Качественное образование - ресурс устойчивого развития общества
статья на тему

Лабецкая Галина Юрьевна

. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.  Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы, обладая открытостью, мобильностью и гибкостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachestvennoe_dopolnitelnoe_obrazovanie.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки Нижегородской области

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Качественное дополнительное образование-

 ресурс устойчивого развития общества»

Разработчик: методист МАОУ ДО ЦДТ

Лабецкая Галина Юрьевна

Р.п. Красные Баки

2015г.

Дополнительное образование детей создано и существует для детей, для их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают обучающиеся и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.  Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы, обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

.В  текущем учебном году дополнительным образованием в образовательных организациях общего  и  дополнительного образования  охвачено  1954  обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 109,1 % от общего количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях и 72,4%  от общей численности детей и молодежи  данного возраста в районе.  За три последних года этот показатель в отношении обучающихся образовательных учреждений увеличился на  7,7%  (в 2011-2012 году – 101,4%). В  Краснобаковском районе  действует 3 учреждения дополнительного образования: МАОУ ДО ЦДТ с филиалами «Чайка», «Вдохновение», ДЮСШ, ДШИ.

Состояние системы дополнительного образования в районе характеризуется положительными результатами:

1.   Создана многовариантная сеть дополнительного образования детей.

  1. Активно развивается дополнительное образование на базе общеобразовательных учреждений.
  2. Осуществляется интеграция  учреждений общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение сохраняет свою специфику.
  3. Идет процесс обновления содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей, реализацией новой концепции развития дополнительного образования.
  4. Осуществляется  совершенствование программно-методического и информационного обеспечения.
  5. Стабильно и на высоком уровне работают методические службы и районное методическое объединение педагогов  дополнительного образования .
  6. Качественно улучшилась работа с педагогическими кадрами, которые обладают высоким профессиональным  потенциалом.

Но вместе с тем, систему дополнительного образования характеризуют следующие  проблемы: 

  1. Не обеспечена в необходимом объеме доступность дополнительного образования  для всех групп детей .

Происходит сокращение спектра образовательных программ дополнительного образования, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы, вымывание наиболее «ресурсоемких» программ в области физкультурно-спортивного, военно-патриотического, технического - тех программ, которые наиболее привлекательны для детей и как следствие оказывают наибольший социально-профилактический эффект.

 Учреждения системы дополнительного образования оказались в ситуации конкурентной борьбы с негосударственными и иными образовательными структурами, оказывающими платные дополнительные образовательные услуги. Наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения образовательные программы (раннее развитие детей, танцы ) все в большей мере реализуются вне системы дополнительного образования.

Наблюдается преобладание  программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде всего,  на работу с заинтересованными учащимися, а дети «группы риска», девиантного поведения нередко остаются вне поля зрения.

  1. Недостаточно программ  дополнительного образования для детей  старшего возраста.

Слабо учитываются интересы подростков, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде: спортивный брейк,  коньки, плавание, кино- видеосъемки, компьютерные технологии и др.

  1. Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует  современным требованиям.

Прежде всего, не сформировано современное  представление о качестве дополнительного образования детей; не развиты новые формы его оценки - оценки открытой, прозрачной, критериальной, внешней (а не внутриведомственной), с участием общественности.

        Не ликвидирован разрыв между образовательной деятельностью в  учреждениях дополнительного и основного образования. Результаты и достижения учащихся, полученные в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях общего образования не фиксируются и не учитываются, что приводит к дублированию в обучении, снижению мотивации учащихся.

        Крайне слабо осуществляется распространение через дополнительное образование современных информационных  технологий в разные сферы производства и общественной жизни.

        Требуются  программы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Существует  необходимость решения проблемы  внедрения новых разработок в широкую практику. Нередко созданные материалы педагогами остаются невостребованными.

  1. Недостаточно используются социальные и воспитательные возможности включения детей в систему дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений.

Структурные подразделения дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений часто дублируют, но на менее качественном уровне,   программы по направлениям этого вида образования, которые активно и успешно реализуются учреждениями дополнительного образования детей.

        На базе общеобразовательных учреждений мало внимания уделяется программам технической, естественнонаучной  направленностям.

5.Существует проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования профессионально компетентными специалистами – их пополнения, стимулирования и подготовки к решению современных профессиональных задач.

Наблюдается тенденция старения педагогических, методических и управленческих кадров системы дополнительного образования.

Материальные условия  работы в системе дополнительного образования не позволяют в необходимой мере привлечь молодые кадры, способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельностью.

        Слабо используются возможности учреждений высшего профессионального образования для организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе  дополнительного образования детей. (особенно это касается педагогов ДЮСШ).

