Интегрированный урок по географии и информатике в 9 классе на тему "Занятость населения и рынок труда Липецкой области.Построение диаграмм в Excel."
методическая разработка (9 класс) по теме

Мещерякова Олеся Владимировна

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по географии и информатике в 9 классе на тему:

Работа хороша, если в ней польза и душа.

                       (посл.)

                             

Подготовили и провели учителя географии  Митасова Г.М.  и информатики Мещерякова О.В. МОУ лицея №24 г.Ельца

Цели урока:

- обеспечить усвоение материала по теме «Занятость населения и рынок труда», закрепление умений построения диаграмм в Excel;

- развитие познавательного интереса к предметам, творческих способностей учащихся, аналитического мышления, информационной культуры;

- воспитание научного мировоззрения, самостоятельности, чувства товарищества, взаимопомощи;

- способствовать выбору профессии.

Оборудование: карта ЦЧР, Липецкой области, атлас, тетрадь, компьютеры, проектор.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка цели урока. Проверка домашнего задания. Объяснение нового материала.
  3. Практическая работа.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка цели урока. Проверка домашнего задания

Учитель географии: Здравствуйте, ребята!

Фронтальный опрос:

  1. Особенности развития промышленности в Липецкой области.

 (схема на экране)

  1. Охарактеризуйте развитие сельского хозяйства в области.

(схема на экране)

3.Объяснение нового материала.

Учитель географии: На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть вопросы, характеризующие население и трудовые ресурсы нашей области. Тема сегодняшнего урока: «Занятость населения и рынок труда Липецкой области». В качестве эпиграфа мы взяли русскую пословицу «Работа хороша если, в ней польза и душа».

Учитель информатики: А с точки зрения информатики сегодня на уроке мы закрепим построение различных видов диаграмм в программе Excel.

Учитель географии:

  1. Численность населения Липецкой области на 01.01.2005г. – 1189900 человек, что составляет 0,8% от РФ.
  2. Плотность населения на территории области – 49,8 чел/км2 ; по РФ – 8,4 чел/км2 ; ЦФО – 42 чел/км2 .
  3. С 1970-2004 гг. коэффициент рождаемости упал с 14,6 до 9,2, а коэффициент смертности вырос с 8,7 до 18,3%. Это очень страшные показатели для развития области и в частности экономики.
  4. Для области характерен регрессивный тип возрастной структуры населения, с относительно низкой долей населения молодых при относительно высокой доле населения пенсионных возрастов.

Но для развития экономики области важно знать трудовые ресурсы.

- Что включает в себя это понятие?

- Охарактеризуйте трудовые ресурсы Липецкой области (сообщение учащегося).

  1. Липецкая область отличается относительно высоким трудовым потенциалом с положительной динамикой трудоспособного населения и определенными резервами для его роста.
  2. Численность трудовых ресурсов за 2004г. – 737,3 тыс. чел. (61,4% от общей численности населения Липецкой области).
  3. В их составе: 696,7 тыс. человек (94,5%) – трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

39,4 тыс. человек (5,3%) – лица, старшие трудоспособного возраста и подростки;

1,2 тыс.человек (0,2%) – иностранцы, трудовые мигранты.

В отраслевой структуре занятых снижается доля основных отраслей материального производства.

Рассмотрим эту структуру за 1995 и 2002гг.

промышленность 28,4 – 25,9%   (РФ 25,8 – 22,2%)

с/х 17,8 – 16,5%                            (РФ 14,7 – 11,8%)

строительство 10 – 6,7%              (РФ 9,3 – 7,6%)

транспорт 5,5 – 4,9%                    (РФ 6,6 – 6,3%)

сфера услуг 36,3 – 46%                (РФ 34 – 48,4)

Учитель географии:

Общество заинтересовано в увеличении доли трудовых ресурсов. Вместе с тем и в стране, и в нашей области наблюдается безработица, то есть предложений больше, чем рабочих мест. Численность безработных на 2004г. По Липецкой области 27 тыс. чел., официально зарегистрировано 4,8 тыс. чел. Сотни рабочих мест остаются вакантными, незанятыми, и в тоже время есть безработица. Значит, есть несоответствие между спросом и предложением на рабочую силу.

- Ребята, как вы считаете, в каких отраслях промышленности, с/х наблюдается дефицит рабочей силы?  (высказывают собственное мнение) А сейчас вы выполните практическую работу, в которой проанализируете востребованность профессий на рынке труда Липецкой области.

3.Практическая работа.

Учитель информатики:

В наше время часто встречается термин «деловая графика». Под этим термином обычно понимаются графики  и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли промышленности  и любые другие числовые данные. Иногда лучше увидеть рисунок, чем столбцы цифр. Использование диаграмм – это наиболее удобный и легко воспринимаемый способ представления информации. Огромными возможностями для создания деловой графики обладает программа Excel. Сейчас вы воспользуетесь этими возможностями и продемонстрируете их.

Первая группа, займите свои места за компьютерами. На рабочем столе находится папка «9 класс». Откройте файл Книга1. Вы видите таблицу. Прежде чем строить диаграмму вы должны отсортировать данные в таблице. Затем по последним 10 профессиям, наиболее востребованным построить гистограмму «Востребованность профессий на рынке труда Липецкой области за 2007г.» с помощью мастера диаграмм. Вторая группа остается за партами и выполняет ту же работу, но в тетради.

