межпредметные связи математики и литературы
статья по алгебре по теме
Статья о реализации межпредметных связей математики и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_matematiki_i_literatury.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи математики и литературы
Одной из важнейших задач, которые ставит пред собой учитель, является развитие речи учащихся. Поэтому большую роль играет то, чтобы на уроках математики учитель знакомил ребят с отношением поэтов, писателей к математике. Это помогает учащимся взглянуть на предмет глазами автора, проникнуться тем же отношением к изучаемому предмету.
Так, приступая к изучению стереометрии на I курсе, можно привести слова А. С. Пушкина:
“Вдохновение, есть расположение души к
живейшему принятию впечатлений и
соображению понятий, следственно, и объяс-
нению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии ”
На уроках алгебры учащимся будет интересно услышать слова:
“… Труден первый шаг
и скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству.
Я сделался ремесленник: Перстам
Придал послушную, сухую белость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я развеял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный
Предаться неге творческой мечты,
я стал творить…”
Пушкин А. С “Моцарт и Сальери”
На любом уроке найдется место словам:
”… Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит
Мы любим все и жар холодны числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все – и остры галльский смысл,
И сумрачный германский гений…”
Блок А. Склоры
Блоку принадлежат и такие слова:
“… на серьезные опечатки я могу жаловаться лишь в последнее время, когда невежество корректоров приняло баснословные размеры. Корректоры и издатели, имеющие уважение к слову, должны знать, что существует математика слова (как математика всех других наук искусств), особенно – в стихах. Поэтому менять их по собственному , каковы бы они, с их точки зрения ни были – по меньшей мере некультурно.”
Действительно, в жизни нет ничего такого, чего бы не было в романах, рассказах и стихах, а математика – слишком заметная тема жизни, чтобы не стать темой литературы. Может поэтому поэт свое преклонение:
Мечтатели, сибиллы и пророки,
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли – все создания – далеко,
Туда, где светят царственные числа.
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводникам нелицемерным светит:
Едва откроется намек случайный,
Обемлет нас непересказанный трепет…
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплатные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумьям с вершины вдохновения!
Брюсов В. Числа
Не мешает дать задание учащимся самим поискать и другие аналогичные фрагменты из художественной литературы. Подобный поиск эффективно приобщает к художественной литературе, воспитывает эстетический вкус, исправляет речь. Наконец оно приводит к мысли, что художественная литература существует не только для литераторов, как и не только для математиков.
Ребятам интересно узнавать о поэтах, творчество которых так или иначе говорит об их отношении к математике.
Например, многие с уважение читаю произведения Эдгара Аллена По (1809-1879), которые обращают на себя внимания совершенством логического рассказа. Логика его детективных рассказов безупречна, как геометрическое доказательство.
Математическая ветвь научной поэзии Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) включает в себя несколько стихотворений, звучащих как гимны математике. Это “Числа”, “К портрету Лейбница”,”Мир N измерений” и др.
Но не только поэты и писатели обращались в своих произведениях к математике. Авторами мировых шедевров художественной литературы оказывались и математики.
Омар Хайами – математик, астроном, философ и поэт, классик персидской и таджикской литературы. Он первый создал способы решения кубических уравнений, в геометрии создал оригинальную теорию параллельных линий. Ему принадлежат исследования в области теории отношений и учения числе.
Русский востоковед Валентин Алексеевич Жуковский дал следующий реестр характеристик Хайама: “Он вольнодумец, разрушитель веры; он безбожник и материалист; он насмешник над мистицизмом пантеист; он правоверный мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый…”
Реализация межпредметных связей математики и литературы помогает решить проблему формирования эстетических эмоций при обучении математики и вовлечения их в процесс познавательного процесса.
Также что очень важно, этим оказывается помощь в развитии речи учащихся. Необходимо научить ребят чувствовать красоту в ее заметных правлениях, находить образы служения делу и ориентироваться на них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»
Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы
Главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к дух...
Осуществление межпредметных связей на уроках литературы в 5-8 классах. Из опыта работы Атарщиковой Н.В.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Нежинской СОШ Атарщиковой Н.В. . Литература - предмет, обладающий широкими возможностями интеграции с другими предметами. Многообразны фо...
Повышение познавательной активности учащихся путём реализации межпредметных связей музыки и литературы
В работе говорится о необходимости предметных связей на уроках музыки с литературными произведениями, приводятся конкретные примеры таких связей....
Моя семья (Module 4, Extensive Reading, межпредметные связи с уроком литературы)
УМК: Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс]. – 4-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение...
Таблицы межпредметных связей: "Математика и СБО", "Математика и швейное дело", "Математика и сельскохозяйственный труд"
Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания матема...