  1. Недостаточно эффективна для достижения целей устойчивого развития системы дополнительного образования консолидация усилий исполнительных органов государственной власти, учреждений и организаций.

Фактически не осуществляется поиск новых инновационных способов и форм консолидации усилий всех комитетов и ведомств, учреждений и организаций района в целях устойчивого развития системы дополнительного образования.

        6.Слабо развиты эффективные экономические отношения в системе дополнительном образовании детей

Отсутствие адекватного бюджетного финансирования, утрата прежних шефских связей с предприятиями, проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям, негативно отразились на одном из главных достижений системы дополнительного образования детей - его бесплатности.

Из-за сокращения контингента обучающихся, вызванного демографическим    кризисом,    системе   дополнительного  образования  в районе  предстоит действовать в условиях достаточно жесткой конкуренции.

Имеющаяся материально-техническая база системы дополнительного образования детей недостаточно используются для оказания образовательных услуг для других категорий населения.

Не в должной степени развита инфраструктура дополнительного образования. Недостаточное бюджетное финансирование не способно обеспечить поддержку технического состояния  зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования.

        7.Медленно осуществляется переход к общественно-государственному управлению развитием  системой дополнительного образования

Недостаточно широко распространена практика создания в учреждениях дополнительного образования попечительских, наблюдательных и иных советов, что препятствует повышению открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.

Недостаточность и противоречивость нормативного и правового обеспечения системы дополнительного образования обуславливает снижение социального статуса системы,  ограничивает возможности ее развития, не обеспечивает гарантии её сохранности и защиты.

Поэтому, главной целью политики Администрации Краснобаковского района в системе дополнительного  образования детей должно быть - развитие системы дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и этого вида образования в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности  для обеспечения занятости детей во второй половине дня в педагогически организованном культурно-образовательном  пространстве района.

Приоритетными ориентирами, следование которым позволяет достичь этой цели, являются следующие:

  • доступность,
  • востребованность,
  • вариативность,
  • качество,
  • профессиональная компетентность,
  • консолидация (объединение, сплочение),
  • эффективность,
  • устойчивость.

В соответствии с поставленной целью и предложенными ориентирами

  предлагаются следующие основные направления развития системы дополнительного образования  в районе: 

Направление 1. Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей.  

Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования  необходимо сохранить приоритет его  бесплатности, равного доступа всех детей к дополнительному образованию. Предназначение  системы дополнительного образования -  быть привлекательной и востребованной для населения  Краснобаковского района. Его можно выполнить, только обеспечивая многообразие видов деятельности, мобильно реагируя на запросы потенциальных заказчиков. Предстоит расширить возможности получения дополнительного образования детьми социально-уязвимых групп населения: выходцами из социально неблагополучных и малообеспеченных слоев,  мигрантами, детьми с ограниченными возможностями развития, сиротами  и оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях. Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они должны отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

Направление 2. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.

Для наиболее полного удовлетворения социальных и образовательных запросов жителей Краснобаковского района  необходимо постоянно повышать качество дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных, благоприятных для развития личности условиях. Это требует не только постоянного совершенствования образовательного процесса, но и его существенного обновления в соответствии с социокультурным, экономическим и политическим развитием России, с изменениями, происходящими  в мире, а также развитием теории и практики  дополнительного образования детей.  Качество образовательных услуг (качество дополнительных образовательных программ, качество уровня их реализации, качество результата) и качество обслуживания (качество образовательного взаимодействия педагогов дополнительного образования и обучающихся, характера общения и отношений, благоприятной среды) создают авторитет  системы в социуме, вызывают у ребенка желание получать дополнительное образование, а у родителей поддерживать его деятельность.

Направление 3. Развитие детских общественных объединений и  социально-значимых инициатив детей.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Особую актуальность представляет формирование гражданской и нравственной позиции юных  краснобаковцев. Включаясь в работу различных детских общественных объединений по интересам, учащиеся оказываются в пространстве разновозрастного общения, могут проявлять свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывать интересы других, получать квалифицированную помощь по различным аспектам социальной жизни. Поэтому следует более активно развивать детские общественные объединения в рамках системы дополнительного образования. В силу того, что все дети являются учащимися общеобразовательных организаций,   именно эти организации целесообразно рассматривать как основное пространство  развития детских общественных организаций и социально-значимых инициатив обучающихся. Необходимо именно на базе общеобразовательных учреждений создать сеть детских общественных объединений – сообществ детей и взрослых.  При этом главным средством педагогической поддержки развития социально-значимых инициатив детей будут выступать школьные и районные службы содействия инициативы, которые необходимо создать как часть системы дополнительного образования детей.

Направление 4.  Консолидация усилий государственных, общественных организаций  для  развития системы дополнительного образования детей.