Сравним полученные результаты с образцом на экране.

А теперь, пожалуйста, поменяйтесь местами и проделайте ту же работу, но за 2009год.

Учитель географии:

- Проанализируйте полученные результаты.

Многие люди не получают удовольствие от той работы, которую они выполняют. А как вы считаете, что лучше, заниматься любой работой, даже если она вам не нравится, или жить на пособие по безработице? (высказывают собственное мнение)

Подтверждением этого является пословица, которая выбрана в качестве эпиграфа нашего урока «Работа хороша, если в ней польза и душа».

- Ребята, а какие профессии вы считаете необходимыми в нашем городе? (высказывают собственное мнение)

Более достоверную информацию о положении на рынке труда в нашем городе нам предоставит специалист центра занятости Вдовченко Татьяна Анатольевна.

- Пожалуйста, если у вас возникли вопросы,  вы можете их задать.

Учитель информатики:

А сейчас давайте еще раз обратимся к компьютеру и составим диаграмму востребованных профессий, но уже для нашего города. Первая группа,  займите место за компьютером.  В папке «9 класс» откройте файл Книга2 и по данным таблицы постройте круговую диаграмму «Востребованность профессий на рынке труда г.Ельца».

Учитель географии:

Ребята вы прекрасно знаете о том, что наш город обладает уникальными памятниками культуры, архитектуры, это родина многих выдающихся людей: художников, поэтов, композиторов. Поэтому администрацией нашего города и области было принято решение о создании в рамках Ельца экономической зоны туристско-рекреационного типа.

- Как вы считаете, изменится ли ситуация на рынке труда при его формировании?

- Какие профессии станут востребованными в нашем городе?

Человеческий капитал – главная ценность общества, главный фактор экономического роста. Но он истрачивается и требуется специальная политика государства и стремление общества к его воспроизводству. Важно вкладывать деньги в человека – его образование, здоровье, что является конкурентными преимуществами на рынке труда.

Образование становится все более широким, универсальным, гибким, давая возможность человеку работать в разных областях.

В современных условиях специалисту приходится учиться постоянно и овладевать новыми умениями и навыками.

Большинство из вас, на мой взгляд, уже определились со своей будущей профессией.

Учитель информатики:

И сейчас я предлагаю вам создать презентацию выбранной вами профессии. Необходимый материал имеется на рабочем столе. Объем презентации 5-6 слайдов. Презентация должна быть красочной и содержать различные эффекты. При составлении презентации вам необходимо учитывать не только ваши интересы, но запросы рынка труда нашего города и всей области.

 (работа по составлению презентаций)

- А сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. (представление презентаций)

Вопросы к учащимся:

  1. Чем привлекает тебя эта профессия?
  2. Какие качества необходимы представителю данной профессии?
  3. Является ли данная профессия востребованной на рынке труда вашего города?

Учитель информатики: Достаточно хорошо работаешь на компьютере. Не хотел(ла) свою профессию связать именно с этим? (компьютерная графика, рекламный бизнес)

Учитель географии: Получить выбранные вами профессии вы можете в следующих учебных заведениях Липецкой области.

Высшие учебные заведения:

  1. ЕГУ им. Бунина И.А.
  2. Липецкий Государственный Технический Университет
  3. Липецкий Государственный Педагогический Университет
  4. Липецкий филиал Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. Н.А.Добролюбова.

Средние профессиональные учебные заведения:

  1. Липецкий архитектурно-строительный колледж
  2. Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова
  3. Елецкое Государственное Училище искусств и. Т.Н. Хренникова
  4. Елецкий Медицинский Колледж
  5. Профессиональный лицей №28
  6. Чаплыгинский Аграрный Колледж
  7. Профессиональное училище №30

4.Подведение итогов урока.

Учитель географии: На сегодняшнем уроке мы с вами затронули достаточно актуальные вопросы занятости населения в Липецкой области и в нашем городе. Вы познакомились с перечнем самых востребованных профессий. На мой взгляд, данная информация очень ценна, особенно для тех, кто находится в поиске.

Учитель информатики: На сегодняшнем уроке мы закрепили построение диаграмм в программе Excel, а также вы проявили свои творческие способности  при создании компьютерных презентаций. Эти знания пригодятся вам не только на уроках информатики, но и при подготовке к другим предметам, а также в дальнейшем при выборе профессии, так как умение строить диаграммы необходимы и бухгалтеру, и социологу, и специалисту по компьютерной графике, и инженеру-строителю.

Выставляются оценки.

5. Домашнее задание.

По географии:  стр.104-109, вопросы стр.109.

По информатике: повторить весь материал по программе Excel, подготовиться к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»

Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...

Интегрированный урок математики и истории в 8 классе по теме " Отечественная война 1812 года в цифрах и диаграммах" .

Представленный урок - урок повторения и обобщения знаний  по истории и алгебре. В ходе урока учащиеся через диаграммы , решения задач,примеров,уравнений  знакомятся с интересным историческим...

Интегрированный урок по географии и информатике.

Тема урока: «Особенности экономического развития Стран Зарубежной Азии».                      «...

Интегрированный урок по географии и информатике

ТК   интегрированного урока по информатике и географии "Приглашаем в путешествие по странам Северной Европы"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"

Открытый урок по географии в 10-м классе на тему "Население мира"...