Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника
статья по теме
Проектная деятельность как средство формирования
общеучебных компетентностей младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство формирования
общеучебных компетентностей младшего школьника
В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре образовательного стандарта на основании проекта базисного учебного плана, в части внеурочной деятельности учащимся предлагается как одно из направлений – проектная исследовательская деятельность.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Цель работы над проектами в начальной школе:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе развития.
Задачи:
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве
- умение вести диалог, координировать свои действия с партнерами по совместной деятельности;
- развитие способности доброжелательного чуткого отношения к людям, сопереживания;
- формирование социально адекватных способов поведения;
3.Формирование способности к организации и управлению деятельностью
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
4.Формирование умения решать творческие задачи;
5.Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
6.Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
- Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Проекты отличаются друг от друга:
- результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);
- числом детей:
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены
в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);
- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);
- продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, ее интерпретации, представления своих проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/21/picture-19233-1463854365.jpg)
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/26/picture-114520-1351237180.jpg)
Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников
Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Сами ученики, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-505796-1414678608.jpg)
Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников
Данная работа представляет собой информацию о том, что такое проект, проектная деятельность и описывает наш опыт применения проектной деятельности в воспитании личности учащегося....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/22/picture-989169-1513939449.jpg)
Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
Статья к внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
Статья на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника."...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/27/picture-46149-1403812852.jpg)
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников
Карта инновационного педагогического опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-739469-1453190261.jpg)
"ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Театрализованная деятельность помогает активизировать многие психические функции человека: мышление, внимание, память, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной ...