Методическая разработка открытого урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"
методическая разработка по географии (10 класс)

Цапенко Дмитрий Васильевич

Открытый урок по географии в 10-м классе на тему "Население мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_naselenie_mira.docx83.28 КБ

Предварительный просмотр:

                      РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ33

                  РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

          «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41»

346537 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Депутатская 16а, тел./факс (8636) 28-40-60 e-mail:school41@shakhty-edu.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого о урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"

        Учитель: Цапенко Д.В.

Шахты

2020г.

Методическая разработка открытого урока по географии в 10 классе на тему :

«География население мира»

                             

Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения

Численность населения мира: очень быстрый рост!

Ученик 1: По подсчетам демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд чел. На протяжении почти всей этой истории рост населения был медленным, а ускорение наступило только в период Нового и особенно Новейшего времени: за последнее тысячелетие для первого удвоения численности населения потребовалось 600лет, для второго – 250 лет, для третьего – около 100, а для четвертого – чуть более 40 лет. Никогда еще население мира не возрастало так быстро, как в современную эпоху.

Пример: Если в начале ХХ в. Абсолютный ежегодный прирост населения Земли составлял 10- 15 млн, а в середине века 40- 50 млн, то в 80-90-х гг. ХХ в. Он превышает число жителей любого европейского государства, кроме России. В начале ХХI в. Этот прирост немного снизился, но остается очень высоким.

В разных регионах мира население растет неодинаково: в одних медленно, в других быстрее, а в третьих очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства.

Понятия о воспроизводстве населения. Численность населения – один из важных факторов развития каждой страны и всего человечества. В свою очередь рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которое обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения – процессы биологические. Но тем не менее решающее воздействие на них оказывают социально – экономические условия жизни людей, также взаимоотношения между ними в обществе и в семье. Уровень смертности зависит от материальных условии жизни людей: питания, санитарных условии труда и быта, от развития здравоохранения, а так же возрастного состава населения. Уровень рождаемости также зависит от социально – экономической структуры общества, от условия жизни людей. Как правило, по мере роста благосостояния и культуры, все большего вовлечения женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения срока обучения детей и общего возрастания «цены ребенка» рождаемость снижается. Но рост доходов может служить и стимулом к ее повышению.

Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к огромным людским потерям – как в результате непосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней.

В самом упрощенном, генерализованом виде можно говорить о двух типах воспроизводства населения.

Первый тип воспроизводства населения: демографический кризис.

Ученик 2: Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время растет доля пожилых и старых людей; это само по себе снижает показатель смертности.

Во –вторых, это страны с нулевым или близким к нему естественным приростом, такой прирост уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стабилизируется на достигнутом уровне. Это, например0 Швеция, Финляндия, Дания, Польша. Все страны второй подгруппы находятся в Европе. В – третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т.е. такие, где смертность превышает рождаемость. В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией (или демографическим кризисом). Наиболее характерна она для Европы.

Пример: В 2012 г. ТВ Европе насчитывалась 21 страна с отрицательным естественным приростом населения. Особенно велика убыль населения из Украины, Болгарии, Сербии, Эстонии, Венгрии.

Еще сравнительно недавно тот тип воспроизводства населения, который сложился в экономически развитых странах, нередко называли рациональным. Однако в первой половине 90-х гг. ХХ в. Темп прироста снизился до 2%, а в начале ХХI в. Он опустился до 0,3%. При этом многие страны Европы уже вступили в полосу демографического кризиса, который отрицательно сказывается или может сказаться в будущем на всем их развитии.

Второй тип воспроизводства населения: демографический взрыв.

Ученик 3: Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран.

После завоевания независимости эти страны получили возможность шире использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены для борьбы с эпидемиями. Это привело к довольно резкому сокращению смертности. Рождаемость же большей частью осталась на высоком уровне.

В начале ХХI в. среднегодовой показатель естественного прироста в развивающихся странах составляет 1,3%, т.е. в 5,5 раза выше, чем в экономически развитых странах! Но даже на этом фоне особенно выделяются наименее развитые страны, где самые высокие показатели рождаемости и естественного прироста; вот почему «рекордсменов» по естественному приросту населения вы найдете среди стран Тропической Африки и Юго – Западной Азии.

Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства в середине ХХ в. Получил в литературе образное наименование демографического взрыва. В наши дни на эти страны ( вместе с Китаем) приходиться более4/5 всего населения планеты и более 95% его годового прироста. Это значит, что из 130млн рождаются в развивающихся странах. В том числе население Азии ежегодно увеличивается на примерно на 40 млн чел., Африки – более чем на 20 млн, Латинской Америки – более чем на 7 млн.

Если в 1900 г. Из 15 крупнейших по числу жителей стран мира семь находились в Европе, пять в Азии и три в Америке, то в 2012 г. В этом списке осталась только одна европейская страна (Россия), но зато стало восемь азиатских (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, Филиппины, Вьетнам), а так же три американских ( США, Бразилия, Мексика), три африканских ( Нигерия, Эфиопия, Египет).

Наряду с этим нельзя не обратить внимание на то, что в некоторых более « продвинутых» развивающихся странах началось ужу довольно заметное снижение показателя естественного прироста населения. Примерами такого рода могут служить Бразилия, Индия, Турция, Марокко, Тунис. А Китай , Аргентина, Чили, Шри – Ланка, Таиланд уже фактически перешли в группу стран первого типа воспроизводства.

Тем не менее развивающиеся страны оказывают и будут продолжать оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводства населения, в первую очередь определяя демографическую ситуацию во всем мире.

Демографическая политика – управление воспроизводством населения.

Ученик 4: В наши дни большинство стран мира стремиться управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения ( прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Она проводится главным образом с помощью разных стимулирующих экономических мер - таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция, Япония, Россия.

Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетие стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения. Пожалуй наиболее усилия в этом отношении прилагают две самые большие по числу жителей страны мира – Китай и Индия.

Пример 1. В конституции КНР говориться о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья – один ребенок». Осуществление этой политики уже дало результаты.

Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951г. Приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Пропагандируется семья из четырех человек под девизом: « Нас двое – нам двоих» . в результате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизилось, но тем не менее еще почти 1/5 всех новорожденных в мире – дети, появляющиеся на свет в Индии. Годовой абсолютный прирост населения Индии превышает 16 млн, тогда как в Китае составляет 6,5 млн чел.

Мы характеризуем размещение и миграции населения

Размещение и плотность населения: очень большие контрасты.

Ученик 5: население мира размещается крайне не равномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% территории суши. Наряду с этим около половины обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел. на 1 кв². совершенно не освоенные людьми области занимают 15 % суши. Это прежде всего области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселили и освоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни территории.

Пример. Из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях и равнинах, расположенных на высоте до 500 м над уровнем моря, которые занимают только 28% суши. Горные области заселены значительно слабее, хотя из этого правила есть и исключения.

Конечно, на расселение людей повлияли не только природные, но и исторические факторы. Так, в Старом Свете ( Европа, Азия, и Африка) и ныне обитают более 85% всех жителей Земли, тогда как в Новом Свете ( Америка и Австралия) – менее 15%.с глубокой древности большое воздействие на расселение людей оказывает их занятость в сельском хозяйстве.

Пример. Развитие трудоемкого рисосеяния на поливных землях привело к формированию крупнейших сгустков населения в Восточной и Южной Азии. И в наши дни плотность сельского населения здесь повсеместно превышает 200 чел. на 1 кв², достигая в отдельных районах 1500 – 2000 чел. и более.

С началом развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Европе и США. В некоторых промышленных районах плотность населения также достигает 1000-1500 чел. на 1 км².

Наконец, на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселение людей сильно сказывается тяготение к транспортным и торговым путям.

Пример. В 200 – километровой полосе вдоль побережий морей и океанов сосредоточенно более половины человечества, а в 50- километровой, которая занимает всего 12 % суши, - почти 30%. В отдельных – преимущественно островных – странах этот показатель значительно выше.

Средняя плотность населения Земли – 55 чел. на 1 км². Но, как вы понимаете, за этим средним показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными странами.

Пример. Чаще всего в качестве самой густонаселенной страны мира называют Бангладеш, где показатель плотности населения же превысил 1150 чел. на 1 км². Но в небольших, преимущественно островных, государствах он еще выше: в Сингапуре – более 7500, на Мальте – 1300 чел. на 1 км². ( А в Монако – 16400 чел. на 1 км²!)

