Статья. Сохранение культурного наследия на уроках словесности.
статья по теме
В статье изложены размышления о роли учителя в сохранении культурного наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.detstvo_i_kulturnoe_nasledie-4.odt | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Сохранение культурного наследия на уроках словесности
Детство и наследие... Как далеки и как, вместе с тем, неразрывно связаны эти два слова, два понятия.
След, который оставит человек на земле, культурные и научные ценности, которые новое поколение подарит своим детям,- все это результат воспитания и образования современного молодого поколения. Окружающая культурная среда воспитывает человека, воздействует на формирование его мировоззрения. Будущее России зависит от того, какими станут наши дети, какие духовные и нравственные ценности они подарят следующим поколениям.
Перед школой ХХI века стоят важные задачи в плане не только образования, но и воспитания молодого поколения. Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС ) определили главной целью общего образования формирование личности учащегося. Безусловно, данный подход к значению и роли школы в жизни общества актуален для современности и важен для будущего.
Образование, которое получает ученик в школе, не только обогащает его предметными знаниями, но и наполняет духовным богатством. Человек, который был воспитан в обществе, уважающем свое культурное наследие, будет беречь и развивать бесценное духовное и нравственное богатство, подаренное ему предшествующими поколениями.
Не стоит объяснять, какую роль в сохранении и развитии культурного наследия играет изучение литературы в школе. На мой взгляд, уроки литературы призваны, прежде всего, воспитывать учащихся, формировать нравственные и эстетические ценности детей. Изучая произведения художественной литературы, ученики имеют возможность не только знакомиться с шедеврами мировой культуры, но и узнавать о том, как жили, о чем мечтали, к чему стремились наши предки. Большое значение имеет и воспитательный аспект изучения художественной литературы в рамках школьной программы. На примерах судеб и поступков литературных героев современный ученик формирует свое собственное суждение о морали и нравственности. Принимая во внимание состояние современных СМИ, нетрудно понять, сколь велико значение образования в воспитании детской аудитории, лишенной на сегодняшний день достойных и качественных телепередач.
Недопустимо, чтобы современная молодежь воспринимала мир сквозь призму интернет - сообщений и рекламных роликов, хотя, к сожалению, такая тенденция прослеживается. Не хочу быть пессимистом и утверждать, что все наши дети стали "жертвами интернета", но не могу и не отметить, что нынешние пятиклассники уже отличаются от пятиклассников 2008-2009гг. Дети разных поколений по-другому воспринимают одни и те же художественные тексты, по-своему оценивают поступки и характеры литературных героев. К счастью, хочется отметить, что в глобальных вопросах, связанных с пониманием добра и зла, чести и предательства, любви и ненависти, современные школьники сохраняют единство мнений. Это вселяет надежду и подтверждает важность и значимость сохранения культурного наследия.
Как известно, фольклор – копилка, кладезь народной мудрости, вечно живой голос наших предков. Не случайно в программу по литературе включены произведения устного народного творчества. Изучение произведений различных фольклорных жанров помогает сформировать у учеников 5-6 классов представление об этических нормах, которые были заложены в народном сознании и служили основой для воспитания молодого поколения. К сожалению, чем моложе родители наших учеников, тем скромнее представления детей о богатстве фольклорного наследия. Проходит всего лишь пять-семь лет, а уже меняется среднестатистический ученик, уже по-новому надо выстраивать диалог с детьми и их родителями. Современному учителю, обучающему и воспитывающему поколение нового века, необходимо не только идти в ногу со временем, но и, что еще важнее, сохранять и развивать культурное наследие, оставленное нам.
Кто, как не ребенок, может искренне радоваться и сопереживать, узнавая о судьбах героев, следя за событиями повествования. Именно поэтому так важно знакомить детскую аудиторию с тем лучшим, что есть в нашей многовековой культуре. Как я уже говорила выше, меняется время и меняются дети, но это вовсе не значит, что они становятся хуже или лучше. Детское восприятие мира является своеобразным отражением нравственно-этических норм современности, а забота о воспитании и образовании молодого поколения может считаться показателем уровня развития общества. Только в цивилизованном обществе ребенок может получать всестороннее развитие, и только гармонично развитая личность может сохранять и приумножать культурные ценности своего народа. Именно поэтому так важно, учитывая требования нового времени, воспитывать детей на лучших примерах прошлого и настоящего.