Развитие межведомственного сотрудничества необходимо для  обеспечения доступного и качественного образования, необходимого для формирования конкурентоспособности молодых людей в условиях рыночной экономики. Однако затраты муниципальных бюджетов  на дополнительное образование детей не могут обеспечить решение этой задачи. Поэтому необходимо привлечение дополнительных средств.

Способы решения этой задачи:

  • достижение нового уровня взаимодействия образовательных  организаций, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, семьи, СМИ, религиозных конфессий в воспитании и дополнительном образовании детей;
  • привлечение существующих и  создание новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей в дополнительном образовании;
  • вовлечение родителей и широких кругов общественности в  творческую деятельность с детьми на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта и др. социальных институтов;
  • создание динамичной системы связей и взаимодействий между разнообразными учреждениями, реализующими программы дополнительного образования детей;
  • создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
  • обеспечение роста авторитета системы дополнительного образования детей Краснобаковского района.

Направление 5. Совершенствование ресурсного потенциала системы дополнительного образования детей

         Развитие механизмов нормативного финансирования дополнительного

           образования детей:

  • подготовка предложений об обеспечении учреждений дополнительного образования детей необходимым оборудованием (техникой, аппаратурой, инструментами и др. материалами);
  • разработка нормативов финансирования, направленных на сохранение и развитие  кадрового потенциала системы дополнительного образования детей  в условиях подушевого финансирования и сокращения контингента обучающихся, вызванного демографическим  кризисом.
  • доля увеличения привлеченных внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;
  • степень сохранения и развития  кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.  

- обеспечение системы дополнительного образования детей

   квалифицированными кадрами.

  • повышение социального статуса педагогических работников, работающих в системе дополнительного образования города.
  • сохранение и развитие методических служб и районных методических объединений системы дополнительного образования, методических кадров;
  • развитие и распространение инновационного опыта работы учреждений дополнительного образования детей;
  • создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические

издания.

  • разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений по результатам аттестации и  участия в нац.проекте «Образование», а также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких результатов в своей работе.
  • налоговые и иные льготы.

Качество условий

-- Профессиональная компетентность педагога

-- Использование современных образовательных технологий

--Построение предметно-развивающей среды

--Создание благоприятного психологического климата

Качество образовательного процесса с позиции каждого участника

-- Воспитанники и обучающиеся

-- Родители

--Педагоги

--Администрация

Качество результатов

Качество результатов образовательной деятельности

-- готовность выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую образовательную систему;

-- внешний и внутренний мониторинг обследования качества подготовки выпускников при переходе на другую ступень;

-- внешний мониторинг рейтинга учреждения внешний

Качество профессиональной деятельности педагогов

-- мониторинг рейтинга учреждения обеспечение постоянного профессионального развития педагогов;

--обеспечение постоянного профессионального развития педагогов; обобщение педагогического опыта работы;

--обобщение педагогического опыта работы; участие в конкурсах проф. мастерства;

-- участие в конкурсах проф. мастерства;

-- итоги аттестации педагогов.

 

Используемая литература:

1. Горшкова Н.С. Программно-целевой подход в управлении учреждением дополнительного образования //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.

           2.  Железнова Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. - Оренбург, 1998.

3.     Ильина Т.В. Методическое обеспечение и проблема эффективности системы дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.

4.   Осьминина А.И. Управление качеством дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.

5.   Шинкевич И.В. О некоторых современных тенденциях и проблемах развития сферы внешкольного дополнительного образования детей //Внешкольник. - Ярославль, 1996. - № 3. - с.5-8.

6.   Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Устойчивое развитие общества и образовательная среда"

Современные направления в образовании; здоровье общества- основа в решении поставленных проблем. Роль школы и семьи в сохранении здоровья школьников....

Образование для устойчивого развития

Что такое устойчивое развитие? Как жить в мире так, чтобы и самим было комфортно и после нас что-нибудь осталось? Как сохранить нашу планету для потомков? Вот вопросы, которые должны волновать любого ...

Качественное образование- Ресурс устойчивого развития общества

Качественное образование-Ресурс устойчивого развития общества...

Сообщение Возможности химического образования в реализации стратегии образования для устойчивого развития

Одной из важных сфер жизнедеятельности человека является образование, для устойчивого развития которого необходимо создание общества,  осознанно стремящегося к получению духовных, нравственных, и...

Экологическое просвещение как необходимое условие устойчивого развития общества.

Первостепенную роль в обеспечении устойчивого развития человечества играет экологическое образование и просвещение. Одной из важнейших задач является воспитание у молодого поколения активной гражданск...

Педагогический совет: Качественное образование- ресурс устойчивого развития общества»

Цели:1. Определить понятие «качество образования» и актуальность этого понятия в современных условиях образования;2. Формирование у членов педагогического совета следующих компетенций: уме...