Еще более велики различия в распределении населения и его плотности в пределах некоторых стран.

Пример. В Канаде 2/3 населения живут в южной 150-километровой зоне, протянувшейся вдоль границы США и образующей главную полосу расселения. В северной части страны 1 человек приходится на 20-25 км² территории. Такие же контрасты заселенности характерны и для Австралии.

Определенная численность и плотность населения – необходимые предпосылки для развития каждой страны. Но совершенно не правы те ученые, которые преувеличивают роль плотности населения и даже устанавливают прямую зависимость между ней и уровнем социально – экономического развития.

Миграции населения: их виды и география.

Ученик 6: Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения. Главная причина миграции – экономическая, но они вызываются также политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

Международные миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Середине века - прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

После Второй мировой воины размеры международных миграции снова стали возрастать, и к концу ХХ в. Произошел новый «миграционный взрыв». Как и прежде, основная причина этих миграций – экономическая, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни. Такие миграции получили название трудовых миграций.

В результате в начале ХХI в. За пределами своих стран постоянно или временно работают около 250 млн чел. Основной поток таких трудовых эмигрантов направляется из развивающихся в экономически развитые страны.

Ныне в мире существуют четыре главных центра притяжения трудовых ресурсов. Во – первых, это Западная Европа (особенно ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих – иммигрантов из ряда стран Южной Европы, Заподной Азии и Северной Африки; в 1990 – х гг. значительно возрос также приток мигрантов из Восточной Европы и стран СНГ. Во – вторых, это США, где только легальная иммиграция ( преимущественно из стран Латинской Америки, Азии и Европы) состовляет примерно 1 млр чел. в год, а нелегальная – и того больше. В – третьих, это нефтедобывающие страны Персидского залива, в общей числености трудовых ресурсов которых трудовые мигранты ( из Египта, Индии, Пакистана и Других стран) намного привышают местное насиление. В – четвертых, это Россия.

Странами со значительной иммиграцией остаются по – прежнему Канада, Австралия и в еще большей степени Израиль.

Во второй половине ХХ в. Появилось новая форма внешних миграций, которая получила наименование «утечка умов». Сущность ее заключаеться в переманивании иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квалификации. Началась она с оттока из стран Заподной Европы и США, но затем главными поставщиками таких иммигрантов - «интеллектуалов» также стали развивающиеся страны. В конце 80 – х начале 90- х гг. ХХ в. В связи с политическим и экономическим кризисом усилилась « утечка умов» из России, Украины, других стран, входивших ранее в СССР.

Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, этническим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними в первую очередь и связано такое явление последнего времени, как формирование потоков беженцев, общее число которых в мире уже исчисляется десятками миллионов человек. Понятно, что люди бегут прежде всего из районов острых политических и военных конфликтов.

Пример. В начале ХХI в. по количеству беженцев особо выделялись такие горячие точки, как Афганистан (около 3 млн чел.), и Ирак (около 2 млн чел.), а так же страны, в которых не утихали разного рода этнополитические «разборки», - Сомали, судан, ДР Конго, Израиль (Палестина), Колумбия.

Внутренние миграции населения бывают нескольких видов. К ним относятся перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит основным источником их роста. В наши дни этот вид внутренних миграций принял такие масштабы, что его стали называть « великим переселением народов ХХ в.». Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен прежде всего для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения – России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии и Китая.

В последнее время все более массовым становится отток людей из разног рода горячих точек, включая не только военно – политические конфликты, но и районы экологического бедствия.

Ученик 7:

Интересные факты:

  1. Численности в 1 млрд чел. население мира достигло в 1820 г.

В 1927 г. на Земле стало 2 млрд жителей,

в 1960 г. – 3 млрд,

в 1974 г. – 4 млрд,

в 1987 г. – 5 млрд,

в конце 1999 г. - 6 млрд.

7 – миллиардный житель планеты появился на свет в октябре 2011 г.