Ни у кого не возникает сомнения в том, насколько велика роль школы и каждого педагога, особенно учителей гуманитарного цикла, в выполнении социокультурной функции. Именно поэтому, как я считаю, учитель должен быть носителем культурных традиций, вести обучение, опираясь на достойные примеры прошлого. С нас, взрослых, должен быть особенный спрос за то, как и что мы оставим нашим детям, а они, в свою очередь, передадут следующим поколениям.
Можно приводить большое количество примеров из практики, подтверждающих колоссальную роль диалога учителя с учениками в процессе обучения. Так, например, изучая с нынешними пятиклассниками устную народную сказку «Царевна- лягушка», я была удивлена, слушая то, как дети десяти-одиннадцати лет воспринимают народную мораль данного произведения.
- Почему сказка имеет именно такое название?- задала я вопрос моим ученикам, наводя их на мысль о нравственных и духовных достоинствах героини устного народного творчества.
Самые активные ученики, готовые отвечать на все вопросы, сразу же высказали свою точку зрения:
-Василиса Премудрая была умная, красивая и хитрая.
- Ум и мудрость народной героини неоспоримы, но это ли главное? - вновь обращаюсь с вопросом к детской аудитории.
Затем последовали ответы более скромных учащихся пятого класса:
- Василиса Премудрая была добрая и искренняя, - предполагают дети.
- Конечно, доброта, порядочность, искренняя любовь- все эти нравственные качества во все времена были истинными достоинствами человека. Но все же, почему именно «Царевна-лягушка»?- не унимаюсь я и жду еще ответов.
К моему огромному удовлетворению, спустя некоторое время и провалив ряд попыток приблизиться к правильному ответу, находятся в классе дети, которые робко произносят:
- Лягушка некрасива внешне, но прекрасна в душе.
- Великолепно, вы, конечно, правы. Благородство, честь и честность, порядочность, доброе сердце и ум тоже, безусловно, высоко ценили наши предки,- подвожу итог интересного диалога с юной аудиторией.
Не буду самонадеянно утверждать, что, уходя с урока литературы, все ученики переосмыслят свои взгляды. Но я абсолютно убеждена в том, что, если в сердцах и умах части детской аудитории сохраняться нравственные ценности и народная мораль, мы не утратим нашего культурного наследия.
Что бы ни говорили о школе и о месте учителя в современном мире, настоящий учитель влияет на сознание и воспитания детей. Безусловно, ребенок живет и воспитывается прежде всего в семье, но семья- это ячейка общества, а значит, ответственность за формирование нравственных ценностей будущих родителей возлагается и на учителя.
Сохранить культурные традиции сегодня - значит передать их нашим детям.
Самострельская Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как источник формирования у школьников интереса к сохранению культурного наследия»
Духовно - культурное наследие России является основой гражданского - патриотического воспитания нашей молодежи. На сегодня это и главная задача в образования. Патриотизм ...
Изучение культурного наследия на уроках литературы через внеклассное мероприятие с учащимися индивидуального обучения.
Проводилась подготовка к 200летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В ходе заочной экскурсии по лермонтовским местам России, учащиеся принимали участие в конкурсе на лучшее исполнение произведе...
Эссе (сочинение) на тему: «Проблема сохранения культурного наследия Ю. А. Гагарина в Хабаровском крае»
Работа подготовлена для школьного конкурса...
Культурное наследие на уроках русского языка и литературы и во внеучебной деятельности
Многообразные формы и приёмы использования краеведческого материала, направленного на расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности учащихся....
Исследовательская работа на тему "Вопросы сохранения культурного наследия"
Исследовательская работа...
Статья: ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА КАК ОБЪЕКТ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
Рассмотрены объекты природно-культурного наследия Тосненского района, используемые для проведения учебных экскурсий....
Внеклассное мероприятие "Сохранение культурного наследия"
Интегрированное внеклассное мероприятие (анг.язык и технология)...