Доклад "Современные педагогические технологии"
материал по теме
В докладе описаны общие требования к уроку, структура и формы урока, современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Современные педагогические технологии" | 61.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
Доклад заместителя директора по УВР МОУ-СОШ с. Калининское на межшкольном методическом мосте Гороховой А.А.
Тема доклада : «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»
Дата 16.05.2013 г.
Содержание доклада:
- общие требования к уроку
- структура и формы уроков
- требования к современному уроку
- современные образовательные технологии
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражается все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»
М.Н. Скаткин
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.
В рамках введения новых ФГОС происходит смена образовательной парадигмы образования от знаниевой к деятельностной: предлагается иное содержание , иные подходы, иное право ,иные отношения, иное поведение , иной педагогический менталитет.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь , телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам обучения , использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса -личностно ориентированное взаимодействие педагога с обучающимися.
Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой госу дарственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов) выводит эту проблему в ряд приоритетных государ ственных и общественных.
К реализации концепции образования на протяжении всей жиз ни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью не обходимо развивать образовательный процесс, опираясь на сле дующие основания:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и являются целями современно го образования.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Я.А. Коменский обосновал и ввёл классно-урочную систему. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал теорию урока на основе учения о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении.
Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться.
Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития.
«Урок — основная форма организации обучения» "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского."Просвещение", Москва, 1983 г.
Педагогические требования к уроку
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.
Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя иобучающихся. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная.
В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п.
Были попытки классификации уроков, например, по характеру познавательной деятельности учащихся (уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и др.). по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом) и т. д.
Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами.
В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков:
уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
уроки формирования и усвоения умений и навыков;
уроки обобщений и систематизации знаний;
уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке,— комплексного применения (В. А. Онищук) знаний, умений и навыков;
контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.
К сожалению, и эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как практически далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде любой из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Кроме того, приведенная классификация отражает только образовательные цели, не учитывает реализацию на уроке воспитательных задач и характер учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках. Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание его структуре.
Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
Кроме указанных основных этапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение — методику решения отдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта является наиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы, приемы и средства обучения применяются в различном сочетании, последовательности и взаимосвязи.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Попытаемся выяснить современные требования к качеству урока.
- Применение современных технологий как один из способов повышения эффективности урока, влияющий на качество обученности учащихся- первая составляющая современного урока
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. К современным педагогическим технологиям относятся:
Технология |
Развивающее обучение. |
Проблемное обучение. |
Разноуровневое обучение- для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения учебной программы. Педагог-дирижер, а у каждого ученика своя партия. |
Технология уровневой дифференциии на основе обязательных результатов |
Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях. Развитие исследовательских навыков. |
Проектные методы обучения. |
Технология “Дебаты”. |
Технология модульного и блочно-модульного обучения. Самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках. Максимум самостоятельной работы. |
Лекционно-семинарско-зачетная система. |
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом |
Коллективная система обучения. |
Технология перспективно-опережающего. обучения. |
Обучения в сотрудничеств (командная, групповая). |
Информационно-коммуникацион-ные технологии. |
Здоровьесберегающие технологии. |
Технология дистанционного обучения. |
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре. |
Адаптивная система обучения – обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава). Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно. |
Технология полного усвоения знаний – уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны. (спортивные секции, группы театрального, хореографического коллективов) |
ТРИЗ |
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Вызов - Осмысление - Рефлексия |
В ходе анализа посещенных уроков педагогов нашей школы были сделаны следующие выводы:
- Пед.коллектив владеет информацией о современных педагогических технологиях,
- Использует различные технологии полностью или приемы поэлементно
Учителя применяют в своей работе инновационные технологии обучения. Наиболее привлекательной является игровая технология, элементы развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ. Меньше других используется проектное обучение.
Приоритетной формой организации деятельности обучающихся учителя считают индивидуальную, хотя также многие отдают предпочтение групповой.
- Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников
Анкета
“Положительное внимание к своей работе или общении с детьми”
(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
- Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
- Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
- Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
- Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
- Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
- Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок.
При посещении уроков можно заметить типичные недостатки: репродуктивный стиль подачи учебного материала, отсутствие совместной деятельности педагога и обучающихся по определению цели и задач урока, однообразное использование информационных технологий, их методикой, однообразны формы домашних заданий, отсутствие на уроках необходимой наглядности.
Наблюдения за организацией работы показывают, как будто все есть: и задачи решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу, если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают пассивно, в пол силы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить, кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты, встречались уроки на которых не на должном уровне строилась работа с учебником и практическими заданиями.
Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий, падает мотивация к обучению. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение с сложившимся положением дел. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки учителя, но и от подготовки обучающихся. К сожалению, этому вопросу не уделяют
должного внимания в практической работе некоторые учителя. Между тем целенаправленная подготовка учеников к следующему уроку (или урокам) создает у них положительный психологический настрой, вызывает повышенный познавательный интерес.
Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед учениками определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели учителя будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу. У каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к учебному материалу.
Я думаю, вы сейчас поделитесь.
Педагоги находят методы, стимулирующие обучающихся к мотивации к целеполаганию и процессу познания. Это преимущественно постановка какой-то проблемы, практическое задание или «столкновение» мнений учащихся вопросом или заданием.
Остаётся проблемой работа с одарёнными обучающимися. Не все учителя такую работу ведут, а если и ведут, то преимущественно на уроках, где не всегда, учитывая специфику классов, это возможно. Необходимо продумывать другие формы работы с одарёнными детьми через систему предметных кружков, клубов и т.д.
Приоритетными способами контроля в школе являются устный опрос, дополнение с места, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Значительно реже учителя используют такие виды контроля, как различного рода творческие работы (сочинения, проекты, учебно- исследовательские работы. В школе остаётся популярным репродуктивный способ организации деятельностиобучающихся. Но вместе с тем многие учителя используют в своей работе частично – поисковый и творческий уровень деятельности. И как росток нового, начинает формироваться исследовательский способ организации деятельности.
Педагоги школы учат детей проводить рефлексию собственной деятельности, причём используют для этого различные способы, среди них выделяется способ самооценки и вопросно- ответный (Что нового я узнал на уроке? Чему научился? Что ещё осталось узнать?). учителя начальной школы применяют для рефлексии игры
К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знанийобучающихся.
Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации уроков
- Работа с одарёнными детьми.
- Робкое внедрение в процесс обучения современных и перспективных видов контроля знаний учащихся.
- Недостаточное использование творческого и исследовательского уровней деятельности учащихся.
-уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
-самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
-отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
- сообщения, готовятся детьми не самостоятельно, а с подачи готового материала учителем, порой непосредственно перед уроком.
- непродуманное домашнее задание.
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением. Самостоятельная работа обучающихся организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала, осуществляется тесная связь между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой обучающихся. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности учеников, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности обучающихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных контрольных и др.)
В зависимости от хода решения постав ленных дидактических задач могут расширяться или сокращаться отдельные этапы построения урока, изменяться место и функции различных методов и приемов обучения.
Структура современного урока поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности обучающихся и руководящей роли учителя.
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью
самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так чтобы всем было интересно. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.
Устранение выявленных недостатков позволит, на мой взгляд, повысить качество обучения и образования.
Литература: «Инновационные педагогические технологии» автор НикишинаИ.В., издательство «Учитель» Волгоград 2006г,
«Педагогика» под ред. Ю.К. Бабанского, Москва «Просвещение» 1983 г.
Лекция с семинара для заместителей директоров по УВР Шкель В.Ф. 2012 г
Рефлексия участников педсовета. Игра «Ассоциация»
слово «развитие» является одним из показателей современного урока.
Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».
Р | радость | рост | результат |
А | |||
З | |||
В | |||
И | |||
Т | |||
И | |||
Е |
Работа выполняется в группах. Рассматривается результат работы групп.
Цели педсовета:
повышение теоретических знаний педагогов в области методических знаний к современному уроку и его общедидактического анализа.
-рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся.
- повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках. - способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
План работы педагогического совета:
1 – Доклад заместителя директора по УВР Ворожейкиной Т.Е. по теме педагогического совета
Содержание доклада:
- общие требования к уроку
- классификация методов обучения
- структура и формы уроков
- требования к современному уроку
- современные образовательные технологии
2 – Обсуждение
Вопросы для обсуждения:
- Какие методы и приемы наиболее успешно позволяют организовать учебно-познавательную деятельность учащихся?
- Предложите необычное, нестандартные методические приемы на уроке из вашего опыта работы
3 – Рефлексия: оценка работы педсовета и собственного самочувствия
Каждому учителю предлагается выполнить к педсовету домашнее задание:
На листе бумаги написать названия тех технологий, с которыми вы познакомились в течение последних двух лет и применяете в своей практике.
Выберите ту педагогическую технологию, которой вы отдаете наибольшее предпочтение.
Из выбранных технологий напишите названия тех методов, приемов и средств, которые используются вами чаще всего.
Выберите метод или прием, которому вы придаете особое значение. Сделайте его описание по схеме:
- Название метода (приема) в точной и ясной формулировке;
- Краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;
- Характеристика условий, при которых данный метод (прием) наиболее приемлем;
- Определение того, что получается в итоге;
- Чего стоит опасаться, чтобы исключить нежелаемые воздействия.
«Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражается все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»
М.Н. Скаткин
Проблема качества образования стоит сейчас остро. Отказ от единой госу дарственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых (тестирование вместо традиционных экзаменов) выводит эту проблему в ряд приоритетных государ ственных и общественных.
К реализации концепции образования на протяжении всей жиз ни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью не обходимо развивать образовательный процесс, опираясь на сле дующие основания:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и являются целями современно го образования
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций.
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Я.А. Коменский обосновал и ввёл классно-урочную систему. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал теорию урока на основе учения о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении.
Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться.
Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития
«Урок — основная форма организации обучения» "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского."Просвещение", Москва, 1983 г.OCR Detskiysad.Ru
Педагогические требования к уроку
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.
Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В советской дидактике существуют различные подходы к классификации уроков
В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п.
Были попытки классификации уроков, например, по характеру познавательной деятельности учащихся (уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и др.). по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом) и т. д.
Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами.
В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков:
уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
уроки формирования и усвоения умений и навыков;
уроки обобщений и систематизации знаний;
уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке,— комплексного применения (В. А. Онищук) знаний, умений и навыков;
контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.
К сожалению, и эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как практически далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде любой из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Кроме того, приведенная классификация отражает только образовательные цели, не учитывает реализацию на уроке воспитательных задач и характер учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем советской дидактики.
Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание его структуре.
Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.
Кроме указанных основных этапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение — методику решения отдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта является наиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы, приемы и средства обучения применяются в различном сочетании, последовательности и взаимосвязи.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Попытаемся выяснить современные требования к качеству урока.
- Применение современных технологий как один из способов повышения эффективности урока, влияющий на качество обученности учащихся- первая составляющая современного урока
Приложение 1: «Педагогические технологии»
Задание: Определите по предложенным элементам, о какой педагогической технологии идет речь в каждом варианте.
Элементы:
- трансляция готового материала педагогом
- поиск наиболее эффективных вариантов подачи материала
- попытка включения ученика в свою деятельность
- информация в форме монолога педагога
- многократные повторения
- «пассивность» учеников (объяснительно-иллюстративная технология)
Элементы:
- отказ от шаблона и формализма в организации урока
- максимальное вовлечение в активную деятельность на уроке
- занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия
- принцип педагогики сотрудничества
- учение без принуждения
- «увлекательные добавки» в занятие
(игровая технология)
Элементы:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- самостоятельная деятельность учащихся
- использование исследовательских методов
- сбор, систематизация и анализ полученных данных
- итоги, результаты, их оформление (метод проектов)
Элементы:
- Включает элементы индивидуальной, парной, групповой работы
- Учебная деятельность осуществляется путем общения в динамических (сменных) парах
- Сотрудничество становится нормой обучения
- «каждый учит каждого»
- «каждый работает на себя и других»
- Предварительная подготовка учеников-консультантов (коллективные способы обучения)
Элементы:
- Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся
- Учет различий в готовности к обучению, способностях учащихся
- Создание разнообразных условий обучения с учетом особенностей обучающихся
- Создание для учащихся равных условий для ситуации успеха
- Сотрудничество педагога и обучающегося
- Преобладающий метод – объяснительно-иллюстративный (технология разноуровневого (дифференцированного) обучения)
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Технология |
Развивающее обучение. |
Проблемное обучение. |
Разноуровневое обучение- для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения учебной программы. Педагог-дирижер, а у каждого ученика своя партия. |
Технология уровневой дифференциии на основе обязательных результатов |
Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях. Развитие исследовательских навыков. |
Проектные методы обучения. |
Технология “Дебаты”. |
Технология модульного и блочно-модульного обучения. Самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках. Максимум самостоятельной работы. |
Лекционно-семинарско-зачетная система. |
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом |
Коллективная система обучения. |
Технология перспективно-опережающего. обучения. |
Обучения в сотрудничеств (командная, групповая). |
Информационно-коммуникацион-ные технологии. |
Здоровьесберегающие технологии. |
Технология дистанционного обучения. |
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре. |
Адаптивная система обучения – обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава). Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно. |
Технология полного усвоения знаний – уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны. (спортивные секции, группы театрального, хореографического коллективов) |
ТРИЗ |
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Вызов - Осмысление - Рефлексия |
В ходе анализа посещенных уроков были сделаны следующие выводы:
- Пед.коллектив владеет информацией о современных педагогических технологиях,
- Использует различные технологии полностью или приемы поэлементно
Учителя применяют в своей работе инновационные технологии обучения. Наиболее привлекательной является игровая технология, элементы развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ. Меньше других используется проектное обучение.
