Межпредметные связи математики и изобразительного искусства
статья по теме

Рассказова Юлия Николаевна

В статье рассмотрены межпредметные связи математики и изобразительного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи математики и изобразительного искусства.

У детей рано складывается «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет преимущество – целостность. Часто, с приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, бывают мало связаны между собой. Но знание целостно – таким оно и должно предстать перед учеником.

 В.А. Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.

Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играют межпредметные связи учебных дисциплин, интеграция учебного процесса. Результатом интеграции является создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, он представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.

В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина, В.Н. Максимова) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

Наше школьное методическое объединение учителей естественно-математических наук долгое время работала над темой межпредметных связей математики с другими предметами.  Наша школа деревенская, небольшая, поэтому эта тема как нельзя актуальна для нас, так как у нас нет «чистых» предметников. Учителя ведут два, а то и три предмета. Я, например, по образованию учитель математики, но в свое время мне предложили вести изобразительное искусство, и вот уже на протяжении 15 лет я преподаю эти два предмета.

 Конечно мне, как учителю математики, намного проще «увидеть» математику в изобразительном искусстве и показать, как она «работает» там.

Одно из великих достижений художников эпохи Возрождения заключалось в создании математической схемы, известной под названием теории линейной перспективы.

С правилами линейной перспективы мы начинаем знакомить учащихся, начиная уже с 1 класса, на чисто интуитивном уровне, используя понятия «близко, значит большое», «далеко, значит маленькое». И так постепенно, «дорастаем» до того, чтобы в 6 классе в 4 четверти, когда по математике, кстати, изучается координатная плоскость, доказать  учащимся, что написанные в реалистической живописной манере картины двумерны. Но, если они нарисованы в соответствии с законами математической теории линейной перспективы, то глядя на них, мы испытываем такое ощущение, будто рассматриваем трехмерную сцену. Хорошим примером такого рода «объемных изображений» может служить «Афинская академия» Рафаэля.

С еще одним математическим понятием – «золотым сечением», которое, кстати, ввел Леонардо да Винчи, учащиеся знакомятся при изучении искусства Древнего Египта и Древней Греции. Уроки можно построить так, чтобы дети наглядно убедились, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях, что математика не только царица наук, но и основа искусств. В принципе, последнюю фразу «математика не только царица наук, но и основа искусств» можно взять темой проектной деятельности учащихся.

Для детей младшего школьного возраста характерна непроизвольная память, эмоциональность; их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер. Поэтому им математические знания преподношу в игровой, занимательной форме.

Так, например, в 1 классе при изучении темы «Узоры на крыльях» строю урок так, что дети сами «подмечают» симметричность крыльев бабочки, узоров на крыльях. И вместе, в игровой форме стараемся придумать название такому замечательному свойству, потому что я специально не говорю, что это симметрия. Дети придумывают  много  интересных названий, но Мастер Украшения рассказывает им о том, что оно называется симметрией. Детям всегда это слово очень нравится и они с удовольствием приводят примеры симметричных фигур.

Дальнейшее знакомство с симметрией проходит на уроках по теме «Узоры, которые создали люди. Орнамент». Учащиеся создают свой орнамент, используя виды симметрии.

Также в 1 классе есть интересная тема «Строим город», где в сказочной форме мы совершаем путешествие в пространство, отрываясь от плоскости (альбомного листа).

Используя ИКТ, мы попадаем в сказочную страну, где правит царица Геометрия. У царицы есть ее верноподданные слуги – Цилиндр, Конус и Призма. В этой стране все весело и дружно жили в красивых городах, построенных Цилиндром, Конусом и Призмой. Но злой волшебник и маг Волмуг решил разорить страну и превратить ее в безжизненную пустыню. Он разрушал города, которые быстро вновь отстраивали Конус, Цилиндр, и Призма. Тогда Волмуг разозлился и превратил слуг в безжизненные листы бумаги.  Далее я прошу детей помочь царице Геометрии – сложить из листов эти тела и построить новый волшебный город. На первом уроке мы конструируем цилиндр, конус и призму, работая с Мастером Постройки. А на втором уроке строим волшебный город для царицы Геометрии.

Таким образом, использование межпредметных связей  математики и изобразительного искусства  является важнейшим методическим приемом, который эффективно можно использовать в учебно-воспитательном процессе, способствуя повышению качества знаний учащихся, формированию достаточно прочных умений и навыков, систематизации учебно-познавательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи: математика и физика.

Мы, учителя математики, часто слышим упреки от учителей физики, что подготовка учащихся по математике не соответствует требованиям. Вполне возможно, что математикам следует прислушаться к этому мнению...

межпредметные связи математики и литературы

Статья о реализации межпредметных связей математики и литературы....

Бинарный урок по теме"Связь музыки и изобразительного искусства" 5 класс

В данном материале содержится разработка урока по теме"Связь музыки и изобразительного искусства" и презентация. Урок разработан для учеников 5 класса по программе Неменского Б. М,...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства– одно из необходимых условий развития художественного творчества...

Урок межпредметных связей математика - география "Координатная плоскость"

Урок был проведен совместно с учителем географии....

Таблицы межпредметных связей: "Математика и СБО", "Математика и швейное дело", "Математика и сельскохозяйственный труд"

Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания матема...

Реализация межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Интеграция.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Позволяет им применять полученные знания в реальных...