Сущность гуманистической парадигмы .
статья по теме
Сущность гуманистической парадигмы может быть лучше понята при её сопоставлении с традиционной методологией образования. Материал представлен в виде сравнительной таблицы по критериям : взгляд на сущность образования, ценности , цели, содержание, технологии, отношения между педагогами и учащимися,оценка результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanisticheskaya_paradigma_v_sravnenii_s_traditsionnoy_metodologiey_obrazovaniya.docx | 14.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность гуманистической парадигмы.
Гуманистическая парадигма в сравнении с традиционной методологией образования.
Критерии сравнения | Традиционная парадигма | Гуманистическая парадигма |
Взгляд на сущность образования | Образование-процесс и результат овладения человеком ЗУНами, способами мышления, необходимыми для его включения в социальную и культурную жизнь общества. | Образование-это становление человека, обретения им себя , своего образа. |
Ценности | Ценность человека определяется его познавательными возмож - ностями. Человек ценен не сам по себе,а лишь как носитель определённого стандартизиро-ванного знания и поведения | Ценностное отношение к ребёнку как к субъекту жизни, свободной личности , имеющей потребность в саморазвитии. |
Цели | Сохранение и передача наиболее существенных элементов культурного наследия цивилизации – знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как сохранению социального порядка, нормативного поведения, так и индивидуальному развитию | Созданиеие условий для развития личности ребёнка, его индивидуальности, помощь и поддержка каждому ребёнку в его индивидуальном саморазвитии и самоопределении. |
Содержание | Содержание программ основывается на базовых, определённых стандартом знаний, умений и навыков.обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида. | Содержание образования включает ценностный (аксиологический ), познавательный (когнитивны ) , креативный, личностный компоненты. Наполненность содержания обучения жизненно важными проблемами учащихся. |
Технологии | Ориентированы на передачу и усвоение ребёнком «точного» научного познания\, необходимого для совершенствования практики. | Ориентированы на развитие внутреннего мира, на межличностные отношения, на формирование компетенций, на интеллектуальное, творческое развитие. |
Отношение между педагогами и учащимися | отношение субъект-объективные. Педагог управляет процессом, учащиеся выполняют указания. Осуществляется обмен знаниями. | Отношения субъет-субъективные. Выстраиваются на принципах диалога, сотворчества, сотрудничества, взаимной ответственности за свободный ыбор своей позиции. Осуществляется обмен личностными смыслами, духовными ценностями. |
Оценка результатов | Отметка | Позитивное оценивание; бальное, сертифицированное, вербальное, материальное. Развитие способностей у детей к оценочной деятельности. |
Таким образом, гуманизация образования – это :
1) взгляд на образование как на самопроектирование и обретение человеком своего « Я » ( главная миссия школы –создание максимально благоприятных условий для само -образования ) ;
2)личностно – ориентированное обучение ( акцент на развитие личностно – смысловой сферы учащихся, их рефлексивной культуры, на вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания обучения );
3) признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его образовательной траектории (признание ценности совместного опыта ,роли учителя как организатора образовательной среды,в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и испльзуя соответствующую технологию обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования
Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...
Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования»
Формирование ценностно-мировоззренческой компетентности - это формирование мировоззренческих ценностных принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьни...
"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."
Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....
Статья «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»
В последнее время происходит резкая переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Со...
Необходимость разработки новой парадигмы школьного образования сельских территорий
Концептуальные идеи развития сельской школы как факторы социально-экономического и духовно-нравственного развития села....
"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."
Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....
Особенности проектирования урока в гуманистической парадигме образования
О современном понимании качества образования как интегральной характеристики системы образования отражающей степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требования...