Здоровьесберегающие принципы в организации педагогического процесса
презентация к уроку
В презентации рассмотрены принципы и факторы, влияющие на физическое и психическое здоровье участников педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие принципы | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные проблемы России Кризис физического, морального и психического здоровья Россиян. Кризис семьи и репродуктивного здоровья, проявляющийся резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей. Экологический кризис, проявляющийся высоким уровнем загрязнения окружающей среды, ухудшением качества продуктов питания и воды
Физическое здоровье: совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде ( педагогическое определение ) состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции ( медицинское определение )
Психическое здоровье: высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности ( педагогическое определение ) это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция ( медицинское определение)
Духовно-нравственное здоровье - это комплекс характеристик, определяющих систему ценностей, установок и мотивов поведения, отношений и ориентаций индивида в обществе. Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Факторы здоровья учащихся: Эндогенные: возрастные половые наследственные: типологические, индивидуальные катамнез: пороки развития, перенесенные заболевания Экзогенные: ВНЕШКОЛЬНЫЕ Экологические абиогенные (природные) биогенные техногенные социогенные Экономические Социальные: семейные культуральные социобытовые медицинские
Внутришкольные факторы: Педагогические: учебная нагрузка средства и методы обучения и воспитания качество дидактических материалов педагогические методики организация физического воспитания Физиолого-гигиенические: режим дня качество оборудования организация двигательной активности оздоровительные мероприятия Социо-психологические: мотивация учащихся взаимоотношения ученик-учитель взаимоотношения ученик-класс взаимоотношения учитель - родители
Создание условий есть основа воспитания. Воспитание есть правильная организация жизни Л.С. Выготский
Приоритеты здоровьесберегающей работы учителя: снятие учебных перегрузок школьников организация физической активности учащихся организация правильного питания предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом
охрана и укрепление психического здоровья учащихся формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Принципы здоровьесбережения: Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип целостного представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности здоровьесбережения
Принцип сотрудничества (субъект-субъектного взаимоотношения) с учащимися Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
Здоровьесберегающие принципы организации современного урока Современный урок – это урок без стрессов (Ученик 10 класса)
Требования к организации учебного занятия с позиции здоровьесбережения В начале урока обратите внимание на санитарно-гигиенические условия в учебном классе: Температура и свежесть воздуха ( чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся) Качество освещения класса и доски, помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное Шумовой (звуковой фон) Чистота помещения, аккуратность
Санитарно-гигиенические условия: Чистота классной доски Знание и учет физических и психологических особенностей каждого ученика (зрение, слух, особенности восприятия, внимание и т.д.) Место и длительность применения ТСО Подготовка дидактических материалов и их соответствие требованиям к наглядным пособиям
В ходе проведения урока: Создавайте атмосферу психологического комфорта на уроке, успешности учащихся в учебной деятельности Следите за внешней мотивацией учащихся, способствуя поддержанию работоспособности Средняя продолжительность одного вида учебной деятельности не должна превышать в начальной школе 5-7 минут, в средних и старших классах 7-10 минут
В ходе проведения урока: Чередуйте виды преподавания: аудиальные, визуальные, практические, самостоятельная, лабораторная работа, творческая работа и т.п. не менее 3 в учебном занятии. «Знания лучше усваиваются, когда они поглощаются с аппетитом» - в активной деятельности, творчестве, самостоятельно. Выбор методов обучения должен соотноситься с целями урока и особенностями учащихся
В ходе проведения урока: контролируйте чередование позы учащихся на уроке в зависимости от вида работы, обязательно следите за осанкой обязательно проводите на уроке 2-3 оздоровительных паузы с использованием упражнений по профилактике нарушений осанки, зрения, с элементами дыхательной гимнастики, «гимнастики для мозга» и т.п.
Признаки дезадаптационных состояний у ученика часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; с трудом усаживается для выполнения домашнего задания; заметно не любит урок, томится, оживает только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.
Состав комплекса оздоровительных упражнений на уроке: упражнения на коррекцию положения тела, формирование осанки; упражнения на укрепление мышц туловища; упражнения на потягивание и развитие гибкости позвоночника; упражнения на развитие подвижности суставов; дыхательные упражнения; 2-3- упражнения для глаз; гимнастика для мозга.