Приоритетной формой организации деятельности учащихся учителя считают индивидуальную, хотя также многие отдают предпочтение групповой.
- Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников
Приложение 2: Анкета
“Положительное внимание к своей работе или общении с детьми”
(отвечайте “ДА” или “НЕТ”)
- Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
- Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
- Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
- Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
- Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
- Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
- Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Современный урок - это урок духовного равноправия, на котором ученики не иллюстрируют заранее подготовленную учителем схему, а вместе с ним, а иногда и вопреки ему, сами постигают истину. Именно такой подход определяет тонус, настрой дальнейших отношений ученика и учителя.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.
Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок.
Посещенные уроки показали типичные недостатки: репродуктивный стиль подачи учебного материала, отсутствие совместной деятельности педагога и учащихся по определению цели и задач урока, однообразное использование информационных технологий, их методикой, однообразны формы домашних заданий, отсутствие на уроках необходимой наглядности.
Наблюдения за организацией работы показывают, как будто все есть: и задачи
решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу,
если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят
поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают
пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить,
кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты, встречались
уроки на которых не на должном уровне строилась работа с учебником,
практическими заданиями.
Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников
работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и
усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся
положением дел. Успех урока и его результаты зависят не только от подготовки
учителя, но и от подготовки учащихся. К сожалению, этому вопросу не уделяют
должного внимания в практической работе некоторые учителя. Между тем
целенаправленная подготовка учеников к следующему уроку (или урокам) создает у
них положительный психологический настрой, вызывает повышенный
познавательный интерес.
Каждый педагог, готовясь к уроку, ставит перед собой, перед учениками определённые цели и задачи. И одним из путей достижения цели учителя будет являться привлечение внимания учащихся к учебному материалу. У каждого учителя есть свои приемы по привлечению внимания учащихся к учебному материалу.
Я думаю, вы сейчас поделитесь.
Педагоги находят методы, стимулирующие учащихся к мотивации к целеполаганию и процессу познания. Это преимущественно постановка какой-то проблемы, практическое задание или «столкновение» мнений учащихся вопросом или заданием.
Остаётся проблемой работа с одарёнными учащимися. Не все учителя такую работу ведут, а если и ведут, то преимущественно на уроках, где не всегда, учитывая специфику классов, это возможно. Необходимо продумывать другие формы работы с одарёнными детьми через систему предметных кружков, клубов и т.д.
Приоритетными способами контроля в школе являются устный опрос, дополнение с места, тесты, самостоятельные и контрольные работы. Значительно реже учителя используют такие виды контроля, как различного рода творческие работы (сочинения, проекты, учебно- исследовательские работы. В школе остаётся популярным репродуктивный способ организации деятельности учащихся. Но вместе с тем многие учителя используют в своей работе частично – поисковый и творческий уровень деятельности. И как росток нового, начинает формироваться исследовательский способ организации деятельности.
Педагоги школы учат детей проводить рефлексию собственной деятельности, причём используют для этого различные способы, среди них выделяется способ самооценки и вопросно- ответный (Что нового я узнал на уроке? Чему научился? Что ещё осталось узнать?). учителя начальной школы применяют для рефлексии игры
К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся.
Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации уроков
- Работа с одарёнными детьми.
- Робкое внедрение в процесс обучения современных и перспективных видов контроля знаний учащихся.
- Недостаточное использование творческого и исследовательского уровней деятельности учащихся.
-Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
-Самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
-Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
- Сообщения, готовятся детьми не самостоятельно, а с подачи готового материала учителем, порой непосредственно перед уроком.
- Непродуманное домашнее задание.
Подведение итогов педсовета.
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением. Самостоятельная работа учащихся организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала, осуществляется тесная связь между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой учащихся. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности учеников, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных контрольных и др.)
В зависимости от хода решения постав ленных дидактических задач могут расширяться или сокращаться отдельные этапы построения урока, изменяться место и функции различных методов и приемов обучения.
Структура современного урока поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности учащихся и руководящей роли учителя.
Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью
самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую,
незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее
организацию в обучении. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так,
чтобы всем было интересно. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои
способности.
Устранение выявленных недостатков позволит, на мой взгляд, повысить качество обучения и образования
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
где рассмотрены требования к современному уроку (по М.М. Поташнику), «Урок — основная форма организации обучения» "Педагогика". Под редакцией Ю. К.Бабанского Материалы представлены на сайте школы
Содержание позволит учителю:
- ориентироваться в методических терминах,
- методически грамотно ставить цели урока,
- различать типы уроков,
- строить планы (сценарии) уроков различных типов,
- иметь представление о педагогических технологиях,
- познакомиться с особенностями проектной технологии,
-узнать, как можно использовать в своей практической дея тельности информационно-коммуникативные технологии.
