Сущность гуманистической парадигмы .
статья по теме

Сущность гуманистической парадигмы может быть лучше понята при её сопоставлении с традиционной методологией образования. Материал представлен в виде сравнительной таблицы  по критериям : взгляд на сущность образования, ценности , цели, содержание, технологии, отношения между педагогами и учащимися,оценка результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность гуманистической парадигмы.

Гуманистическая парадигма в сравнении с традиционной методологией образования.

Критерии сравнения

Традиционная  

парадигма

Гуманистическая  

парадигма

Взгляд на сущность образования

Образование-процесс и результат овладения человеком ЗУНами, способами  мышления, необходимыми для его включения в социальную и культурную жизнь общества.

Образование-это становление человека, обретения им себя , своего образа.

Ценности

Ценность человека определяется его познавательными возмож - ностями. Человек ценен не сам по себе,а лишь как носитель определённого стандартизиро-ванного знания и поведения

Ценностное отношение к ребёнку как к субъекту жизни, свободной личности , имеющей потребность в саморазвитии.

Цели

Сохранение и передача наиболее существенных элементов культурного наследия цивилизации – знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как сохранению социального порядка, нормативного поведения, так и индивидуальному развитию

Созданиеие условий для развития личности ребёнка, его индивидуальности, помощь и поддержка каждому ребёнку в его индивидуальном саморазвитии и самоопределении.

Содержание

Содержание программ основывается на базовых, определённых стандартом знаний, умений и навыков.обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида.

Содержание образования включает ценностный (аксиологический ), познавательный (когнитивны ) , креативный, личностный компоненты. Наполненность содержания обучения жизненно важными проблемами учащихся.

Технологии

Ориентированы на передачу и усвоение ребёнком «точного» научного познания\, необходимого для совершенствования практики.

Ориентированы на развитие внутреннего мира, на межличностные отношения, на формирование компетенций, на интеллектуальное, творческое развитие.

Отношение между педагогами  и учащимися

отношение субъект-объективные. Педагог управляет процессом, учащиеся выполняют указания. Осуществляется обмен знаниями.

Отношения субъет-субъективные. Выстраиваются на принципах диалога, сотворчества, сотрудничества, взаимной ответственности за свободный ыбор своей позиции. Осуществляется обмен личностными смыслами, духовными ценностями.

Оценка результатов

Отметка

Позитивное оценивание; бальное, сертифицированное, вербальное, материальное. Развитие способностей у детей к оценочной деятельности.

Таким образом, гуманизация образования – это :

1) взгляд на образование как на самопроектирование и обретение человеком своего « Я »  ( главная миссия школы –создание максимально благоприятных условий для само -образования ) ;

2)личностно – ориентированное обучение ( акцент на развитие личностно – смысловой сферы учащихся, их рефлексивной культуры, на вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания обучения );

3) признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его образовательной траектории (признание ценности совместного опыта ,роли  учителя как организатора образовательной среды,в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и испльзуя соответствующую технологию обучения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования»

Формирование  ценностно-мировоззренческой компетентности - это формирование мировоззренческих  ценностных  принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьни...

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Статья «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»

В последнее время происходит резкая  переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Со...

Необходимость разработки новой парадигмы школьного образования сельских территорий

Концептуальные идеи развития сельской школы как факторы социально-экономического и духовно-нравственного развития села....

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Особенности проектирования урока в гуманистической парадигме образования

О современном понимании качества образования как интегральной характеристики системы образования отражающей степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требования...