  1. Ежегодно в мире рождается 130 млн чел. Соответственно каждую минуту появляются 144, каждый час – 8,6 тыс., а каждые сутки – 207 тыс. новых землян ( это примерно равно населению таких городов, как Якутск или Псков). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Новосибирск или Харьков, каждый месяц – население такой страны, как Израиль или Лаос.
  2. Даже среди стран Персидского залива в этом отношении особо выделяется небольшое государство Катар. Оно попало в Книгу рекордов Гиннесса по номинации «Дефицит женщин». В этой стране на 100 женщин приходится 307 мужчин.
  3. По абсолютной численности детей первое место в мире занимает Индия (358 млн), второе – Китай ( 263 млн). мировыми рекордсменами по доле детей во всем населении являются африканские страны – Нигер (50%), Буркина-Фасо, ДР Конго и Замбия (46%). А по доле стариков выделяются Япония (21%) , Италия и Германия (по 20%). Меньше всего стариков в ОАЭ, Уганде, Мавритании (1-2%).
  4. Наибольшую численность экономически активного населения имеют Китай (817 млн), Индия (491 млн), США (165 млн), Индонезия (116 млн) и Бразилия (101 млн). на эти пять стран приходится 50% экономически активного населения мира. Россия по этому показателю занимает 7-е место (76 млн).
  5. Из языков индоевропейской семьи наиболее распространены английский, который служит родным и официальным для 590 млн чел., испанский (500 млн), хинди (450 млн), русский (250 млн), португальский (240 млн), бенгальский (230 млн), французский 9130 млн), немецкий (120 млн). Роль главного языка международного общения в наши дни выполняет английский язык, которым в той или иной степени владеют 1,3 млрд чел.
  6. В Судане межэтнический (и межрелигиозный) конфликт арабо–мусульманского населения северной части страны и неарабского (христианского и языческого) населения ее южной части продолжался более полувека. В результате конфликта погибли миллионы людей, более 4 млн беженцев покинули страну. В начале 2011 г. на референдуме население Юга почти единогласно проголосовало за отделение Судана и провозглашение независимого государства. В том же году Южный Судан был принят в ООН.
  7. Согласно норме шариата главный в семье – мужчина, который должен содержать семью, тогда как жена обязана повиноваться мужу. Женщинам отводится особая, запретная для чужих мужчин половина дома. Женщина так же обязана в общественных местах прикрывать лицо и руки, а в некоторых странах – носить паранджу. Когда мусульманин вступает в брак, он обязан заплатить за невесту ее родителям выкуп – калым – и подарить невесте не менее 100 г золотых изделий.
  8. В мире всего несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживает на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. Лишь в Боливии, Перу и Китае (Тибет) граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря.
  9. В Японии 9/10 населения живет не дальше 50 км от моря, в Великобритании – 3/4 . в Норвегии, Дании, Ирландии, Португалии, Чили, Новой Зеландии, на Кубе и Филиппинах все население живет не далее 200 км от моря, в Австралии и Египте – более 9/10.

Ученик 8:

