Образование для устойчивого развития
статья на тему

Горохова Майя Юрьевна

Что такое устойчивое развитие? Как жить в мире так, чтобы и самим было комфортно и после нас что-нибудь осталось? Как сохранить нашу планету для потомков? Вот вопросы, которые должны волновать любого педагога, работающего с молодым поколением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

1. Что такое устойчивое развитие

2. Предистория развития концепции устойчивого развития

3. Традиционная экономическая наука и концепция устойчивого развития

4. Три точки зрения, объединяемые в концепции устойчивого развития

Заключение

Список литературы


Введение

Понятие "устойчивое развитие" было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой. Осознание этого взаимодействия и взаимовлияния привело к введению понятия хозяйственной емкости биосферы - предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы. С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: "Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека".

1. Что такое устойчивое развитие?

Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):

2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф - нищета, которая стала в мире обычным явлением.

4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии.

5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.

Особенно подчеркивается динамический характер устойчивого развития. Отмечается, что оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями.

Причем становится очевидным, что ОУР оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетным его средством, т.е. можно сказать, что переход к УР начинается со становления образования в интересах устойчивого развития.
Нужно сказать, что в Стратегии так или иначе нашли отражение работы российских ученых в области ОУР, которые были выполнены еще за десять лет до принятия этой стратегии (о которых я раньше упоминал). В самом тексте Стратегии говорится о том, что в этом документе, воплощен опыт, накопленный как в самом упомянутом регионе, так и во всем мире. Эта Стратегия является также вкладом в подготовленный ЮНЕСКО план осуществления плана Десятилетия образования ООН в интересах УР и плана выполнения решений ВСУР в Йоханнесбурге. Учтен также опыт образовательных учреждений стран ЕЭК ООН, в которых уже началось развертывание ОУР, а также ряда международных организаций и НПО.
В Стратегии отмечается, что она должна опираться на достижения образования в различных странах, на научный потенциал и активное участие гражданского общества, но вместе с тем необходимо решать новые задачи с целью эффективного осуществления принципов ОУР, учитывая его междисциплинарный и межведомственный характер и создание адекватной материально-технической и институциональной поддержки.
Целью Стратегии является поощрение государств, к правительствам которых она адресована (членов ЕЭК ООН), к включению в свои системы формального образования в рамках всех соответствующих учебных дисциплин, а также в неформальное образование и просвещение. Это будет содействовать освоению знаний и специальных навыков в области УР, повысит их компетентность, расширит из возможности вести здоровый и плодотворный образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о социальных ценностях, равноправии полов и культурном многообразии.
В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:
1) обеспечение того, чтобы механизм политики, нормативно-правовая база и организационные основы служили опорой для ОУР;
2) содействие УР через посредство формального и неформального обучения и просвещения;
3) освоение педагогами знаний, позволяющих включить вопросы УР в преподаваемые ими предметы;
4) обеспечение доступности учебных средств и учебно-методических пособий для ОУР;
5) содействие научным исследованиям в области ОУР и развитию ОУР;
6) укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона ЕЭК ООН
 .
В Стратегии подчеркивается, что ОУР требует переориентации основного внимания с обеспечения знаний на проработку проблем и отыскание возможных решений. Причем все это может и должно повлиять на методы преподавания и структуру учебных программ, как традиционных предметов и дисциплин, так и междисциплинарный синтез научно-образовательного знания, открывая возможности для более многостороннего и системного подхода. Это потребует «от педагогов отказаться от роли исключительно передаточного звена, а от учащихся – от роли исключительно получателей, вместо этого им следует действовать совместно»
 .
Особое внимание предполагается уделять первоначальной подготовке и переподготовке педагогов и создание для них возможностей для обмена опытом среди преподавателей, включившихся в инновационный процесс ОУР. Усиление инновационного акцента получается при тесной увязке с соответствующими результатами в области УР. Овладение основами ОУР зависит от содержания, качества и наличия учебно-методических материалов по проблемам УР, которых, конечно, пока очень мало, их даже нет в ряде стран, где подавляющая часть населения и не слышала об УР.
В Стратегии отмечается, что для того, чтобы ОУР стало эффективным, необходимо проблемы УР интегрировать во все учебные дисциплины, программы и курсы, а также организовать конкретные курсы и программы, посвященные проблемам УР, и для этого применять широкий диапазон методов обучения, в основном развивающих созидательно-творческое начало в сознании учащихся.
Какой должна быть система образования с точки зрения концепции устойчивого развития? Здесь нет возможности подробно обсуждать этот вопрос. Упрощая до предела, подчеркнем следующее. Демократическое общество может чувствовать себя безопасным и развиваться устойчиво, если система образования соответствует, по крайней мере, двум требованиям:

1. Образовательное пространство должно быть таким, чтобы даже самый слабый ученик был обучен и воспитан настолько, чтобы его действия (и в молодости, и во взрослой жизни) не представляли угрозы ни для общества, ни для него самого.

Конечно, это требование кажется не новым, и наш губернатор В.Толоконский сегодня подчеркнул, что в результате нашей деятельности не должно остаться ни одного потерянного ученика. Но дело в том, что сегодня это требование выступает не просто как нравственный императив, но и как необходимое условие безопасного развития общества. Например, сейчас биологи больше всего боятся, что какой-нибудь заболевший обычным гриппом человек пренебрежет правилами гигиены и подхватит еще и птичий грипп – в результате вирус H5N1 мутирует и приведет к страшной пандемии. То есть, для такой глобальной катастрофы достаточно одного «слабого звена» – и уже никто не оправдается тем, что этого ученика когда-то забыли и недоучили.

2. Качество подготовки лучших учеников должно быть таким, чтобы они смогли стать первоклассными профессионалами, способными справляться с самыми сложными проблемами и задачами современной жизни.

Если система образования не обеспечивает выполнения этих двух условий, то говорить об устойчивом развитии общества не придется.

При этом лучшие ученики, ставшие специалистами-лидерами, должны обладать такими качествами:

1. Быть «ультрапрофессионалами» в какой-то одной области (например, экономике или управлении), но при этом быть достаточно грамотными в областях, как-либо связанных с их деятельностью (например, в психологии, естественных науках и т.п.), причем на современном научном уровне, т.е. иметь достаточную эрудицию для принятия эффективных решений.

2. Уметь принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях, опять-таки требующих гибкости мышления и достаточно глубоких знаний в самых разных областях.

3. Обладать гражданской зрелостью, ответственностью, способностью проявить социальную инициативу и умением работать в команде при реализации общественно значимых проектов.

Подчеркнем, что эти качества должны присутствовать в комплексе, но сегодня ни одна из существующих образовательных программ не обеспечивает этого триединства: как правило, интеллектуально одаренные юноши проявляют себя в учебе, олимпиадах и научных конференциях, но не интересуются решением общественно важных проблем, и наоборот: социально активные дети не могут похвастаться фундаментальными знаниями. И сегодняшние программы не способствуют исправлению ситуации.

Какие задачи нужно решить, для создания системы подготовки учеников, обладающих вышеназванными качествами? Перечислю самое необходимое:

1. Создание методического обеспечения, позволяющего интегрировать тематику устойчивого развития (с учетом быстрого накопления новых научных данных в этой области) в существующие учебные дисциплины (математику, географию, экономику, естествознание и др.), прежде всего старшей школы.

2. Разработка системы элективных курсов по тематике устойчивого развития на предпрофильном уровне и в профильных классах. (Кроме того, уже сегодня может быть заявлен самостоятельный профиль «устойчивое развитие», по крайней мере, в трех вариантах: с физико-математической, естественнонаучной или социально-экономической специализацией – если не на базе отдельных школ, то в сетевом варианте профильного образования).

3. Создание системы подготовки и переподготовки педагогов и методистов на базе НГПУ, НИПКиПРО и других структур.

4. Подготовка и выпуск соответствующей учебно-методической литературы.

5. Систематизация и поддержка имеющихся программ дополнительного образования детей и образовательных проектов общественных организаций в области устойчивого развития, а также создание новых программ в нужных, но «неосвоенных» имеющейся практикой областях. (Здесь я не соглашусь с мнением нашего губернатора о том, что всё дополнительное образование могло бы сконцентрироваться в школах. Сейчас многие дети, не нашедшие себя по разным причинам в школах, социализируются и самореализуются в системе дополнительного образования. Если же все секции и кружки будут жестко привязаны к школам, то лучшие педагоги и секции окажутся в элитных школах, а десятки тысяч детей из менее успешных школ будут потеряны.)

6. Создание системы стимулирующих олимпиад, конференций, проектных конкурсов и т.п.


