Здоровьесберегающие принципы деятельностного метода обучения.
статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Охапкина Ирина Николаевна.
Выступление на МО учителей математики, физики и информатики.
Октябрь 2013г.
Здоровье – первое и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. В российской педагогике и педагогической психологии выделяют три вида здоровья: физическое, психическое (душевное) и нравственное (социальное). Все три типа здоровья, при их очевидном различии, тесно связаны между собой. Так, плохое физическое самочувствие отрицательно влияет на психику человека, психическое состояние непосредственно отражается на поведении человека в обществе, нравственной деградации личности может разрушить как психическое, так и физическое здоровье.
Лишь в последние годы педагоги, психологи и физиологи стали уделять пристальное внимание всем трем типам здоровья, и результаты проведенных исследований оказались шокирующими. Так, по данным Института возрастной физиологии РАОи НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в настоящее время среди учащихся здоровыми являются около 10%, разные функциональные нарушения имеют 50% и хронические болезни – 40% школьников.
Ребенок большую часть своей жизни проводит своей жизни. Поэтому управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей должна взять на себя именно школа по всем трем типам здоровья.
Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- пассивное восприятие знаний;
- отсутствие интереса к изучаемому материалу;
- интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;
- систематическая неуспешность ребенка;
- отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения – «объяснение» одно для всех;
- «разрывы» в организации учебного процесса (несоответствие технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся).
Именно педагогические технологии в первую очередь могут и должны обеспечить решение задачи поддержки и укрепления психического здоровья школьников. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психического здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствие методов обучения возможностям детского организма.
В результате психолого-педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода обучения позволяют системно устранять факторы, влияющие на психическое здоровье детей:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность;
- принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации учебного процесса и приведения содержания образования в соответствие функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- принцип минимакса является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивающим для каждого ребенка адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально-безопасного минимума;
- принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создании в коллективе атмосферы доброжелательности;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора каждым учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
- принцип творчества обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.
Таким образом, перечисленные принципы деятельностного метода являются механизмом решения задач формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся. При этом данные о здоровьесберегающем эффекте технологии деятельностного метода сочетаются с высокой результативностью усвоения содержания программы.
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Охапкина Ирина Николаевна.
Выступление на МО учителей математики, физики и информатики.
Октябрь 2013г.
Здоровье – первое и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. В российской педагогике и педагогической психологии выделяют три вида здоровья: физическое, психическое (душевное) и нравственное (социальное). Все три типа здоровья, при их очевидном различии, тесно связаны между собой. Так, плохое физическое самочувствие отрицательно влияет на психику человека, психическое состояние непосредственно отражается на поведении человека в обществе, нравственной деградации личности может разрушить как психическое, так и физическое здоровье.
Лишь в последние годы педагоги, психологи и физиологи стали уделять пристальное внимание всем трем типам здоровья, и результаты проведенных исследований оказались шокирующими. Так, по данным Института возрастной физиологии РАОи НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в настоящее время среди учащихся здоровыми являются около 10%, разные функциональные нарушения имеют 50% и хронические болезни – 40% школьников.
Ребенок большую часть своей жизни проводит своей жизни. Поэтому управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей должна взять на себя именно школа по всем трем типам здоровья.
Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики;
- пассивное восприятие знаний;
- отсутствие интереса к изучаемому материалу;
- интенсификация учебного процесса, приводящая к перегрузке;
- систематическая неуспешность ребенка;
- отсутствие возможности выбора им индивидуального темпа и уровня обучения – «объяснение» одно для всех;
- «разрывы» в организации учебного процесса (несоответствие технологий и методик функциональным и возрастным особенностям учащихся).
Именно педагогические технологии в первую очередь могут и должны обеспечить решение задачи поддержки и укрепления психического здоровья школьников. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психического здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствие методов обучения возможностям детского организма.
В результате психолого-педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода обучения позволяют системно устранять факторы, влияющие на психическое здоровье детей:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие знаний и обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность;
- принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации учебного процесса и приведения содержания образования в соответствие функциональным и возрастным особенностям учащихся;
- принцип минимакса является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивающим для каждого ребенка адекватную нагрузку и возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально-безопасного минимума;
- принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками, создании в коллективе атмосферы доброжелательности;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора каждым учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
- принцип творчества обеспечивает формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них ситуации успеха.
Таким образом, перечисленные принципы деятельностного метода являются механизмом решения задач формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся. При этом данные о здоровьесберегающем эффекте технологии деятельностного метода сочетаются с высокой результативностью усвоения содержания программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология деятельностного метода обучения на уроках математики
Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...
Принципы коммуникативных методов обучения иностранному языку в средней школе.
В настоящее время, как в теории, так и в практике обучения иностранным языкам сложилось положение, вызывающее необходимость критического пересмотра суще...
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда
Проект о принципах и методах обучения на уроках ИЗО и труда...
Основные принципы и методы обучения адыгейскому языку как неродному
Развитие речи - процесс сложный....
Методическое пособие "Формы организации занятий, принципы и методы обучения"
Методическое пособие...
Современные принципы и методы обучения, используемые учителем-дефектологом на ИКЗ
В своей работе я рассматриваю современные принципы и методы обучения , используемые мною на индивидуальных коррекционных занятиях с обучающимися, имеющими нарушения слуха...
«Понятие о деятельностном методе обучения. Система дидактических принципов, в том числе в работе с детьми с ОВЗ.»
Образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным мир...