Правильная осанка обеспечивает: оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов оптимальное положение общего центра тяжести тела нормальное функционирование спинного мозга, его передних и задних нервных корешков нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.
Нарушения осанки приводят к: слабому физическому развитию как результат гиподинамии мышечной гипотрофии и ослабление связочно-суставного аппарата изменениям позвоночника формированию мрачного настроения, развитию «комплекса неудачника» и т.д.
Состав комплекса оздоровительных упражнений на уроке: упражнения на коррекцию положения тела, формирование осанки; упражнения на укрепление мышц туловища; упражнения на потягивание и развитие гибкости позвоночника; упражнения на развитие подвижности суставов; дыхательные упражнения; 2-3- упражнения для глаз.
Пример комплекса оздоровительных упражнений И.п. – сидя без опоры на спинку парты, руки опущены, спина выпрямлена. «Раз» – руки к плечам; «два» – руки вверх, поднять голову, посмотреть на пальцы рук, потянуться, глубокий вдох; «три» – руки к плечам, голову опустить, посмотреть перед собой; «четыре» – И.п., выдох. (4раза в медленном темпе) И.п. – сидя на краешке скамьи, руки на поясе, сохраняется правильная осанка как и в первом упражнении. «Раз» – отвести локти назад, наклонив голову назад, глубоко вздохнуть, шире развести плечи, лопатки свести; «два-три» – удерживать положение; «четыре» – локти вперед, наклонив голову вперёд, выдох. (2-3 раза в медленном темпе)
Пример комплекса оздоровительных упражнений (продолжение) И.п. – сидя с опорой на спинку скамьи, руки опущены. «Раз-два» – поднять колено к груди, прижать руками, наклонив голову вперёд; «три-четыре» – И.п.; «пять-восемь» – то же, другой ногой. Дыхание произвольное. И.п. – сидя, руки заведены за спинку скамейки. На четыре счета выпрямленными ногами выполняются различные круговые, крестообразные движения.
Упражнения для развития стопы: Потянуть носок стопы медленно, но с усилием (на себя, от себя), совершая небольшие колебательные движения. В момент потягивания мышцы стопы усилием воли напрягаются. Сгибание и разгибание пальцев ног. Движение должно имитировать захват какого-либо предмета, при этом допускает небольшое движение всей стопой. Вращательные движения стопой в одну и в другую стороны. Нога неподвижна и только вытянута стопа «рисует» в воздухе круги, то увеличивая, то уменьшая их диаметр.
Упражнения для глаз (по Э.С. Аветисову) И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить – 5-7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение. И. п. – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 секунд. И. п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать верхнее веко, через 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости
Упражнения для глаз (по Э.С. Аветисову) И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальца. Выполнять 20-30 секунд. Расслабляет мышцы глаза и улучшает кровообращение. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз. Снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. И. п. - стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии
Основные виды дыхания: грудное дыхание – результат непроизвольного движения реберной части груди, особенно её верхнего отдела, управляемого вегетативной нервной системой. При вдохе грудная клетка расширяется, приподнимаются грудь и плечи, а при выдохе грудная клетка сжимается. диафрагмальное дыхание иногда называют брюшным. При вдохе диафрагма (широкая мышца, отделяющая сердце и лёгкие от брюшной полости) сокращается, двигаясь вниз, легкие как будто всасывают воздух, при выдохе – диафрагма поднимается, выталкивая воздух.
Дыхательные упражнения способствуют: Нормализации внутрибрюшного давления Увеличению подвижности грудной клетки Эластичности легочной ткани Тренировке грудных и межреберных мышц Снятию нервно-психического напряжения Нормализации чувственно-эмоционального состояния
Обучение носовому дыханию: Глубокий вдох через нос Выдох через рот с произношением в момент удлиненного выдоха различных звуков: а-а-а, о-о-о, у-у-у, ю-ю-ю, я-я-я, ш-ш-ш, с-с-с, ч-ч-ч. Акцент на удлиненном выдохе способствует рефлекторному уменьшению спазматического сокращения гладких мышц бронхов и значительно улучшает рефлекс дыхания.
