не раскрылись, может в силу замкнутости или скованности. Такие дети лучше открываются в неформальной обстановке. Поэтому большое значение в своей работе я уделяю внеурочной деятельности. Тем более, что в условиях реализации ФГОС внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образования. Мы успешно реализовали социально-экологический проект «Улучшение экологического состояния Вадского озера», участвовали в работе IX Всероссийской молодежной экологической Ассамблеи. Планируем в этом году принять участие в международном форуме «Великие реки-2018», который состоится 15-18 мая 2018г.
Для развития одаренных детей широко использую информационные технологии. Интернет-технологии предоставляют возможность поучаствовать в дистанционных конференциях, проектах, конкурсах.
В этом году мы участвовали в интернет-конкурсе на «Лучший экорепортаж», который проводило экологическое движение «Зеленая Россия» и получили национальную премию «Экологический Оскар». Церемония награждения состоялась 12 декабря, в Москве. Мы с ребятами и родителями ездили на награждение, которое происходило на выставке «Экотех-2017». Моих детей буквально зажгла эта выставка, где мы познакомились с передовыми экологическими технологиями. Ребята воочию увидели для чего нужно учить биологию, где можно найти применение своим знаниям, поверили в то, что в нашей стране делаются шаги в направлении – экологизация промышленности и сельского хозяйства, и даже позаимствовали некоторые идеи.
Я считаю, что одаренные люди должны быть социально значимы. Поэтому, мы активно пропагандируем здоровый образ жизни. Ежегодно участвуем в районном фестивале-конкурсе «День НЕ зависимости». В течение двух лет являемся победителями этого конкурса.
Мы участвовали в XIII Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», стали победителями муниципального этапа в номинации «Ведущие за собой».
Мы принимали участие во Всероссийской творческой олимпиаде и стали дипломантами III степени.
Существует такое мнение, что с одаренными детьми работать легко, они и так умные. На самом деле это не так. Интересно да, но нелегко. Ты должна быть постоянно на уровне, развиваться и совершенствоваться, постоянно подогревать интерес и к предмету и к себе. Если ты сама не будешь гореть и будешь ребенку не интересна, он не пойдет за тобой. Я не боюсь, а очень люблю любознательных, дотошных детей, которые иногда ставят тебя в тупик своими вопросами. Я не стесняюсь сказать, что я что-то не знаю, а наоборот стараюсь использовать эту ситуацию, чтобы еще больше мотивировать ребенка.
Если тебя заинтересовал этот вопрос, вот именно ты к следующему уроку и помоги нам разобраться в этом вопросе. Ведь учитель все знать не может и это лишь один из источников знаний. А главная заслуга учителя в том, чтобы ребенок захотел эти знания искать.
Также показателем работы с одаренными детьми являются результаты ЕГЭ.
Год | Кол-во выпускников, сдававших экзамен | Учитель | Ниже минимального | Выше минимального | Средний балл | Средний балл по школе | Средний балл по району | Средний балл по области | Средний балл по РФ |
2014 | Проф-6 Баз.-5 | Мирошникова Е.Е.
| 0 | 6 (54,5%) 5 (45,5%) | 71,6 52,4 | 62,91 | 57,75 | 58,40 | 54,4 |
2015 | Проф-10 Баз.-6 | Мирошникова Е.Е. | 0 0 | 10 (62,5%) 6 (37,5%) | 65 52 | 60,19 | 58,11 | 57,61 | 53,6 |
2017 | Проф-5 Баз.-8 | Мирошникова Е.Е. Буланкина Л.В. | 0 0 | 5 (38%) 8 (62%) | 56 53,9 | 54,7 | 54,7 | 54 |
|
Вот такая кропотливая и разнообразная работа с учащимися позволяют моим ученикам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах нашего края и России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учению
Материал позволяет классифицировать различные типы детской одаренности, выбрать формы работы с одаренными детьми....
Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей
Немного советов по работе с высокомотивированными учащимися....
Организация работы с одарёнными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики
Педагогический проект на аттестацию...
Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."
Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021
Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021...
«Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики.»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, п...