2. Предыстория возникновения концепции устойчивого развития

Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий, он основан на опыте работы в области развития. накопленном за это время. Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа "Пределы роста", привлекшая самое широкое внимание к глобальным экологическим проблемам.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов - сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем. Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде. Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиям. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе - размножение раковых клеток [10]. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.

В то же время концепция "нулевого роста" столь же неправомерна, как и концепция бесконечного роста.

Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Сегодняшняя российская экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.

Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для самого понятия "устойчивость". Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объема запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.

Потенциал экономического прогресса, базирующегося на устойчивом развитии, предполагает качественные усовершенствования большие, чем экономический рост, основанный только на увеличении количественных показателей. Подлинным экономическим прогрессом является только такой прогресс, который осуществляется не за счет окружающей среды, а, напротив, за счет согласования экономической деятельности и всего поведения людей с биогеохимическими циклами различного уровня и полного включения экономической системы в структуру глобальной замкнутой жизнеобеспечивающей среды. Если экономический рост, основанный исключительно на количественных показателях, в конце концов приводит к саморазрушению (и таким образом является "неустойчивым"), то понимаемое прежде всего в качественном смысле экономическое развитие устойчивым может быть.

Идеи, сходные с обсуждавшимися в работах Римского клуба, высказывались и советскими учеными. Так, Н.Ф. Реймерс предложил "стратегию термодинамического взаимодействия" - ограниченного преобразования природы с одновременным изменением общественных институтов.

3. Традиционная экономическая наука и концепция устойчивого развития

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская. не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.

Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии совершенного" рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.

Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся "вне сферы" экономической науки. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как "науку об управлении хозяйством" (такое значение несет греческое слово "экономика"), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.


4. Три точки зрения, объединяемые в концепции устойчивого развития

Разумеется, концепция устойчивого развития не могла бы стать столь распространенной, если бы не имелось соответствующих предпосылок как в недрах самой традиционной экономической науки, так и в обществе. Главной предпосылкой стали грандиозные перемены, произошедшие в мире в середине XX века. Если прежде ареной экономического роста были лишь несколько стран Европы и Северной Америки, то теперь в основанное на единых принципах мировое хозяйство оказался включенным практически весь мир.

Модель развития, применявшаяся развивающимися странами в 50-60-е годы, ориентировалась на достижение экономической эффективности. Считалось, что только эффективность экономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончить с неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Однако неоднократно указывалось на чрезвычайно низкую эффективность экономической системы промышленно развитых стран, основанную на непропорционально высоких затратах природных ресурсов.

К началу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения в развивающихся странах и отсутствие преимуществ экономического развития привели к росту числа попыток непосредственно исправить ситуацию с распределением доходов. Становилось ясным: единственное, что может исправить ситуацию, это конкретные действия, предпринятые в широких масштабах и согласованные на мировом уровне. Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенного роста, который в явной форме учитывал социальные цели (особенно задачу сокращения численности бедных слоев населения) и придавал им такое же значение, как и экономической эффективности.

Третьей основной задачей развития стала защита окружающей среды. К началу 80-х годов было накоплено большое количество информации, свидетельствующей о том, что деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития. Указывалось на то, что пренебрежение к экологическим проблемам нельзя оправдать необходимостью решать другие, кажущиеся более неотложными задачи.

Таким образом, концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. В соответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологической целостности, экоэффективности и экосправедливости.

Экономическое обоснование концепции устойчивого развития

С экономической точки зрения концепция устойчивого развития основывается на определении дохода, данном Дж. Хиксом. "В практической жизни определение уровня дохода преследует цель указать людям, сколько они могут потреблять, не делая себя при этом беднее". Это вполне согласуется с концепцией устойчивого развития, для которой наиболее плодотворным оказалось следующее из сделанных Хиксом в порядке последовательных уточняющих шагов определение дохода: "...доход индивида - это то, что он может в течение недели потребить и при этом все-таки ожидать, что и к концу недели его положение будет таким же, каким было и в начале".

Действительно, от понимания того, что полученный сегодня доход фактически не является доходом, если такой же не может быть получен завтра, до осознания бесперспективности не соотнесенного с ресурсными возможностями экономического роста оставалось сделать только один шаг. и этот шаг был сделан авторами концепции устойчивого развития. Из определения Хикса непосредственно вытекает ключевое для концепции устойчивого развития значение экономически оптимального использования ограниченных природных ресурсов.

