межпредметные связи математики и литературы
статья по алгебре по теме

Бушева Инга Николаевна

Статья о реализации межпредметных связей математики и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnye_svyazi_matematiki_i_literatury.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи математики и литературы

Одной из важнейших задач, которые ставит пред собой учитель, является развитие речи учащихся. Поэтому большую роль играет то, чтобы на уроках математики учитель знакомил  ребят с отношением поэтов, писателей к математике. Это помогает учащимся взглянуть на предмет глазами автора, проникнуться тем же отношением к изучаемому предмету.

Так, приступая к изучению стереометрии на I курсе, можно привести слова А. С. Пушкина:

“Вдохновение, есть расположение души к
живейшему принятию впечатлений и
соображению понятий, следственно, и объяс-
нению оных. Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии ”

На уроках алгебры учащимся будет интересно услышать слова:

“… Труден первый шаг
и скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству.
Я сделался ремесленник: Перстам
Придал послушную, сухую белость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я развеял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный
Предаться неге творческой мечты,
я стал творить…”

                                Пушкин А. С “Моцарт и Сальери”

На любом уроке найдется место словам:

”… Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит

Мы любим все и жар холодны числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все – и остры галльский смысл,
И сумрачный германский гений…”

Блок А. Склоры

Блоку принадлежат и такие слова:
“… на серьезные опечатки я могу жаловаться лишь в последнее время, когда невежество корректоров приняло баснословные размеры. Корректоры и издатели, имеющие уважение к слову, должны знать, что существует
математика слова (как математика всех других наук искусств), особенно – в стихах. Поэтому  менять их по собственному , каковы бы они, с их точки зрения ни были – по меньшей мере некультурно.”

Действительно, в жизни нет ничего такого, чего бы не было в романах, рассказах и стихах, а математика – слишком заметная тема жизни, чтобы не стать темой литературы. Может поэтому поэт свое преклонение:

Мечтатели, сибиллы и пророки,
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли – все создания – далеко,
Туда, где светят царственные числа.

Предчувствие разоблачает тайны,
Проводникам нелицемерным светит:
Едва откроется намек случайный,
Обемлет нас непересказанный трепет…

Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплатные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумьям с вершины вдохновения!

Брюсов В. Числа

Не мешает дать задание учащимся самим поискать и другие аналогичные фрагменты из художественной литературы. Подобный поиск эффективно приобщает к художественной литературе, воспитывает эстетический вкус, исправляет речь. Наконец оно приводит к мысли, что художественная литература  существует не только для литераторов, как и не только для математиков.

Ребятам интересно узнавать о поэтах, творчество которых так или иначе говорит об их отношении к математике.

Например, многие с уважение читаю произведения Эдгара Аллена По (1809-1879), которые обращают на себя внимания совершенством логического рассказа. Логика его детективных рассказов безупречна, как геометрическое доказательство.

Математическая ветвь научной поэзии Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) включает в себя несколько стихотворений, звучащих как гимны математике. Это “Числа”, “К портрету Лейбница”,”Мир N измерений” и др.

Но не только поэты и писатели обращались в своих произведениях к математике. Авторами мировых шедевров художественной литературы оказывались и математики.

Омар Хайами – математик, астроном, философ и поэт, классик персидской и таджикской литературы. Он первый создал способы решения кубических уравнений, в геометрии создал оригинальную теорию параллельных линий. Ему принадлежат исследования в области теории отношений и учения числе.

Русский востоковед Валентин Алексеевич Жуковский дал следующий реестр характеристик Хайама: “Он вольнодумец, разрушитель веры; он безбожник и материалист; он насмешник над мистицизмом пантеист; он правоверный мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый…”

Реализация межпредметных связей математики и литературы помогает решить проблему формирования эстетических эмоций при обучении математики и вовлечения их в процесс познавательного процесса.

Также что очень важно, этим оказывается помощь в развитии речи учащихся. Необходимо научить ребят чувствовать красоту в ее заметных правлениях, находить образы служения делу и ориентироваться на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности»

Тема проекта актуальна, т.к.ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Культурный человек не может счит...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Проблема использования межпредметных связей на уроках литературы

Главная общая цель изучения литературы в школе может быть определена следующим образом: ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к дух...

Осуществление межпредметных связей на уроках литературы в 5-8 классах. Из опыта работы Атарщиковой Н.В.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Нежинской СОШ Атарщиковой Н.В.  . Литература - предмет, обладающий широкими возможностями интеграции с другими предметами. Многообразны фо...

Повышение познавательной активности учащихся путём реализации межпредметных связей музыки и литературы

В работе говорится о необходимости предметных связей на уроках музыки с литературными произведениями, приводятся конкретные примеры таких связей....

Моя семья (Module 4, Extensive Reading, межпредметные связи с уроком литературы)

УМК: Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В.    Эванс]. – 4-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение...

Таблицы межпредметных связей: "Математика и СБО", "Математика и швейное дело", "Математика и сельскохозяйственный труд"

Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач в условиях коррекционной школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания матема...