- ПРИЧИНЫ ПОНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
- ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
- ОШИБКИ В ОТБОРЕ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ - ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ - ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ.
Решение
- Работу педагогического коллектива по применению технологий и методик в УВП с целью повышения качества знаний учащихся считать своевременной и нужной.
- Продолжить модернизацию системы обучения в школе путем изучения теории по вопросу требований к современному уроку.
- Активнее и эффективнее использовать современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе
- Поручить шмо и методическому совету проводить систематический мониторинг использования учителями эффективных технологий обучения и воспитания с целью их обобщения, изучения и дальнейшего внедрения в практику работы педагогического коллектива.
5.Всем членам педагогического коллектива с целью повышения качества знаний учащихся продолжить работу над решением таких задач как
- совершенствование методики индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и детьми с высоким и хорошим уровнем интеллектуальных способностей;
- организация на уроках работы в разных режимах: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
6. Осуществлять контроль учебных занятий учителей, имеющих низкий уровень соответствия форм и методов работы требованиям современного урока (итоги контроля – собеседования с учителями по программе наблюдения на учебном занятии)
- Размещать на сайте школы материалов о положительном опыте использования учителями инновационных методик, технологий обучения и современных средств обучения.
Методы и приемы наиболее успешно позволяющие организовать деятельность учащихся которые использую я (Ворожейкина Т.Е. учитель математики):
общедидактические методы: индукция, дедукция, аналогия, метод целесообразных задач, эвристический, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный (лекция), алгоритмический, элементарных и неэлементарных задач и т.п.
Все данные методы и приемы обеспечивают развитие мышления.
Практически все методы и приемы используются в работе.
Остановлюсь на одном из них.
Эвристический метод.
Эвристическим методом называется метод, при котором учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к «переоткрытию» теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач. Эвристический метод подразделяется на следующие виды:
- метод целесообразных задач.
- эвристическая беседа, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов.
- постановка и решение проблемы
- обобщение способа решения задач и составление рекомендаций для поиска решения подобных задач.
В то же время эвристическому методу присущи следующие недостатки:
- Он требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затрат времени
- При этом методе особенно сильно сказывается индивидуальные различия учащихся: многие их них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя.
- Активное участие в решение проблемы принимают лишь отдельные учащиеся, остальные – пассивны.
Эвристический метод следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приемов. Прежде всего помочь тем учащимся, которые не успевают решать на уроках поставленные проблемы С этой целью можно предложить заранее разработанный общий план решения проблем:
1.подобрать и рассмотреть частные примеры;
2. воспользоваться аналогией с известными фактами;
3. Сформулировать свое предположение;
4. доказать его
На уроках ставятся нетрудоемкие проблемы, которые успевают решить все учащиеся класса с небольшой разницей во времени. Более трудоемкие проблемы можно включать в домашние задания.
Тема «Порядок действий. Роль скобок». На доске выражение: 2+3*5=
Задание найти значение. При ответах учащихся могут возникнуть два ответа: 17 и 25. по нахождению значения можно отвечающих разделить на две группы. Задание каждой – доказать правильность своего ответа. Впоследствии задать вопрос, как прийти к единому ответу? (договориться о порядке действий, или ввести скобки)
предполагаемый образовательный продукт – вывод правила последовательности вычисления.
вид деятельности – проведение наблюдения, установление причинно-следственной связи
занимательность обеспечивается приёмом кажущихся противоречий.
критерии оценки могут быть следующими:
логичность и аргументированность ответа
степень соответствия полученного образовательного продукта.
Творческие задания могут использоваться в различных типах и на различных этапах урока. Например, использование творческих заданий в начале урока дают определённый настрой на работу на все 40 минут.
Новый материал на уроке можно дать репродуктивным методом, а можно и поставить проблему, попросить выдвинуть гипотезу, или вжиться в образ, а затем оставшееся время проблемы решать, гипотезы проверять, делать выводы, заключения, получать образовательный продукт.
Я не призываю заниматься творческими заданиями каждый урок и целый урок. Но попробовать стоит, детям понравится. Вместо традиционного дом. задания прочитать, пересказать, можно предоставить возможность пофантазировать.
Рефлексия участников педсовета. Игра «Ассоциация»
слово «развитие» является одним из показателей современного урока.
Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».
Р | радость | рост | результат |
А | |||
З | |||
В | |||
И | |||
Т | |||
И | |||
Е |
Работа выполняется в группах. Рассматривается результат работы групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...