Ограниченность ресурсов давно уже осознается как фундаментальный экономический факт. Однако вывод о фактической небесплатности "даровых благ природы" был сделан только в рамках концепции устойчивого развития. В настоящее время имеется большое число самых разных подходов к оценке стоимости природных ресурсов. Однако при решении вопроса о взаимозамещаемости производственного. природного и человеческого капитала и особенно при стоимостной оценке природных ресурсов возникают проблемы интерпретации.

Важно подчеркнуть, что именно экономический подход является стержнем концепции устойчивого развития. В то же время концепция устойчивого развития позволила по-новому взглянуть на само понятие "экономическая эффективность". Более того, выяснилось, что долгосрочные экономические проекты, при осуществлении которых принимаются во внимание природные закономерности, в конце концов оказываются экономически эффективными, а осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий - убыточными.

Социальная точка зрения

Концепция устойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов. В глобальных масштабах желательно также сохранить культурный капитал и более полно использовать практику устойчивого развития, имеющуюся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм.

Именно осознание первостепенной важности решения социальных проблем явилось толчком к созданию Римского клуба и в конечном счете к возникновению самой концепции устойчивого развития.

Без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно. Достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира должно стать главной целью мирового сообщества. Для устойчивого развития в первую очередь необходимо создание более равноправного общества на всех без исключения уровнях человеческой организации. Некий гарантированный минимальный уровень жизни должен быть неотъемлемым правом любого гражданина.

Вместе с тем возникает вопрос о социальном максимуме, т.е. о тех верхних пределах, за которыми потребление и расточительство становятся предосудительными и даже преступными. Ключевыми оказываются не те или иные темпы роста, а скрывающееся за ними распределение доходов. Материальное изобилие приносит с собой проблемы в такой же, если не большей степени, что и бедность.

Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальная идея соблюдения прав будущих поколений. Природные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно менее истощенным и загрязненным.

Экологическая составляющая концепции устойчивого развития

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Особое значение имеет жизнеспособность локальных экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы в целом. Более того, понятие природных систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую, например, как города. Основное внимание уделяется сохранению способностей таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором "идеальном" статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Концепцию устойчивого развития следует отличать и от "экстремистских" эколого-экономических концепций, в частности от различных концепций экотопии - теории всяческого ограничения экономического развития. Основные направления концепции экотопии - возврат к природе, биологическое и культурное разнообразие, простые технологии, полный отказ от научно-технического прогресса. Выбор такого типа экономического развития, несомненно, скажется на понижении жизненных стандартов общества, поэтому он представляется малореальным. В то же время современные западные стандарты качества жизни и потребления просто невозможно распространить на все человечество.

Сохранение биосферы, таким образом, не может являться самоцелью устойчивого развития. Его цель - выживание человека как биологического вида. В то же время все большее число людей осознает, что само дальнейшее существование человечества будет невозможным, если деградация природной среды его обитания превысит некоторый, пока неизвестный, а возможно, и принципиально неустановимый, критический уровень.

Осуществляемое в гармонии с окружающей средой развитие может способствовать как удовлетворению целого ряда насущных потребностей людей, так и укреплению собственной основы развития. Давно замечена очевидная взаимосвязь между продуманностью действий в отношении окружающей среды и уровнем местного производства продовольствия. Это говорит о принципиальной возможности практической реализации концепции устойчивого развития. В самом деле, если биосфера Земли *существует сотни миллионов лет, несмотря на все космические катаклизмы, подчас весьма разрушительные, почему не должна быть возможна стабильная экономическая система, основанная на тех же самых принципах, т.е. "устойчивая"?

Единство концепций

Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития -- задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений.


Заключение

Работу над созданием концепции устойчивого развития нельзя считать завершенной. Определенный отпечаток накладывает и то, что основополагающий документ по устойчивому развитию был создан в результате длительного поиска компромиссов между людьми самых различных взглядов и убеждений.

На сегодняшний день не существует даже общепризнанного определения устойчивого развития. Особенно часто подчеркивается сложность практического применения концепции устойчивого развития.

Тем не менее практической реализации концепции устойчивого развития в мире уделяется все возрастающее внимание. Этим вопросам была посвящена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). На ней международным сообществом был принят программный документ по реализации концепции устойчивого развития. Вопросам реализации этой программы была посвящена Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН (23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода к устойчивому развитию имеют многие страны мира. В Российской Федерации Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 1996 году. Значительное внимание вопросам практической реализации концепции устойчивого развития в последнее время уделяют многие международные организации, прежде всего ООН и Всемирный банк.