  1. Исторически сложилось так, что в некоторых странах столичные функции распределены между двумя городами. В Нидерландах королевской резиденций является Амстердам, а парламент и правительство находиться в Гааге. В ЮАР Претория служит центром политической власти, тогда как парламент страны находиться в Кейптауне. В Боливии в соответствии с конституцией столицы страны считается г. Сукре, но фактически столица (с резиденцией правительства) находится в Ла-Пасе.
  2. Классическим примером такого рода может служить столица Австралии Канберра, которая была построена в начале ХХ в. в специально выбранном для этой цели месте, чтобы таким способом разрешить спор между Сиднеем и Мельбурном, претендовавшим на роль столицы страны. Аналогичные примеры являют собой столица Канады Оттава и столица США Вашингтон.
  3. Единого для всех стран понятия «город» не существует. Например, в Дании, Швеции, Исландии к городам относятся поселения с числом жителей более 200 человек, в Канаде, Австралии – свыше 1 тыс., в ФРГ, Франции, на Кубе – свыше 2 тыс., в США, Мексике – свыше 2,5 тыс., в Австрии, Индии, Иране, на Мадагаскаре – свыше 5 тыс., в Швейцарии, Италии, Греции, Португалии – свыше 10 тыс., в России – свыше 12 тыс., в Нигерии – свыше 20 тыс., в Японии – свыше 30 тыс.
  4. В 2010 г. в мире насчитывалось 467 городских агломерации с население более 1 млн чел. в каждой, в том числе в Азии – 246, в Латинской Америке – 63, в Европе – 53, в Африке – 51, в Северной Америке – 48, в Австралии и Океании – 6. Из отдельных стран особо выделяются Китай (113), Индия (48) и США (43). В России число агломераций – миллионеров достигло19.
  5. С 1931 г. самым высоким зданием мира был небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке (102 этажа, 381 м). в 1972 г. он уступил первенство Всемирному торговому центру в том же Нью-Йорке (110 этажей, 417 м), разрушенному во время террористической акции 11 сентября 2001 г. В 1974 г. в Чикаго был построен Сирс Тауэр (110 этажей, 442 м), который был самым высоким в мире до 1998 г., когда в столице Малайзии Куала-Лумпуре нефтяная компания «Петронас» ввела в строй два небоскреба - близнеца с числом этажей 88 и высотой (с антенной) 450 м. Позднее сверхвысокие здания были построены в Шанхае (492 м), в Сянгане (415 м), в Тайбэе на Тайване (448 м). в 2009 г. в ОАЭ, в эмирате Дубай был открыт небоскреб «Бурдж-Халифа» высотой более828 м со 162 этажами. В нем разместились отель, офисные помещения, роскошные квартиры. Для обеспечения небоскреба электроэнергией установлена турбина, вращаемая ветром, и 15 тыс. м² солнечных батарей.
  6. Люди на австралийских фермах живут очень уединенно. Связь с внешним осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио. По радио врач дает консультацию и в случае необходимости принимает вызов к больному. Обучение детей фермеров до 15-летнего возраста так же осуществляется по радио. Каждый учащийся имеет специальную радиостанцию, позволяющую ему во время своих занятии обращаться за советом к преподавателю или к другим учащимся. Раз в неделю он отсылает свои письменные работы для проверки учителю «радио-школы».
  7. Все города мира ежегодно выбрасывают в окружающею среду до 3 млрд т твердых промышленных и бытовых отходов, свыше 500 км³ промышленных и бытовых стоков и около 1 млрд т различных аэрозолей. Для сравнения: на Земле известно 578 активных вулканов, извержение которых дают 2,5 млрд т лавы, пепла, водяных паров и газов.

Религиозный состав: мировые и национальные религии.

Ученик 9:

В зависимости от своего распространения и роли все религии подразделяются на мировые и национальные. Наиболее распространенная из мировых религии – христианство (включает три ветки – католическую, протестантскую и православную), которое исповедует более 2 млрд чел., преимущественно в Европе, Америке, Африке и Австралии. Второе место по числу верующих (более 1,6 млрд) занимает ислам (мусульманство), который объявлен государственной религий во многих странах, расположенных главным образом в Азии и Африке. Третье место среди мировых религии по числу приверженцев принадлежит буддизму (350 млн), распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

В последнее время очень большое влияние на все мировое развитие стал оказывать исламский фактор. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 странах.

Пример. Наиболее крупные по численности мусульман государства – Индонезия, Пакистан, Индия, Бангладеш (от 100 до 200 млн верующих), Египет, Турция, Иран, нигерия (от 55 до 75 млн).

Само арабское слово «ислам» буквально означает «покорность». В последние годы многие острые политические и религиозные конфликты экстремисты пытались оправдать именно ссылками на ислам. В разных районах мира они стремятся заменить гражданское общество исламским, устроенным по законам шариата – комплекса предписаний, которые формируют убеждения, нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а так же регулируют нормы их поведения.

Вместе с тем умеренный ислам вполне может уживаться с гражданским обществом.

К национальным религиям относятся индуизм в Индии (более 800 млн верующих), конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии и т.д. Широкое распространение получил также иудаизм – одна из древнейших религий, многие положения которой были восприняты христианством.

Приспосабливаясь к изменяющимся условиям, религия продолжает оказывать сильное воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье. В частности, в ряде стран она очень сильно влияет на воспроизводство населения.

Религиозные противоречия часто переплетаются с расовыми и национальными, приводя к возникновению горячих точек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 11-м классе на тему "Япония"

Открытый урок по географии в 11-м классе на тему "Япония"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 7-м классе на тему "Города и сельское население"

Открытый урок по географии в 7-м классе на тему "Города и сельское население"...