Интегрированный урок по математике и информатике "Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным, с использованием электронных таблиц Ms Excel."
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по математике и информатике
Тема урока: Решение задач с помощью уравнений, сводящихся к линейным, с использованием электронных таблиц Ms Excel.
Цель урока:
Формировать умения и навыки решать уравнения по алгоритму, составлять уравнения и решать задачи с помощью уравнений, использовать электронные таблицы для решения задач с помощью уравнений.
Задачи:
- обучающие: закрепить понятие уравнений и выполнение алгоритма решения уравнений; отрабатывать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах; использовать электронные таблицы для решения математических задач; составлять технологии решения задач в среде электронных таблиц; отрабатывать линейный алгоритм решения задач на составление уравнений.
- развивающие: развивать навыки сравнения, анализа, умения работать в группе и самостоятельно. Развивать память, творческие способности при составлении задач по заданным параметрам.
- воспитательные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь слушать ответы одноклассников, ответственно относиться к учебе.
Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений.
Формы работы учащихся:
- коллективная;
- работа в парах сменного состава;
- работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: приставка Mimio; мультимедийный проектор; 10 ПК.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- групповая технология;
- технология уровневой дифференциации;
- коллективное творческое дело;
- использование интерактивной доски ( приставка mimio);
- проектно-групповая технология.
Структура и ход урока
Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: подготовить учащихся к учебной деятельности. | ||
Объявление темы. Объявление учащимся о заполнении в течении урока листа успеха, на основании которого будет выставлена отметка за урок. (Приложение 1) | Тему урока формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы). Запись темы урока в тетрадь. | Познавательные, общеучебные, коммуникативные. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: актуализироваь знания учащихся по темам: «Решение задач с помощью уравнений», «Работа с электронными таблицами». | ||
Устный счет. I этап – Математический ринг. (Приложение 2) II этап – Конструктор Algo. (Приложение 3)
| Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Во время устного счета работают две команды. Участники команды-победителя проставляют баллы в листы успеха. I этап: каждая из команд выбирает для противника поле - ячейку электронной таблицы, в которой содержится задание.. II этап: На интерактивной доске отдельными блоками представлены шаги алгоритма по решению уравнений и задач на составление уравнений. Каждая из команд должна сложить свой алгоритм. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель этапа: постановка целей и задач урока. | ||
| Цели и задачи урока формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач). Учащиеся делают необходимые записи в тетради. | Регулятивные целеполагания, коммуникативные. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: отработка навыков составления и решения уравнений с использованием электронных таблиц, закрепление навыков работы с электронными таблицами. | ||
Учитель делит учащихся на пары, каждой паре предлагается решить с использованием Ms Excel задачу на составление уравнения, заполняя электронную таблицу. Результаты вычислений вводятся в общую сводную таблицу ответов в Ms Excel, на основе введенных данных на экране должно появиться графическое изображение. Учитель задает вопрос учащимся: «Логотипом какой известной в сфере IT-технологий компании является полученное изображение?». | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану: - Учащиеся делятся на пары и приступают к решению задачи (Приложение 4) с использованием Ms Excel, заполняя таблицу (Приложение 5). - Учащиеся вносят данные в сводную таблицу (Приложение 6) и отвечают на вопросы учителей. | Регулятивные планирования, познавательные, коммуникативные. |
V.Творческое применение в измененной ситуации (конструктивная задача) Цель этапа: отработка навыков составления и решения уравнений с использованием электронных таблиц, закрепление навыков работы с электронными таблицами в нестандартной (измененной ситуации). | ||
Учащиеся делятся учителем на 5 групп. Каждая группа получает задачу в Ms Excel. Задание: придумать задачу, извлекая данные из таблицы. По завершению учащиеся зачитывают задачу. | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану: составляют задачу, используя данные из таблицы в Ms Excel (Приложение 7) | Регулятивные планирования, регулятивные действия – действия контроля, познавательные, коммуникативные, моделирование. |
VI.Домашнее задание Цель этапа: закрепление знаний, полученных на уроке. | ||
Учитель каждому учащемуся выдает карточку, на которой представлено 3 задачи, каждая из которых имеет свой уровень сложности. В зависимости от желаемой оценки учащийся может выбрать уровень сложности на свое усмотрение. | Учащиеся могут выбрать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. (Приложение 8) Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
VII.Рефлексия Цель этапа: выявить уровень восприятия материала на уроке. | ||
В ходе урока учащиеся заполняли лист успеха. Учитель предлагает учащимся в колонке «Рефлексия» ответить на предложенные вопросы, а также посчитать баллы, полученные в ходе урока. В зависимости от количества полученных баллов учащиеся получают отметки. | Подведение итогов, подсчет баллов. Рефлексия. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Приложение 1
Лист успеха
Фамилия, имя учащегося _________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Этап урока | Баллы | Рефлексия | |
Вопрос | Ответ | |||
1 | Математиический ринг | Возникли у вас трудности в работе? (Обведи нужное) | да / нет | |
2 | Конструктор «Algo» | Довольны ли вы результатами своей работы? (Обведи нужное) | да / нет | |
3 | Работа в парах (решение задачи) | Какой из этапов работы понравился вам больше всего? | ||
4 | Работа в парах (работа с электронной таблицей) | |||
5 | Работа в группах (составление задачи) | |||
6 | Защита мини-проекта | |||
Итого : |
Приложение 2-3
Файлы презентации для интерактивной доски в формате “INC”
Приложение 4
- На одной автостоянке было в 2 раза меньше машин, чем на другой. Когда со второй стоянки на первую перевели 10 автомобилей, машин на автостоянках стало поровну. Сколько машин было на каждой стоянке первоначально?
- На одном складе было в 3 раза больше планшетов, чем на другом. После того, как с первого склада взяли 25 планшетов, а на другой привезли 15, планшетов на обоих складах стало поровну. Сколько планшетов было на каждом складе первоначально?
- Магазины в первый день продали в 3 раза больше имеющихся компьютеров, чем во второй день. Сколько компьютеров было продано в первый и второй день, если за два дня они продали 120 компьютеров.
- Скорость легкового автомобиля на 25 км/ч больше, чем скорость автобуса. Автомобиль проезжает за 1 ч такое же расстояние, какое проезжает автобус за 80 минут. Какова скорость автомобиля и автобуса?
- У кассира накопилось некоторое количество монет достоинством 5 р. и 10 р., всего на сумму 200 рублей. Определить, сколько было монет каждого достоинства, если число 5 рублевых монет было на 13 больше, чем 10 рублевых монет.
- Мастер изготавливает на 20 деталей в час больше, чем ученик. Ученик работал 5 часов, мастер – 7 часов, и вместе они изготовили 1100 детали. Сколько деталей в час изготавливали ученик и мастер отдельно?
- В двух книгах 170 страниц. В первой книге на 30 страниц больше, чем во второй. Сколько страниц в каждой книге?
- Длина прямоугольного участка земли в 2 раза больше его ширины. Когда длину прямоугольного участка земли уменьшили на 20 м, а ширину оставили той же, то площадь прямоугольного участка земли уменьшилась на 1200 м2. Найти первоначальный размер прямоугольного участка земли.
- Маша назвала число. Петя увеличил это число в 6 раз и от полученного результата отнял 20. После этого у него получилось число в 5 раз больше чем у Маши. Какие числа получились у ребят?
- Во дворе фермы «Заря» бегают куры и поросята, причем число голов, равно 95, а число ног 240. Сколько кур и сколько поросят бегают во дворе фермы.
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Домашнее задание
- Решить одну из представленных задач, выбрав необходимый уровень сложности.
- Оформить решение в электронной таблице.
- Выслать документ по электронной почте.
«3»
Для выпечки кекса требуется муки в 2 раза меньше, чем для пирожков. Сколько муки нужно взять для выпечки кекса, если для кекса и пирожков нужно 2 кг 400 г муки?
«4»
Школьники за 3 дня посадили на школьном участке 63 дерева. Во второй день они посадили на 6 деревьев больше, чем в первый, а в третий день – на 3 дерева меньше, чем во второй. Сколько деревьев посадили в первый день?
«5»
Из пункта А в пункт В выехал автомобиль со скоростью 50 км/ч. Через 30 мин на встречу ему из пункта В выехал мотоциклист со скоростью 70 км/ч. Прасстояние между пунктами, равное 256 км, участники движения проехали без остановок. В какое время суток автомобилист и мотоциклист встретились, если автомобилист выехал в 2 ч дня?
Приложение 9
Работа в парах
- Откройте папку «ОТКРЫТЫЙ УРОК», находящуюся на рабочем столе вашего компьютера.
- Откройте файл «Работа в парах».
- Выберите в электронной книге лист, номер которого совпадает с номером вашего компьютера.
- Прочитайте условие задачи.
- Внесите данные в таблицу. Если необходимо, произведите расчеты в таблице.
- Решение задачи запишите в тетрадь.
- Получившийся результат сообщите учителю.
- Сохраните документ.
Приложение 10
Работа в группах
- Откройте папку «ОТКРЫТЫЙ УРОК», находящуюся на рабочем столе вашего компьютера.
- Откройте файл «Задача».
- Придумайте задачу на составление уравнения, извлекая данные из таблицы.
- Запишите в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...
Конспект урока в 6 классе "Решение задач с помощью уравнений"
Урок проводится в 6 классе при изучении темы "Решение задач с помощью уравнений" по учебнику Зубарева, Мордкович. Имеется презентация к этому уроку....
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель
Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков рабо...
Решение задач математического анализа и линейной алгебры средствами электронных таблиц MS Excel
Решение задач математического анализа и линейной алгебры средствами электронных таблиц MS Excel...
Интегрированный урок алгебры и экологии "Решение задач с помощью уравнений" 7 класс
Цели урокаФормирование умений решать задачи средствами создания математических моделей (уравнений, таблиц, схем)Формирование экологической культуры. Формы и методы обученияФронтальная, групповая,...
Использование электронный таблиц Microsoft Excel при создании дидактического материала.
Тест и кросворд.Тема: "Двигатель внутреннего сгорания"...