Проектная деятельность как средство развития у школьников познавательного интереса к предметному миру
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на занятиях.

Наиболее важными задачами внеурочной работы на современном этапе развития образовательного учреждения являются следующие:

1) пробуждение и развитие устойчивого интереса студентов к изучаемым дисциплинам;

2) расширение и углубление знаний по программному материалу;

3) развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

4) расширение и углубление представлений о практическом значении математики в технике;

5) расширение и углубление представлений о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;

6)разностороннее развитие личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Школа всегда проявляла заботу о всестороннем развития молодого поколения,о передаче ему необходимых в жизни знаний и навыков.Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности.В связи с этим это требование стало являться приоритетным и в ФГОС основного общего образования. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, способных реализовать сегодняшние запросы общества является метод проектов.

 Задачи проектной деятельности:

1 Расширить кругозор учащихся за пределами школьной программы, т.к. появляется возможность рассказать и изучить те области науки , которые не изучаются в школьном курсе.

2 Дать понятия технологии исследовательской работы, возможность самостоятельно поставить эксперименты и сделать выводы из своих исследований.

3 Помочь выбрать для исследования тему, которая заинтересует ребенка. Из бесед с учащимися сразу видно, чем интересуется ребенок, следовательно, есть возможность предложить ему тему для исследования.

4 Организовать научное сопровождение работы учащегося. Составить план изучения литературы по данной теме, проведению опытов , по возможности организовать посещение лаборатории в ВУЗе.

5 Организовать выход работы учащегося на защиту, выступление, в конкурсах, способствовать его самореализации.

Чтобы организовать данный процесс и решить задачи, необходимо: взаимодействовать с родителями ( беседы, разъяснительная работа) Если родители заинтересованы в развитии своего ребенка, то это 50 % успеха, они начинают помогать ребенку в достижении его цели, принимают участие в работе. Основным компонентом является публичное представление результатов работы, при котором присутствую родители учащихся.

 Метод проектов

 во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого

во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами

в-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

в-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектам.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, философско-физические исследования (в жанре эссе)

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не¬ традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и литературно-физические трактаты.

Проект: Доктор занимательных наук (по книгам Пелермана Я.И.)

I этап: Погружение в тему проекта.

Учитель формулирует тему, цель, задачи.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством великого популязатора науки Я.И. Перельмана

Задачи:

- приобщение к отечественному и мировому научному наследию в увлекательной форме;

- демонстрация красоты математики, а так же тесной взаимосвязи с различными областями их применения;

- популяризация научного знания, культуры и истории своей страны;

- получение необходимые знания для взрослой жизни.

• Изучить литературу

• Для исследования: исторические сведения; тема исследования; выводы; создание буклета.

• Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации.

II этап: Организация деятельности.

Учитель: Организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы ребята, в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность.

Ученики: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируются с учителем.

III этап: Осуществление деятельности.

Ученики на этом этапе очень активны. Ищут материал в литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования проводят его, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта.

На проведение этого этапа отводится два урока, во внеурочное время ребята доделывают свою работу.

IV этап: Презентация результатов.

Это внеклассное мероприятие по теме: «Доктор занимательных наук».

1. Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.

2. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

3. Данный опыт может быть использован в любом классе начиная с 7-го.  Можно также использовать для демонстрации учащимся различного материала из других предметных областей,физики,астрономии.Цели, задачи, тема проекта должны формулироваться с учетом возрастных особенностей детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников

Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является проектная деятельность. Поисковая учебно-познавательная деятельность, грамотно организованная педагогом, позволя...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся"

Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся....

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Данная работа содержит результаты теоретического исследования и практическую работу по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами проектной деятельности. Могут использовать пед...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках обществознания

Специфика обществоведческого образования обучающихся основной школы, по нашему мнению, такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через вы...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории.

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории....