Здоровьесберегающие принципы использования ИКТ на уроках.
статья по теме

Рассказова Юлия Николаевна

 

Создание собственных образовательных ресурсов, использование ИКТ  с позиции здоровьесбережения показывает  уровень компетентности  учителя в этом вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие принципы использования ИКТ на уроках.

Рассказова Юлия Николаевна

МБОУ «Топкановская ООШ» Каширского района МО

учитель математики и физики

За десять лет с начала широкого внедрения компьютеров в образование мы многое узнали об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), об их потенциале для развития национальной образовательной системы. Тем не менее, и сегодня мы продолжаем  сталкиваться с насущными и трудно решаемыми проблемами информатизации школы. Эти проблемы возникают из-за стремительного развития технологий, недостаточных финансовых вложений, из-за отсутствия ясного видения роли учителей, которые используют мощь ИКТ для повышения уровня образовательного процесса в школе и за ее пределами.

Одним из важных уроков прошедшего десятилетия стало осознание обществом того факта, что информатизация образования – многогранный  процесс, затрагивающий требования к компетентности педагогов, учебные материалы, средства ИКТ, мотивы повседневной работы учащихся и учителей.

Но, по моему мнению, кроме вышеназванных аспектов, обязательно нужно затрагивать еще проблему здоровьесберегающих принципов использования ИКТ на уроках.

В течение ряда лет я собираю информацию по этому вопросу.

Так что же сделано за данный период времени?  

Во - первых, с 1 сентября 2011 год были введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", в которых регламентируется продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках, описаны гигиенические требования к кабинетам, где используются персональные компьютеры.

Во-вторых, большинство педагогов прошли обучение по ИКТ, что позволило им  «повзрослеть» в области применения компьютерных технологий на уроке, осознав тот факт,  что всякая информация, преподносимая ученику, должна соответствовать определенным требованиям не только с точки зрения методики  применения ИКТ на уроке, но и с точки зрения сохранения здоровья школьников.

Вспомним,  как высоко лет десять назад в глазах своих коллег выглядел учитель, который мог сам создать компьютерную презентацию,  напичканную  всевозможными «эффектами». Сейчас же подобные «эффекты» говорят о том, что   пользователь начинающий, не обладающий достаточной компетентностью использования ИКТ.

А ведь презентация  – это форма объединения различных видов информации в одном документе, предназначенном для показа на экране. Она призвана выполнять на уроке обучающую и информационную функцию, поэтому, как и другие средства обучения должна строиться на здоровьесберегающих принципах, другими словами повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление, а значит и не ухудшать здоровье ребенка.

 Опросы учащихся показывают, что частое использование презентаций подавляет интерес учащихся, притупляет внимание, поэтому  не стоит перегружать ими процесс обучения.  Кроме того, оборудование и накопленные материалы позволяют использовать другие формы изучения  материала: просмотр видеофрагментов, видеоэкскурсии,  обучающие практические курсы, электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, компьютерные образовательные программы  и другое.

Но не все они, или не все в них, устраивает учителя: либо это не соответствие учебнику, по которому учитель ведет обучение, либо структуре  урока, который он задумал; либо представление информации в данном ресурсе мало отличается от представления информации в обычном учебнике. Поэтому учитель вынужден сам создавать свои собственные образовательные ресурсы.

Программа MS PowerPoint представляет учителю для этого много возможностей: это использование текстовой, графической, звуковой и видео-информации.  Мультимедийная презентация, созданная в этой программе, может стать хорошим дидактическим средством.

Актуальность состоит в том, что создание собственных образовательных ресурсов с позиции здоровьесбережения показывает  уровень компетентности  учителя в этом вопросе.

Так в чем же заключается эта компетентность?

При создании презентаций необходимо соблюдать ряд психофизиологических требований по рациональному применению цвета, цветовых сочетаний, а также некоторых особенностей восприятия информации, потому что это все влияет на самочувствие ребенка, на его психологический комфорт, а вследствие этого  и на общее состояние его здоровья.

Остановимся на некоторых из них.

Особенностями взаимодействия человеческого организма с цветом интересовались еще издревле. Сегодня метод лечения цветом часто используется  медиками   для борьбы с серьезными заболеваниями  в свете комплексной терапии и скорейшего выздоровления пациента.

Поэтому цветовая гамма, используемая в презентации очень важна, ведь через глаза поступает 90 %  информации из окружающего нас мира. От того, как цвет текста сочетается с цветом фона, будет зависеть воспринимаемость текста учащимися.

 Вопросы цветового дизайна достаточно сложны, но основы выбора цветовых сочетаний должен знать каждый. Во-первых, цвет фона и текста должны быть контрастными и не «резать» глаз. Во- вторых, более яркие цвета сильнее привлекают внимание человека, но тут важно не переборщить.  Нужно знать, что наиболее ярко воспринимается черный цвет на желтом фоне. Далее шкала убывания яркости выглядит следующим образом: зеленый и синий на белом, белый на синем и зеленом,  черный на белом, желтый на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном, красный на зеленом.

 Цвет слайда не должен подавлять ассоциации восприятия, поэтому, обдумывая дизайн, лучше в вопросе подбора цветовой гаммы довериться профессионалам. Например, шаблоны оформления слайдов, предлагаемые в программе MS PowerPoint  и содержащие готовый фон и «палитру» цветовых оттенков созданы специалистами с учетом правил цветового дизайна, а значит, не будут вредить здоровью учащегося.

Восприятие текста на слайде тоже влияет на здоровье ребенка, а именно на его зрение. Поэтому  создание текста тоже должно соответствовать  принципам здоровьесбережения.

Если текст имеет более восьми строк, то лучше не применять анимацию, т.к. следя за движением текста, ученик не будет усваивать информации. Также  лучше избегать перегрузки слайда текстом. При создании слайда текст формулируйте коротко, используя  не более восьми строк, лучше создавать  текст из 3-4 строк, что соответствует предъявляемым к составлению презентации требованиям. Размер шрифта необходимо выбирать  не менее 36 пунктов, особенно при создании тестовых заданий, чтобы их было видно с задней парты (многие наши дети плохо видят и с первой парты).

При использовании графиков, рисунков, репродукций, фотографий в  презентации  необходимо соблюдать ряд условий:

  • Ни один элемент (графики, рисунки, репродукции, фотографии) не должны размещаться на слайде случайным образом;
  • Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту ребенка;
  • Демонстрируемая наглядность  должна быть точно согласована с содержанием материала.

Таким образом, компетентный в вопросах использования ИКТ учитель помнит, что с точки зрения здоровьесберегающих принципов,  форма представления информации в электронном виде, как и в традиционных средствах – книгах, не менее важна, чем содержание. Ведь это связано со здоровьем нашего подрастающего поколения.  

И не следует забывать, что компьютер – это только инструмент! Как и любой инструмент, он зависит от того, кто его применяет. Поэтому хочется пожелать  учителям следующее: помните, что учащиеся не должны стать  «заложниками» использования ИКТ на уроках, т.е. их применение не должно отражаться на здоровье детей.

Литература

1.http://brezgalova-lichnost.ru/proekti/vzaimosvyaz-tsveta-i-nastroeniya.html

2. http://ru.iite.unesco.org

3.Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? М: – Первое сентября, 2011, – с. 5–9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного ...

Выступление на ШМО "Здоровьесберегающие принципы деятельности общеобразовательного учреждения. Школа содействия укрепления здоровья".

Данный материал поможет коллегам подготовиться по данной теме. Вам только останется подставить свои данные по определенным позициям....

Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка

В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка...

Методическая разработка урока по теме «Gesundes Essen» «Здоровая еда» в 5 «В» классе с использованием здоровьесберегающих принципов образовательного пространства урока. УМК «Mosaik»(«Мозаика»), автор Н.Д. Гальскова

На своих уроках для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддерживая мотивацию обучающихся использую элементы здоров...

Принципы использования краеведческих материалов на уроках английского языка

Применение краеведческих материалов стало актуальным вопросом в процессе обучения английскому языку....

Здоровьесберегающие принципы в организации педагогического процесса

В презентации рассмотрены принципы и факторы, влияющие на физическое и психическое здоровье участников педагогического процесса....