Правила полного дыхания: Вдох: встать, проконтролировать правильность осанки. Втягивая воздух через ноздри, медленно наполнить нижнюю часть лёгких, заставляя выдвинуть вперед переднюю стенку живота. Затем, продолжая втягивать воздух, раздвинуть ребра и всю грудную клетку, наполнить воздухом верхнюю часть легких, расширяя верх грудной клетки. В заключении нужно втянуть внутрь нижнюю часть живота, и тем самым заставить воздух заполнить самую верхнюю часть лёгких;
Правила полного дыхания (продолжение): задержать дыхание на несколько секунд; медленно выдохнуть, держа грудную клетку по-прежнему высоко расправленной и опуская понемногу живот по мере того, как воздух выходит из легких. Когда воздух выйдет, следует отпустить напряжение груди и живота.
Упражнение для брюшного дыхания: делается глубокий длительный вдох и без задержки дыхания - выдох. На выдохе живот втягивается. Резкие порционные вдохи (3-7 раз) с выпячивание мышц живота. Такие же короткие шумные выдохи Частные, короткие не глубокие вдохи-выдохи с интенсивным движение мышц живота
Упражнения для грудного дыхания: На вдохе разворачиваются плечи, грудь, голова поднимается, живот втягивается. Выдох - всё происходит в обратном порядке. С силовым воздействием на аппарат дыхания - «самурай на тренировке». Вдох и выдох выполняются с несильными, мягкими ударами кулаков в грудь, выдох сопровождается звуком «ХА!». Упражнение напоминает боевой крик известного киногероя – Тарзана
Упражнения в движении: Работа всех звеньев дыхательных аппаратов должна соответствовать характеру и ритму выполняемых движений. При этом вдох и выдох должны быть свободными и полными. Дыхание при движении, маршировке на месте: на два шага вдох, на два шага выдох; на четыре шага вдох, на четыре - выдох. Дыхание и движение обязательно выполняются в одном ритме.
Temp ŏ ra mutantur et nos mut ä mur in illis Времена меняются и мы меняемся в них Лат. выражение
Профессиональное здоровье педагогов в современных условиях «Если бы людей судили за преступления против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру»
Личность учителя Качество работы Физическое здоровье Качество жизни Психическое здоровье Эмоциональное состояние
Негативные факторы в работе учителя: Высокая профессиональная стрессовость, психические напряжения Значительные психо-эмоциональные и физиологические нагрузки: речевые, визуальные, дыхательные, статические и др; Слабая база, организация рабочего места Экономическая нестабильность Высокие профессиональные нагрузки Социальная незащищенность Личностные и бытовые проблемы Низкая культура отношения к собственному здоровью и др.
Основные проблемы здоровья педагогов: Нервные расстройства Сердечно-сосудистые заболевания Остеохондроз Нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы Заболевания верхних дыхательных путей Патология зрения Гинекологические заболевания Урологические заболевания Хроническая усталость нервной системы
Причины нездорового образа жизни ( объяснения педагогов): нет времени, затраты времени на подготовку к учебным занятиям, не всегда ровные отношения с учениками и их родителями, с коллегами, администрацией родительские собрания, педсоветы, сложные условия работы – изношенность помещения, материально-технического оснащения неудобное расписание уроков, плохая вентиляция, освещенность, питание на ходу, частая смена возрастных групп детей и др.
Основы здорового образа жизни: стремление человека к социальному благополучию двигательная активность и связанные с ней биологически важные условия жизнедеятельности (чистый воздух, полноценное питание, нормальный сон) превентивное поведение выполнение рекомендаций врачей и упорядочение режима дня
Принципы сохранения профессионального здоровья Принцип педагогического оптимизма Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода
Ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье; наоборот слабое здоровье слишком мешает ей Ф. Бэкона
“ Человек – высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным” И.П.Павлов
Школа должна быть местом радости, спокойствия и сотрудничества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предмете эстрадное пение ДШИ»
Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей.Необходим особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей в ДШИ, обесп...
Современные подходы к организации педагогического процесса
Материалы городской научно-практической конференции «Управление системой подготовкивыпускников ОУ НПО и СПО в условиях реализации ФГОС третьего поколения» СПб, 2012г....
Методическая разработка "Организация педагогического процесса с одарёнными детьми на предметах теоретического цикла ДШИ"
Методическая разработка об организации учебного процесса и формах работы с одарёнными детьми в ДШИ....
Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ
Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца...
Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении
Реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образователь...
Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению
Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по...
Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Про...