В рамках концепции устойчивого развития возможны три пути обеспечения экологической безопасности на Земле.

Во-первых - это сохранение расширенного производства естественных экосистем, прежде всего растительных сообществ, средообразующая функция которых является гарантией нормальных динамических равновесий в среде обитания человека.

Во-вторых - это управление природно-хозяйственными системами, средообразующая функция которых эквивалентна функциям естественных экосистем, место которых они заняли.

В-третьих - это внедрение экологически чистых технологий, устраняющих последствия хозяйственной деятельности, неблагоприятные для жизни человека.


Список литературы

1. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989

2. Мунасингхе М., Круз В. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. Вып. 10. Вашингтон, округ Колумбия, 1995. На правах рукописи

4. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М., 1993

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980

6. Пестель Э. За пределами роста. М., 1988

7. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980



Предварительный просмотр:

Результаты анкетирования педагогов и школьников

В анкетировании приняли участие 5 педагогов и 5 школьников.

Первый вопрос: Слышали ли Вы когда-нибудь об устойчивом развитии? Если да, укажите, откуда, и сформулируйте, как вы его понимаете.

        На этот вопрос все пять педагогов ответили: нет. Но трое попытались сформулировать свое понимание. Это было:

  1. Постепенное, интенсивное развитие
  2. Думаю, что устойчивое развитие предполагает соблюдение преемственности поколений. Все то хорошее, что было наработано предыдущими поколениями сохранить, преумножить и передать.
  3. По-моему, устойчивое развитие — это психо-физиологическое прогрессивное развитие личности.

Второй вопрос: Слышали ли Вы когда-либо об образовании для устойчивого развития? Если да, пожалуйста сформулируйте, как вы его понимаете.

        Опять было получено пять отрицательных ответов с одним комментарием:

        Исходя из моего понимания устойчивого развития, думаю, что образование должно включать глубокое изучение истории (достоверной), экономики, культуры своей страны.

Третий вопрос: Представьте, что Вас неожиданно попросили провести для детей 12 — 14 лет занятие по экологической тематике. Какие три главные идеи (посыла, главные мысли) Вы бы положили в основу занятия:

  1. Мир, в котором мы живем сегодня, что в нем тревожит, что нужно делать, чтобы сберечь его.
  2. Природа — наш «дом», очень хрупкий. Отношение человека к природе.
  3. Что такое экология вообще? Ваше понимание в частности.
  4. Окружающий мир очень хрупкий. Он беззащитен перед действиями (последствиями) технического прогресса человечества.
  5. Невосполнимость природных ресурсов.
  6. Вегетарианство.
  7. Состояние окружающей среды в мире в настоящее время. Загрязнение водоемов, почвы, воздуха в РФ с конкретными примерами (Байкал и т.д.) Влияние деятельности человека на флору и фауну.
  8. Состояние здоровья человека в загрязненной окружающей среде. Здоровье ребенка и его семьи.
  9. Что могут сделать люди для сохранения окружающей среды. Что могут сделать дети для сохранения окружающей среды. Люди каких профессий занимаются охраной окружающей среды. Какие учебные заведения выпускают специалистов-экологов.
  10. Каждый отвечает за нашу планету.
  11. Даже маленькое «плохое» может повлечь за собой самое страшное.
  12. Любишь себя — люби все живое.
  13. Указать на то, что эта проблема имеет глобальный характер.
  14. Несет актуальный характер.
  15. Футурологический характер

а) политический характер

                б) экологический характер

                в) филосовский характер.

Анкетирование школьников.

Из-за сложности контингента (ГОУ ЦО № 173 — отделение индивидуального обучения) удалось предложить заполнить анкету  всего пяти ученикам 11 класса.

Первый вопрос: Слышал ли ты когда-либо об устойчивом развитии? Если да, напиши откуда, и сформулируй, как ты его понимаешь. Из пяти учеников на этот вопрос ответили, что не слышали, двое. Ответы других такие:

  1. Ну, наверное, устойчивое развитие — это развитие, которое дано по школьной программе и далее, развитие родителей и друзей. По крайней мере, я так понимаю.
  2. Устойчивое развитие — это нормальное без всяких отклонений и стрессов состояния психики и индивидуального развития.
  3. Я думаю, что это правильная по моральным и достоверным качествам информация, которая является «фундаментом» для дальнейшего развития.

