Технология организации и проведения подвижных и спортивных игр в учебно-воспитательной работе
статья по физкультуре на тему

Статья раскрывает значение игр и их влияние на организм ребенка.  Рекомендована учителям физической культуры, воспитателям групп продленного дня, организаторам спортивной работы. Поможет выбрать игру для урока, мероприятия, спортивного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология организации и проведения подвижных и спортивных  игр     в учебно-воспитательной работе

          Морозова Ольга Николаевна, учитель физической культуры, МБОУ «Топкановская ООШ»

Игра – любимое занятие всех детей. Подвижные и спортивные игры играют важную роль в развитии физических и нравственных  качеств ребёнка, в приобретении им определённых навыков и умений.  Игры вызывают  удовольствие и положительные эмоции. В них проявляется выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе. Игра позволяет повысить активность на уроках, вовлечь каждого  в работу.    Во время игры активизируется двигательная и познавательная деятельность, преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества, как самостоятельность, контактность, коммуникабельность. 

Все игры, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:  подвижные игры и спортивные игры.

Первую группу составляют игры, разные по содержанию, организации, сложности  правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игровые упражнения.  Чем младше дети, тем целесообразнее использовать их, а также простейшие игры типа «Пятнашек» и игры-забавы.  Игровые упражнения - это переходные игры от гимнастических упражнений к подвижной игре. Этими упражнениями с удовольствием занимаются дети  всех возрастных групп, особенно школьники младшего возраста. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами  наиболее эффективны и любимы детьми в среднем школьном возрасте.

 Вторая группа - спортивные игры со сложными техническими действиями и правилами:  пионербол, волейбол, футбол, баскетбол, гандбол и другие применяют в среднем и старшем школьном возрасте. Однако начинать изучать их можно уже с 3 класса по упрощённым правилам.

 Сюжетные игры.

 Игры этого вида строятся с учётом опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средств транспорта, явление природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Основой для развёртывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных(хитрой лисицы, повадки хищников-волка, щуки, быстрота движений зайцев, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных машин.

 Сюжет и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае  учащиеся, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо влезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Волк и козлята»). Одной из особенностей игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, выполнение которых обязательно для всех.

 Сюжетные игры коллективны, количество играющих может быть различным, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Основная масса детей в таких играх изображает птичек, зайчиков, а один ребёнок или учитель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, совы. Действия всех персонажей игры взаимосвязаны. Действия волка заставляют зайцев быстрее  двигаться. Однако каждый игрок проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям в определённых условиях, учатся  изменять характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.

 В сюжетных играх дети очень непосредственны. К тому же, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они мгногократно повторяют такие движения, как бег, прыжки, приседание и т. д., чего в обычных условиях они никогда не сделают.

                                         Бессюжетные игры.

  Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным -    в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, чаще всего основаны на простых движениях: беге, прыжках, ловле. Такие игры доступны всем.

Бессюжетные игры требуют от играющих большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Условия выполнения задания диктуются правилами. Каждый играющий, выполняя задание, действует самостоятельно и в то же время вместе со всеми. Постепенно игры усложняются. При этом детей приучают, например, в беге не натыкаться друг на друга.

 Затем вводятся более сложные задания на внимание, ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, туда, где звенит колокольчик. Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определение на слух места, откуда раздаётся звук, и в соответствии с этим координирования своих действий. В играх, таких как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются следующие требования: выполнить действия как можно быстрее, найти своё место, сохранить свой предмет. В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее игрока проявлять быстроту и ловкость.

 В бессюжетных играх («Кегли», «Метко в цель», "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание, ловля. Вначале дети слабо владеют этим движением, поэтому обучение проводится в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и других. Упражнения в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Дети играют в бессюжетные игры с удовольствием. Это объясняется тем, что с ними играет учитель. Он показывает детям, как надо выполнять задания, сам выполняет ответственную роль, направляет ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении различных движений. 

Используя дифференцированный подход к детям, стараюсь одних подбодрить, убедить в собственных силах, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать. Широко применяю и методы поощрения, словесные одобрения, убеждение ребенка в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий в игре, создаёт основу для общественной активности.  

   Оценивая результаты, акцентирую внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.  

                           Спортивные игры.

  Спортивные игры как средство физического развития имеют большое значение. Им любят заниматься все дети. Они оказывают физиологическое влияние на организм и способствуют развитию скорости движений, силы, выносливости и ловкости, совершенствованию процесса обмена веществ, кровообращения, дыхания, выделительных функций и образования ряда двигательных навыков.

 Игры как вид физических упражнений характеризуются большим разнообразием движений. При этом движения игроков определяются особенностями течения игры и проведением партнёров, как своей команды, так и команды противника. Игроки должны  быстро оценивать обстановку, принимать правильное решение и реагировать точными движениями. Это требует от игроков быстрой ориентировки в пространстве. 

Таким образом, спортивные игры, как и различные виды единоборства, принадлежат к физическим упражнениям переменной интенсивности с быстрым реагированием на изменяющуюся обстановку. Мышечная деятельность при спортивных играх носит динамический характер. Статические усилия при этом незначительны.

 Функциональные изменения в организме, вызываемые спортивными играми, так же различны, как  и разнообразны виды игр. Такие игры как футбол, баскетбол, хоккей и некоторые другие, при высокой активности игроков связаны с большими сдвигами в обмене веществ, кровообращении, дыхании, выделительных процессах и т. д., другие же игры, как например, городки, более спокойные, относительно мало влияют на течение вегетативных процессов.

Даже одна и та же игра в зависимости от состава  игроков вызывает различные физиологические сдвиги. Например, при игре в волейбол  у игроков высокого класса физиологический сдвиг очень высок, а у начинающих он незначителен. Поэтому волейбол может быть рекомендован лицам с ослабленным здоровьем.

Наибольшие функциональные сдвиги в организме возникают при таких играх, как футбол, хоккей с шайбой, баскетбол. Эти игры значительно тренируют регуляторные функции нервной системы, повышают функциональные возможности важнейших внутренних органов и способствуют развитию выносливости, скорости и координации движений и быстрой ориентировки при непрерывно изменяющейся ситуации.

 

Используемая литература

1. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. - М.: 1972.

2. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. - М.,1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная методика и технология организации и проведения внеклассной воспитательной работы

       Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть эт...

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий (из опыта работы)

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разо...

"Организация и проведение подвижных игр на занятиях физической культуры"

Огромное значение игры – и для воспитания, и для жизни – понимают все. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Организация и проведение подвижных игр в семье».

 Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усво...

Организация и проведение подвижных игр

Расскрываются понятие подвижной игры; правила организации и этапы проведения подвижных игр....

Презентация для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр»

Презентация для воспитателей «Организация и проведение подвижных игр»...