Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.
статья (6 класс) на тему
В статье рассматривается проектная деятельность учащихся. Рекомендуемый метод может быть использован учителями во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Захарова Н.Г. Статья. Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга
Проектная деятельность как средство формирования мотивации учащихся к изучению культурного наследия Санкт-Петербурга.
Каждый учитель может столкнуться с проблемой, связанной с личностью ученика, такой, как отсутствие интереса или мотивации к учебе. Особенно, если это касается, как говорят многие учащиеся, родители и даже коллеги-педагоги, «не основных» предметов, таких как «История и культура Петербурга» или «Мировая художественная культура»: ЕГЭ по этим предметам сдавать не надо, значит, они не особенно и нужны.
Задача современного образования - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии мотивации у школьников. Поэтому в педагогической практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации у обучающихся.
Как же сформировать у таких школьников желание учиться? Как сделать так, чтобы у них не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьников, которые считает, что учиться в школе скучно? Что сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения?
Ответ простой - создание на уроках и вне школьной аудитории таких условий для сознательного, активного участия детей в творческой деятельности, чтобы она приносила и радость открытия, преодоления, достижения своей цели, и повышение мотивации к предмету.
Одним из многочисленных методов, которые имеются в копилке педагогов, является метод проектов. Слово сегодня очень модное, и дети на участие в проекте откликаются довольно живо.
«Проект» («проектирование» - прорыв) - это обучение через деятельность. «Человек рожден для мысли и действия» - говорили древние мудрецы. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» - вторит им Бернард Шоу.
Применение этой методики на уроках и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Проектная деятельность предполагает широкое творчество, без ограничений узкими предметными рамками.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики: неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности; повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а навыки, полученные в процессе работы, помогут учащимся расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Метод проектной деятельности актуален и в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы. В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.
К достоинствам метода проектов можно отнести следующие:
личностно ориентирован;
самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения.
Три кита самомотивации:
Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
позволяет учиться на собственном опыте;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Еще одной проблемой в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга является невозможность в рамках учебного времени способствовать всестороннему развитию личности школьника, формированию навыков исследовательской деятельности, воспитанию активных и ответственных граждан Санкт-Петербурга.
Эту проблему также может помочь разрешить внеурочная деятельность учащихся в рамках различных проектов.
Предлагаю вашему вниманию учебный проект «Петербург на перекрестке культур».
Во всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии указывается, что «…Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений». А где, как не в Петербурге это культурное разнообразие представлено в полном объеме?!
- Наш город – своеобразный перекресток культур, где сосредоточено все лучшее из того, что было накоплено цивилизациями Запада и Востока.
- Идеи, образы и формы, рожденные в далеком прошлом, пройдя разные эпохи, периоды, цивилизации, изменялись, наполнялись новым смыслом и содержанием.
- Петербург является хранителем сокровищ прошлого - наследие древних народов дошло до наших дней.
- Петербургские мастера творчески осмыслили и переработали наследие прошлого. Они украсили наш город великолепными памятниками, которые, в свою очередь, стали памятниками мировой художественной культуры.
- Петербург предоставляет нам возможность изучать шедевры мировой культуры, не покидая города, совершать путешествия во времени и пространстве.
Наиболее интенсивное обращение к потенциалу культурного наследия нашего города происходит на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» и «Мировой художественной культуры». Но существует проблема взаимодействия двух этих курсов. Краеведение ориентировано на практические умения и навыки существования горожанина, в то время как задачи курса МХК делают упор на духовно-нравственном, ценностно-личностном развитии школьников. Проект «Петербург на перекрестке культур» - это проект интеграции двух этих школьных предметов, попытка создания условий для выработки у учащихся целостного видения мира и, в частности, памятников культурного наследия.
Таким образом, Идея проекта: Уникальное наследие мировой художественной культуры и памятники Петербурга, напоминающие о различных сторонах культуры других времен, народов и цивилизаций.
Соответственно, Целью проекта является помощь в формировании эмоционально-ценностного восприятия учащимися памятников Петербурга, не только как части отечественного, но и всемирного культурного наследия.
Одно из важнейших условий успешной реализации проекта – заинтересованность детей. Поэтому темы для исследования они выдвигали сами. Вот, что получилось.
Темы проекта (охватывают период от древнейших цивилизаций до ХХ века)
6 класс
- Египетские пирамиды и пирамида в Царском Селе
- Обелиски в прошлом и настоящем
- Египетские сфинксы и сфинксы Петербурга
- Рельефы храма в Дендере и загадочный дом на Захарьевской улице
- О чем напоминают Египетские ворота
- В мире сокровищ (сокровища пирамид и Эрмитажа)
- Скульптурный Олимп Летнего сада
- Застыли мифы на берегах Невы…
- Гераклу жизнь подарили Лисипп и петербургские мастера
- Геракл и Флора приветствуют вас
- Античность и театральный Петербург
- Триумф, виктория, победа
7 класс
- «Китайские драконы» в Петербурге
- «Стражи» Запретного города на невских берегах
- Отголоски эпохи Возрождения на берегах Невы
- Прогулка по залам Академии художеств
- Лоджии Рафаэля: Рим и Петербург
- Отголоски средневековой архитектуры в памятниках Петербурга (на примере одного из объектов культурного наследия города) и т.п.
Основные направления деятельности в проекте
- исследовательское: поиск информации, ее обработка, выстраивание в соответствии с идеей проекта.
- художественно-творческое: фото-, видео- работы, изобразительное искусство. Чаще всего художественные работы учащихся являются иллюстрацией к презентации результатов исследования.
- практическое: экскурсионное: создание виртуальных или реальных ученических экскурсий; защита экскурсий. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с основами экскурсионной работы, развивают речь.
Этапы проекта
I – создание виртуальных мини-экскурсий по одному из объектов
II – создание виртуальных или реальных экскурсий, объединяющих несколько объектов всемирного культурного наследия разных эпох и стилей
Чему способствует проект?
Формированию
- высокого уровня визуальной грамотности;
- умения «считывать» смыслы, заложенные в различных текстах культуры, и на этой основе делать широкие обобщения;
- умения создавать собственные «культурные тексты»;
- способности к интегративному мышлению;
- свободы ориентации в культурном пространстве Санкт-Петербурга;
- взаимосвязанной и целостной картины мира, в которой подросток позиционирует себя как активную, способную к позитивной деятельности, личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"
Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...
Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга
Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Пе...
Статья "Культурное наследие Санкт- Петербурга, как составляющая регионального компонента образования"
Статья посвящена взаимосвязи культуры и природы, формированию экологической культуры через познание художественной культуры города....
ПРИМЕНЕНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья рекомендована для учителей истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, применяющих развивающие технологиии в процессе преподавания...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...
Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения
Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...
Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"
В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...