Второй вопрос: Представь, что учитель неожиданно попросил тебя провести урок по экологической тематике для детей из начальной школы. Какие три главные идеи (посыла, главные мысли) ты бы положил в основу урока.

  1. Я расскажу им, как люди засоряют Землю, складывая отходы в моря, устраивая свалки в лесу, как мы отравляем воздух, которым дышим и т.д.
  2. Расскажу на примерах, как Земля наказывает за это, какие последствия нас ожидают в недалеком будущем, и что уже сейчас.
  3. Призову соблюдать чистоту. Не мусорить в лесу, городе и дома.
  4. Заводы не заботятся об экологии. Их владельцев интересует только прибыль.
  5. Необходимо больше обезопасить нефтяные башни, электростанции, заводы и т.д. Необходимо чаще проводить проверки их государством и повысить требования по безопасности.
  6. Старайтесь не мусорить на природе — это некрасиво.
  7. Ну во-первых, заведу разговор насчет лесов — что не надо кидать мусор куда попало, а кидать только в специально отведенных местах, если они есть. Также не надо баловаться со спичками и кидать их незатушенными.
  8. Во-вторых, расскажу о том, что экологический уровень и так уже очень низок, и мусор можно увидеть почти на каждом углу. К примеру, если ты идешь по улице, фантики от конфет нужно кидать в урну, а не на землю.
  9. А в третьих, расскажу о том, что атмосфера Земли очень загрязнена, и с каждым годом все хуже и хуже. Машинные выхлопы, промышленные предприятия, которые скидывают отходы в реки. Все это портит экологию Земли.
  10. Лекцию о связи этики и загрязнением города. Реальные примеры из жизни.
  11. Основные сведения об основных темах данной науки.
  12. Ее роль в мире.
  13. Первое и самое важное — прекратите думать об экологии, вам еще рано, ваша голова должна быть занята совсем другим.
  14. Второе, не менее важное — просто не добавляйте больше проблем в «экологию», чем уже есть, положение настоящего времени неисправимо. Чтобы улучшить окружающую среду, придется уничтожить почти все, с помощью чего мы можем существовать в мире и спокойствии в нашей цивилизации.
  15. Третье — не беспокойтесь о судьбе нашей милой голубой планеты. Как сказал некогда Джордж Карлин: «Планета в порядке, это людям (нежно выражаясь) конец». Планета пережила вещи намного страшнее заводов, выхлопов, мусора и прочих неурядиц: вулканы, землетрясения, смещение тектонических плит, торнадо, цунами, атомные, ядерные бомбардировки и т. д. После этого я не думаю, что что-то может так глобально повредить Земле. Все что мы можем, это немного улучшить условия для нашего с вами проживания на ней. А для этого просто не стоит усердствовать с массовыми выбросами различных отбросов, мусора и прочего в районах нашей среды обитания, проще говоря, нужно меньше гадить.

        Вот о чем думают наши дети. Приятно, что их беспокоит проблема мусора и отходов, Практически все участники анкетирования отметили эту проблему. Обидно, что спасение цивилизации они видят лишь в этом. Не говорят об экономии ресурсов, об уменьшении своих потребностей, не думают о том, что если потреблять меньше, то тогда ресурсов хватит дольше. Эту мысль еще предстоит донести до наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественное образование- Ресурс устойчивого развития общества

Качественное образование-Ресурс устойчивого развития общества...

Качественное образование - ресурс устойчивого развития общества

. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей к здоровому образу жизн...

Сообщение Возможности химического образования в реализации стратегии образования для устойчивого развития

Одной из важных сфер жизнедеятельности человека является образование, для устойчивого развития которого необходимо создание общества,  осознанно стремящегося к получению духовных, нравственных, и...

Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников " Школьный «ЭКОСОЮЗ» – инновационная форма образования для устойчивого развития"

В статье представлен материал по экологическому воспитанию учащихся. К сожалению, экология как предмет не включена в базисный учебный план и  уровень экологических знаний  и связанных с ними...

Педагогический совет: Качественное образование- ресурс устойчивого развития общества»

Цели:1. Определить понятие «качество образования» и актуальность этого понятия в современных условиях образования;2. Формирование у членов педагогического совета следующих компетенций: уме...